г. Краснодар |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А53-9771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" (ИНН 6143012044, ОГРН 1026101926157), заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (ИНН 6143089953, ОГРН 1176196030592), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А53-9771/2019, установил следующее.
МУЗ "Городская больница N 1" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее - управление) о признании недействительным решений от 06.02.2019 N 071S19190002512 и от 01.03.2019 N 071S19190004077 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 25.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2019, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решения управления от 06.02.2019 N 071S19190002512 и от 01.03.2019 N 071S19190004077.
Судебные акты мотивированы отсутствием у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых в рамках настоящего дела решений.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.06.2019 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что учреждению необходимо было в целях устранения ошибки представить корректные сведения посредством отчета формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год с типом "Дополняющая", в то время как им были представлены формы с типами "Исходная" и "Корректирующая". При этом суд неполно исследовал обстоятельства по делу и пришел к необоснованному выводу о признании недействительными решений управления. Суд неверно расценил направленные учреждением формы как корректирующие, а также пришел к неверному выводу о принятии управлением представленного отчета.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, по факту нарушения учреждением законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования управление составило акты от 25.12.2018 N 071S18180025795 и от 25.01.2019 N 071S18190001266.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, управление приняло решения о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ):
- от 06.02.2019 N 071S19190002512 о привлечении к ответственности в виде 17 500 рублей штрафа;
- от 01.03.2019 N 07IS19190004077 о привлечении к ответственности в виде 1 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало решения управления в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Как видно из материалов дела, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения в отношении 939 застрахованных лиц, учреждение представило 22.02.2018, то есть в установленный срок.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Суды учли, что электронный документооборот с управлением осуществляется в соответствии с распоряжением от 11.10.2007 N 190Р, согласно которому после отправки сведений страхователь получает от управления следующие документы:
а) квитанция о доставке - электронный документ, содержащий сведения о дате и времени доставки файла отчетности в территориальный орган пенсионного фонда. Квитанция подтверждает факт представления отчетности, высылается страхователю в течение 2-х рабочих дней с момента отправки пакета сведений.
б) протокол - документ, в котором содержатся результаты проверки. Управление Пенсионного фонда России обязано выслать протокол страхователю в течение 4-х рабочих дней с момента отправки сведений.
- положительный протокол подтверждает факт поступления отчетности в пенсионный фонд и свидетельствует об успешной сдаче отчетности. В случае получения положительного протокола, датой представления отчетности является дата формирования квитанции о доставке.
- отрицательный протокол говорит о том, что при проверке были найдены ошибки. Отчетность не принята. В случае получения отрицательного протокола необходимо исправить ошибки и повторно отправить сведения.
В пункте 3.2.5 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2018 N 3п (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2018 N 49887) указано, что форма документа "Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Уведомление) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058 п.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета составляет Уведомление, цель которого уведомить страхователя о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Приложением к Уведомлению об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, могут быть протоколы проверки, сформированные в автоматическом режиме при проверке представленной страхователем отчетности, а также иные документы и (или) информация, свидетельствующие о выявленных ошибках и (или) несоответствиях.
Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления Уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого Уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Вместе с тем суды установили, что за весь период проверки учреждение не получало от управления уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, представление учреждением корректирующего отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год после его принятия со статусом "положительный", как следует из материалов дела, происходило по устным указаниям сотрудников управления в телефонном режиме.
Проверив ссылку управления о том, что первоначальный отчет принят лишь частично и в отношении 37 лиц выявлена ошибка с кодом результата "30", суд апелляционной инстанции установил, что изначально данные сведения направлены в адрес учреждения по телекоммуникационному каналу в праздничный (нерабочий) день 23.02.2019, с учетом чего днем их получения считается 26.02.2019. В свою очередь, 27.02.2018 в 16 часов 43 минуты учреждение, без нарушения установленного законом срока (5 рабочих дней), направило в адрес управления, по телекоммуникационному каналу, корректирующий отчет. При этом, корректировка произведена по инициативе самого учреждения.
Как видно из материалов дела, корректирующий отчет получен управлением 28.02.2018 в 19 часов 42 минуты.
Проверив довод управления о том, что по телекоммуникационному каналу учреждение 02.03.2018 и 12.03.2018 направило не корректирующий отчет, а отчет формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год с типом "Исходная", суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с отчетом программы 1С, через которую направлен отчет видно, что учреждение предоставило отчет на 40 человек с типом формы "Корректирующая", а не с типом "Исходная", как указывает управление. При этом управление не конкретизирует, в отношении каких именно работников ранее не предоставлены сведения.
Судами также учтено, что 02.03.2018 в 00 часов 40 минут по телекоммуникационному каналу управление направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "отрицательный". Так в протоколе проверки отчетности от 01.03.2018 управление указало, что грубая ошибка 1, предупреждений 2, код ошибки 50, но при этом указаний на то, что имеющиеся ошибки уже указаны в протоколе проверки отчетности от 23.02.2018 и повторились, протокол от 02.03.2018 не содержит.
02 марта 2018 года в 16 часов 59 минут учреждение внесло изменения в корректирующий отчет и направило его по телекоммуникационному каналу в адрес управления, без нарушения установленного законом срока. Отчет получен управлением 02.03.2018 в 17 часов 21 минута.
Управление 05.03.2018 в 14 часов 58 минут направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "отрицательный" по телекоммуникационному каналу.
Учреждение 07.03.2018 в 10 часов 19 минут дополнительно внесло изменения и направило в адрес управления без нарушения установленного законом срока корректирующий отчет по телекоммуникационному каналу.
Управление 07.03.2018 в 10 часов 42 минуты по телекоммуникационному каналу подтвердило получение корректирующего отчета.
07 марта 2018 года в 12 часов 44 минуты управление направило учреждению по телекоммуникационному каналу протокол контроля отчетности со статусом "отрицательный", в котором указало, что грубых ошибок нет (0), а имеются только предупреждения и ошибка в количестве 2. Код ошибки 30. При этом указанные ошибки не совпадают с ошибками, имеющимися в протоколах от 23.02.2018, 01.03.2018, 05.03.2018.
Как указано выше, согласно пункту 37 Инструкции страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Так как 08.03.2018, 09.03.2018, 10.03.2018, 11.03.2018 были праздничные дни учреждение 12.03.2018 в 09 часов 38 минут дополнительно внесло изменения и направило в адрес управления по телекоммуникационному каналу связи корректирующий отчет без нарушения установленного законом срока.
Отчет получен управлением 12.03.2018 в 10 часов 40 минут.
Управление 12.03.2018 в 17 часов 35 минут направило учреждению по телекоммуникационному каналу протокол контроля отчетности со статусом "отрицательный".
13 марта 2018 года в 15 часов 33 минуты учреждение дополнительно внесло изменения и направило в адрес управления корректирующий отчет, без нарушения установленного законом срока.
Отчет получен управлением 13.03.2018 в 17 часов 51 минуту.
Управление 14.03.2018 в 08 часов 57 минут направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "отрицательно".
Учреждение 14.03.2018 в 11 часов 57 минут дополнительно внесло изменения и направило в адрес управления корректирующий отчет без нарушения установленного законом срока.
Управление 14.03.2018 в 14 часов 57 минут подтвердило получение корректирующего отчета.
Управление 20.03.2018 в 15 часов 03 минуты направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "положительно" (копия в материалах дела имеется).
22 марта 2018 года сотрудник управления по телефонной связи попросил учреждение направить дополнительно отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Данный отчет направлен в управление 22.03.2018 в 11 часов 52 минуты и получен последним 22.03.2018 в 17 часов 06 минут.
Управление 22.03.2018 в 21 часов 23 минуты направило протокол контроля отчетности со статусом "положительно".
03 апреля 2018 года сотрудник управления по телефонной связи попросил учреждение направить дополнительно отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Данный отчет направлен в управление 03.04.2018 в 11 часов 44 минуты и получен последним 03.04.2018 в 12 часов 10 минут.
Управление 03.04.2018 в 22 часа 45 минут направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "отрицательно". При этом указанные управлением ошибки не совпадают с ошибками, выявленными в предыдущих отчетах.
Учреждение 04.04.2018 в 12 часов 30 минут дополнительно внесло изменения и направило их в адрес управления без нарушения установленного законом срока.
Управление 04.04.2018 в 13 часов 42 минуты подтвердило получение корректирующего отчета.
05 апреля 2018 года в 00 часов 34 минуты управление направило учреждению протокол контроля отчетности со статусом "положительно".
09 апреля 2018 года по телефонной связи сотрудник управления попросил учреждение направить дополнительно отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Данный отчет направлен управлению 09.04.2018 в 12 часов 44 минуты и получен последним 09.04.2018 в 12 часов 44 минуты.
11 апреля 2018 года сотрудник управления по телефонной связи попросило учреждение не направлять больше отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, при этом 11.04.2018 в 09 часов 18 минут управление направило протокол контроля со статусом "отрицательно".
Таким же образом, следуя инструкциям управления, учреждение неоднократно направило корректирующие отчеты по телекоммуникационному каналу без нарушения установленного законом срока, при этом управление не направило учреждению уведомлений об устранении ошибок.
Вместе с тем, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, управление обязано было указать учреждению на все имеющиеся в отчете недостатки сразу после его получения и проверки, а не направлять учреждению каждый раз различные замечания.
В рассматриваемом случае учреждение, своевременно устранив допущенные в отчете недостатки, на которые периодично указывало управление, в установленном законом порядке представило достоверные сведения, тем самым, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, что позволяет не применять к нему финансовые санкции.
При таких обстоятельствах являются правомерными выводы судебных инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
Проверив доводы управления о том, что представленные в последующем отчеты СЗВ-СТАЖ за 2017 год имели форму "Исходный", так как в них не содержались сведения в отношении новых застрахованных лиц. Фактически представленные отчеты содержали лишь уточнения в отношении лиц, сведения о которых ранее уже были предоставлены в управление, судебные инстанции установили, что в нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением данное обстоятельство не доказано. Так, указывая на то, что 04.12.2018 предоставлены сведения в отношении работников Кипрушевой Л.В. и Постуховой О.А., которые ранее не предоставлены, однако данное обстоятельство противоречит имеющемуся в материалах дела отчету от 23.02.2018 (т. 1, л. д. 126, 137). Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, если исходить из того, что в отношении этих работников первоначально сведения не предоставлены, управление не учитывает, что эти сведения фактически предоставлены учреждением самостоятельно по своей инициативе, поскольку не представлены доказательства того, что управление в ходе проверки выявило данные нарушения и направило в адрес учреждения уведомление об их устранении, а учреждение в течение пяти рабочих дней указанные нарушения не устранило.
Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 Верховный Суд Российской Федерации выработал правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения управлением, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка исправлена страхователем - откорректированы ранее представленных сведений на застрахованное лицо либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как правильно указали судебные инстанции, управление не доказало виновность и противоправность деяния учреждения. Не представлены доказательства того, что учреждением совершены умышленные нарушения, влекущие сокрытие базы для исчисления страховых взносов, которые повлекли неуплату страховых взносов.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно признали недействительными решения от 06.02.2019 N 071S 19190002512, от 01.03.2019 N 071S19190004077, как не соответствующие закону и нарушающие права заявителя.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А53-9771/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае учреждение, своевременно устранив допущенные в отчете недостатки, на которые периодично указывало управление, в установленном законом порядке представило достоверные сведения, тем самым, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, что позволяет не применять к нему финансовые санкции.
При таких обстоятельствах являются правомерными выводы судебных инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
...
В определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 Верховный Суд Российской Федерации выработал правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения управлением, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка исправлена страхователем - откорректированы ранее представленных сведений на застрахованное лицо либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф08-11171/19 по делу N А53-9771/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11171/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9771/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10557/19
13.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15093/19
31.07.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13864/19
25.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9771/19