г. Краснодар |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А32-50977/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ОГРН 1022301205662, ИНН 2308070396) - Савочка М.П. и Иванова М.В. (доверенности от 22.08.2018), от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (ОГРН 1022302946951, ИНН 2320047989) - Изосимова Д.ИТ. (доверенность от 22.08.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-50977/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - истец, общество, газпром) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГБУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 698 915 рублей 89 копеек задолженности за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 по договору поставки газа от 26.03.2018 N 25-11-00514/18 и 72 405 рублей 64 копеек пеней (уточненные требования).
Решением от 06.05.2019 иск удовлетворен в полном объеме. Суд пришёл к выводу о том, что размер задолженности подтвержден материалами дела, при этом применение истцом расчетного метода определения объема потребленного газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования соответствует действующему законодательству. Представленный ответчиком контррасчет задолженности не принят судом во внимание, поскольку основан на применении иной методики расчета.
Постановлением апелляционного суда от 15.08.2019 решение от 06.05.2019 отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для определения объема поставленного ответчику в спорный период газа по проектной мощности газопотребляющих установок.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает на отсутствие (на момент проведения проверки) у потребителя документации, подтверждающей соответствие узла учета газа (далее - УУГ) требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, поэтому объем поставленного газа должен определяться расчетным методом - по мощности газопотребляющего оборудования. Суд апелляционной инстанции не учел, что в июне 2018 года ответчик потреблял газ и, отказывая в иске в полном объеме, суд освободил учреждение от обязанности оплаты газа как определенного расчетным методом, так и по показаниям прибора учета.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик отклонил доводы истца, считая судебный акт апелляционного суда законным и обоснованным, обязательство по оплате по контракту за 2018 год исполненным в полном объеме.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.12.2019 до 14 часов 11.12.2019.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 26.03.2018 общество (поставщик) и учреждение (покупатель) заключили договор поставки газа N 25-11-00514/18, по которому поставщик обязался поставлять газ, а покупатель - получать и оплачивать его в соответствии с условиями договора (пункт 2.1 договора). Согласно пункту 5.5.1 договора расчеты за фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В период с 01.01.2018 по 31.08.2018 общество поставило учреждению 175,37 тыс. куб. м газа, что, по его мнению, подтверждается счетами-фактурами и актами о количестве поданного-принятого природного газа от 31.01.2018, 28.02.2018, 31.03.2018, 30.04.2018, 31.05.2018, 30.06.2018, 31.07.2018, 31.08.2018 на сумму 1 588 006 рублей 07 копеек. Учреждение оплатило задолженность в части.
Неоплата ответчиком стоимости поставленного газа в полном объеме послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суды установили, что между сторонами возникли разногласия в части примененной истцом методики определения объема газа по максимальной мощности газоиспользующего оборудования.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Кодекса установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила N 961).
Согласно пунктам 21 и 22 Правил N 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
Пунктом 23 Правил N 162 установлено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 162 ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил N 162).
Согласно пункту 3.9 Правил N 961 учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Пунктом 1.6 Правил N 961 предусмотрено, что измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ и пункта 2.9 Правил N 961 измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков".
В пункте 12.1.1. ГОСТ Р 8.740-2011 указано, что проверку реализаций методик измерения (МИ), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.
Отказывая в иске, апелляционный суд исходил из следующего.
Требования истца основаны на акте проверки средств измерений от 21.06.2018 N 280/4 на объекте "котельная", расположенном по адресу: г. Сочи, п. Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа, 77/3, которым установлено отсутствие документации, подтверждающей соответствие измерительного комплекса учреждения требованиям МИ, регламентированной ГОСТ Р 8.740-2011 (отсутствует акт ЦСМ на соответствие ГОСТ Р 8.740-2011).
По результатам проверки расход потребленного газа за июнь - июль 2018 года определен обществом в соответствии с пунктом 4.3 договора и пунктом 3.9 Правил N 961 по проектной мощности газоиспользующего оборудования, объем и стоимость которого по расчету за июнь 2018 года составили 77,386 тыс. куб. м на сумму 698 915 рублей 89 копеек, за июль 2018 года - 22,248 тыс. куб. м на сумму 200 934 рубля 03 копейки.
Возражая против требований истца, ответчик указал на несогласие с произведенным обществом расчетом количества поставленного газа и его стоимости, полагая, что за июнь - июль 2018 года определение расхода поданного газа должно производиться по приборам учета, а не по максимальным мощностям газоиспользующего оборудования, ссылаясь на следующие обстоятельства.
18 июня 2018 года учреждение обратилось к обществу с уведомлением N 859-11-4 о необходимости прибытия представителя поставщика для приемки и пломбировки прибора учета газа АИР-20/М2 (отдельного средства измерения), установленного в пгт. Красная Поляна, место расположения - котельная. Срок поверки указанного прибора учета газа не истек, его приемка и опломбировка производилась в соответствии с действующими техническими нормами и правилами. Претензий со стороны поставщика в адрес заказчика в части наличия (отсутствия) либо работоспособности отдельных приборов учета (средств измерений), входящих в состав узла учета газа (далее - УУГ), не предъявлялось.
21 июня 2018 года в Краснополянское подразделение учреждения прибыл представитель поставщика - инженер по метрологии Перфильева Ж.М., которая по итогам проверки составила акт N 280/4 к распоряжению проверки УУГ от 20.11.2017 N 162. 03 июля 2018 года учреждению поступило письмо N 19.33-05/3014, подписанное начальником управления поставщика по работе с потребителями газа в г. Сочи Сокол В.В., в котором указано на выявление в результате проверки средств измерений и учета газа, проведенной 21.06.2018, отсутствия документации, подтверждающей соответствие измерительного комплекса требованиям действующей МИ, регламентированной ГОСТ-Р 8.740-2011, а также на определение расхода потребленного газа за июнь 2018 года по проектной мощности газоиспользующего оборудования. При не предоставлении подтверждающих документов соответствия УУГ, действующей нормативно-технической документации, расчет объемов газа будет осуществляться по мощности неопломбированного ГИО до устранения выявленных нарушений.
Во избежание необоснованных начислений 03.07.2018 учреждение направило обществу уведомление N 929-11-4 о том, что в связи с незапланированной проверкой на соответствие измерительного комплекса требованиям действующей МИ, регламентированной ГОСТ-Р 8.740-2011, ответчик просит направить представителя для отключения котельной от газоснабжения с пломбировкой вводной задвижки и двух задвижек агрегатов.
Актом проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 08.08.2018 N 1462018, составленным ФГБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае", установлено, что УУГ учреждения, расположенном по адресу:
г. Сочи, пгт. Красная поляна, ул. Защитников Кавказа, 77/3, соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 (т. 1, л. д. 119).
В подтверждение исправности спорного УУГ учреждение представило паспорт измерительного комплекса расхода природного газа на базе газового счетчика RVG G-100 с электронным корректором ЕК-260, акт соответствия измерительного комплекса (ИК), использующего счетчик газа метрологическим и строительным нормам от 01.12.2006 и акт от 24.11.2006 на установку пломбы на УУГ у потребителя (Центр подготовки спасателей МЧС России) (т. 1, л. д. 112 - 118).
Установив, что измерительный комплекс и приборы учета газа учреждения, установленные в пгт. Красная Поляна, введены в систему коммерческих расчетов за газ 01.12.2006, то есть до принятия и введения в действие ГОСТ Р 8.740-2011 (с 01.01.2013) и на момент ввода в эксплуатацию УУГ соответствовал требованиям ПР 50.2,019-2006 (предшественник ГОСТ Р 8.740-2011), суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у учреждения обязанности досрочно поверять УУГ на его соответствие требованиям ПР 50.2.019-2006, либо требованиям ГОСТ-Р 8.740-2011, так как он не реконструировался, не вводился вновь в эксплуатацию.
При этом доказательств, свидетельствующих об уклонении учреждения от своевременной поверки и составления акта соответствия прибора учета требованиям ГОСТ, либо техничкой неисправности прибора учета, которая могла бы повлиять на изменение настроечных параметров, истец не представил.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для определения объема потребленного в спорный период газа расчетным методом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не проверил факт наличия (отсутствия) задолженности у учреждения перед обществом за количество потребленного им в июне 2018 года газа согласно показаниям УУГ. Между тем из представленного истцом расчета следует, что по суточным показаниям прибора учета ответчик потребил в июне 2 882,5 куб.м газа (т.1, л. д. 149). Указанные в расчете платежи ответчика от 17.07.2018 согласно платежным поручениям N 788601 и 788604 (т.1, л. д. 141, 1541) в соответствие с указанным в них основаниям являются платежом за май и авансовым платежом за июль (п.5.5.1 договора). Иные доказательства своевременной оплаты потребленного в июне 2018 года газа в деле отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции эти обстоятельства не проверил.
Довод ответчика о погашении им задолженности по контракту за год в полном объеме может служить основанием для выводов о наличии/отсутствии у ответчика задолженности, однако с учетом заявленного требования о взыскании пеней установлению подлежит время оплаты или неоплаты долга за спорный период.
Поскольку указанные обстоятельства апелляционным судом не исследованы и без них невозможно определить наличие оснований для отказа в иске в полном объеме, судебный акт апелляционного суда об отказе в иске в заявленном размере подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-50977/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд..
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Актом проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 08.08.2018 N 1462018, составленным ФГБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае", установлено, что УУГ учреждения, расположенном по адресу:
г. Сочи, пгт. Красная поляна, ул. Защитников Кавказа, 77/3, соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 (т. 1, л. д. 119).
...
Установив, что измерительный комплекс и приборы учета газа учреждения, установленные в пгт. Красная Поляна, введены в систему коммерческих расчетов за газ 01.12.2006, то есть до принятия и введения в действие ГОСТ Р 8.740-2011 (с 01.01.2013) и на момент ввода в эксплуатацию УУГ соответствовал требованиям ПР 50.2,019-2006 (предшественник ГОСТ Р 8.740-2011), суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у учреждения обязанности досрочно поверять УУГ на его соответствие требованиям ПР 50.2.019-2006, либо требованиям ГОСТ-Р 8.740-2011, так как он не реконструировался, не вводился вновь в эксплуатацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф08-10598/19 по делу N А32-50977/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11161/20
13.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23879/19
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10598/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10598/19
15.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10450/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50977/18