г. Краснодар |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А32-8077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Приазовец" (ИНН 2349024448, ОГРН 1042327420244) - Шичкина А.И. (руководитель, полномочия подтверждены), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (ИНН 2309095298, ОГРН 1052304983785) и публичного акционерного общества "НК Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Васильевой О.В. (доверенности от 01.01.2019 и 15.01.2019, соответственно), в отсутствие заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), государственного инспектора в Калининском, Красноармейском и Славянском районах по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Краснюка Андрея Константиновича, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края (ИНН 2349017419, ОГРН 1022304655174), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приазовец" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А32-8077/2019, установил следующее.
ООО "Приазовец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган), государственному инспектору в Калининском, Красноармейском и Славянском районах по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам управления Краснюк А.К. (далее - инспектор, Краснюк А.К.) о признании незаконными действий, связанных с проведением в отношении общества проверки; о признании незаконным акта проверки от 06.02.2019; о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 06.02.2019; о признании незаконным предписания управления от 06.02.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "РН-Краснодарнефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и Администрация муниципального образования Славянского района Краснодарского края.
Решением от 15.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2019, суд прекратил производство по делу в части требований общества о признании незаконными акта проверки от 06.02.2019 и протокола об административном правонарушении от 06.02.2019, поскольку акт проверки и протокол об административном правонарушении не являются ненормативными правовыми актами, в смысле, придаваемом ему статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а, следовательно, не подлежат оспариванию в судебном порядке. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований суд отказал.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью действий управления и Краснюка А.К., связанных с проведением проверочных мероприятий, а также оспариваемого обществом предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, суды не проверили довод общества о том, что Краснюк А.К. неверно установил нарушение земельного законодательства обществом путем самовольного занятия земельного участка, так как не сопоставил представленные обществом документы с фактическим местоположением земельного участка N 28. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество не представило правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; спорный земельный участок предоставлялся обществу в постоянное (бессрочное) пользование администрацией Славянского района согласно правопреемственности по распоряжению земельными участками.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "РН-Краснодарнефтегаз" и ПАО "НК Роснефть" просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со сведениями ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:27:1108000:10140, расположенный по адресу Краснодарский край, Славянский район, в границах ООО "РН-Краснодарнефтегаз", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для скважин и производственных участков площадью 5 931 925 кв. м предоставлен в аренду ПАО "НК "Роснефть", номер государственной регистрации аренды 23-23-16/023/2013-845.
В связи с поступлением обращения ПАО "НК "Роснефть" от 18.05.2017 N 03-3, согласно которому ООО "Приазовец" использует земельный участок с кадастровым номером 23:27:1108000:10140, принадлежащий ПАО "НК "Роснефть" на праве аренды, управление в 2017 году провело в отношении общества проверку, по результатам которой установило, что часть земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10140 площадью 9 393,4 кв. м, используется ООО "Приазовец", доступ к указанной части земельного участка ограничен забором по всему периметру; на огороженной территории расположена сельскохозяйственная техника, а также иные строения (сооружения); ФГИС ЕГРН не содержит сведений о зарегистрированных правах на здания, строения сооружения; земельные участки под указанными объектами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (акт проверки от 20.07.2017).
В связи с выявленным фактом самовольного использования спорного земельного участка, управление выдало обществу предписание от 20.07.2017 N 81 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства в срок до 17.01.2018.
Постановлением от 02.08.2017 N 81 управление привлекло общество к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с заявленным обществом ходатайством административный орган определением от 18.01.2018 продлил срок исполнения предписания от 20.07.2017 до 16.07.2018.
В удовлетворении повторного ходатайства о продлении срока исполнения предписания от 20.07.2018 N 81 административный орган отказал.
На основании распоряжения от 25.06.2018 N 12-5416-р в отношении общества проведена проверка исполнения предписания, по результатам которой установлено, что предписание от 20.07.2017 N 81 общество не исполнило, что послужило основанием для выдачи обществу нового (повторного) предписания от 26.07.2018 со сроком исполнения до 21.01.2019.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 199 Славянского района Краснодарского края от 29.08.2018 по делу N 5-193/2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении предписания от 20.07.2017.
06 февраля 2019 года на основании распоряжения от 18.12.2018 N 12-10233-р административный орган в целях контроля исполнения предписания от 26.07.2018, провел внеплановую выездную проверку в отношении общества, по использованию земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10140, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах ООО "РН-Краснодарнефтегаз",
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 06.02.2019 и протокол об административном правонарушении от 06.02.2019, согласно которым общество продолжает использовать земельный участок под производственную базу в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на спорный земельный участок, доступ к которому ограничен забором по периметру.
Управление также выдало обществу предписание от 06.02.2019, которым предписало обществу в срок до 5.08.2018 устранить допущенные нарушения (оформить правоустанавливающие документы на используемый земельный участок или отказаться от его использования).
Не согласившись с актом проверки, протоколом об административном правонарушении, предписанием управления, полагая, что действия управления и инспектора, связанные с проведением в отношении общества проверки являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 10, 14, 17, 25 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статей 5, 25, 29, 40, 41, 43, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 131, 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, суды сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части признания незаконными действий, связанных с проведением в отношении общества проверки и предписания управления от 06.02.2019.
На основании исследования представленных в материалы дела доказательств, в том числе сведений из ЕГРН, судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:110800:10140, площадью 5 931 925 кв. м, с видом разрешенного использования для скважин и производственных участков, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах ООО "РН-Краснодарнефтегаз", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, находится в аренде у ПАО "НК Роснефть" (договор аренды от 27.05.2013 N 4810006387/100013/05019Д). Часть указанного земельного участка (площадью 9393,4 кв. м), принадлежащего ПАО "НК "Роснефть", использует общество под производственную базу, доступ к этой части земельного участка ограничен по всему периметру забором; на участке расположены здания, строения и сооружения, занимаемые обществом. При этом земельный участок под указанными объектами общества не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, самовольно, без каких-либо правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов занимается и используется ООО "Приазовец". Не подтверждена документально и принадлежность обществу объектов, расположенных на спорном земельном участке и занимаемых обществом.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод судов о том, что общество использует часть земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10140, а также объекты недвижимого имущества, возведенные на нем, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на этот земельный участок. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:1108000:10140 пересекается с земельными участками, входящими в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:27:1108000:10, принадлежащего обществу на праве собственности, при этом величина пересечения составляет менее 0,01 м, что в данном случае, не влияет на результат рассмотрения данного дела.
Довод общества о том, что спорная часть земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10140 соответствует участку N 28, который должен входить в состав земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10, принадлежащего на праве собственности обществу, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Суды установили соблюдение управлением требований статей 10, 20 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также соответствие оспариваемого предписания принципу исполнимости. При этом судебные инстанции обоснованно указали, что оспариваемым предписанием управления обществу предписано устранить выявленное нарушение путем оформления правоустанавливающих документов на используемый обществом спорный земельный участок, либо отказаться от его использования.
С учетом изложенного, является правильным вывод судов о том, что оспариваемые обществом предписание управления от 06.02.2019 и действия государственного инспектора Краснюка А.К. соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Судебные инстанции с учетом взаимосвязанных положений статей 29, 150, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделали правильный вывод о том, что производство по делу в части требований общества о признании незаконными акта проверки от 06.02.2019 и протокола об административном правонарушении от 06.02.2019, подлежит прекращению, поскольку акт проверки и протокол об административном правонарушении не являются ненормативными правовыми актами, а, следовательно, не подлежат оспариванию в судебном порядке.
Довод общества о том, что судебные инстанции не оценили все представленные в материалы дела доказательства и доводы общества, не приняты судом кассационной инстанции, как противоречащие материалам дела. Кроме того, то обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврате обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А32-8077/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Приазовец" излишне уплаченную по кассационной жалобе платежным поручением от 21.10.2019 N 73 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 10, 14, 17, 25 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статей 5, 25, 29, 40, 41, 43, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 131, 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, суды сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части признания незаконными действий, связанных с проведением в отношении общества проверки и предписания управления от 06.02.2019.
...
Довод общества о том, что судебные инстанции не оценили все представленные в материалы дела доказательства и доводы общества, не приняты судом кассационной инстанции, как противоречащие материалам дела. Кроме того, то обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2019 г. N Ф08-11051/19 по делу N А32-8077/2019