г. Краснодар |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А15-5708/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии от ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (ИНН 0561049072, ОГРН 1030502523787) и общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (ИНН 0571008854, ОГРН 1160571064741) - Кузнецова С.А. (доверенности от 25.03.2019), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Даггаз" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Даггаз" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А15-5708/2017, установил следующее.
ОАО "Даггаз" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" (далее - компания) и ООО "Газпром газораспределение Дагестан" (далее - общество) о солидарном взыскании 11 247 517 рублей 92 копеек неосновательного обогащения за период с мая 2017 года по июль 2017 года, 628 710 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.06.2017 по 16.03.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства (уточненные требования).
Решением от 26.02.2019 иск к обществу удовлетворен. В иске к компании отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.09.2019 решение от 26.02.2019 в части удовлетворения иска отменено, в иске отказано. Апелляционный суд исходил из того, что истец не получил в установленном порядке тариф на услуги по транспортировке газа и не вправе взыскивать стоимость пользования ответчиками его сетями.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что он предпринял все меры для защиты своих имущественных интересов и неоднократно обращался в РСТ с заявлением о пересмотре тарифов. Представить договор транспортировки газа истец не имел возможности, поскольку от заключения договора поставщик отказался. Из полученного ответа Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2019 N АД-83247/2019 следует, что тариф, утвержденный приказом ФСТ от 23.04.2010 N 82-э/5, является действующим. Оплата за транспортировку газа по газопроводам истца производилась в размере, учитывающем расходы на плату по договору аренды газопровода. После расторжения договора аренды газопровода общество продолжало применять тариф, утвержденный в 2012 году.
В отзыве компания отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как указало ОАО "Даггаз", оно является собственником газопроводов, расположенных в Республике Дагестан в городах: Избербаш (протяженностью 134 260,7 м); Кизилюрт (92 143,63 м); Буйнакск (147 635,4 м); Дербент (124 966,1 м); Дагестанские Огни (43 636 м); Хасавюрт (101 187,64 м); Кизляр (64 181 м).
ОАО "Даггаз" (арендодатель) и ООО "Дагестангазсервис" (переименовано в ООО "Газпром газораспределение Дагестан"; арендатор) заключили договор аренды от 01.05.2011 N 6-33-97 (с протоколом разногласий), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору за плату принадлежащие ему на праве собственности и иных законных основаниях объекты газораспределительной системы, в том числе и газопроводы в упомянутых городах.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А15-3614/2013, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2014, договор аренды расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязанности по внесению арендной платы.
В ходе исполнительного производства по делу N А15-3614/2013 Управление ФССП по Республике Дагестан по акту сдачи-приемки имущества от 17.09.2014 вернуло ОАО "Даггаз" спорные газопроводы, в том числе находящиеся в городах Буйнакск, Избербаш, Кизилюрт, Дербент, Дагестанские Огни, Хасавюрт, Кизляр.
22 марта 2017 года компания (поставщик) и общество (ГРО) заключили договор N 12-8-0008/2017 транспортировки газа. 31 марта 2017 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1 к указанному договору, которым пункт 10.1 договора изложен в следующей редакции: "Настоящий договор заключен сроком с 05.05.2017 по 31.12.2017, а по расчетам до полного исполнения сторонами своих обязательств".
В письме от 02.05.2017 N РМ-04-01/127 истец предложил компании заключить с ним договор транспортировки газа по газораспределительным сетям, расположенным, в частности, в названных городах, направив проект договора, однако общество в письме от 13.09.2017 N 02-01/1514-913 сообщило, что в целях разграничения потоков газа и создания балансовых зон необходимо получить технические условия, произвести установку кустовых узлов учета газа. Указанные действия истцом не выполнены, договор сторонами не подписан.
ОАО "Даггаз", считая, что в период с мая 2017 года по июль 2017 года оно фактически оказало компании и обществу услуги по транспортировке газа для конечных потребителей, расположенных в указанных городах, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с них солидарно неосновательного обогащения.
Возражая против иска, ответчики указали, что газопроводы фактически находятся в пользовании компании, которая оказывала услуги по транспортировке газа в Республике Дагестан, в том числе и в указанные города, на основании заключенных между ними договоров по транспортировке газа.
Суд первой инстанции, установив факт владения истцом газопроводами, участие в региональной системе газоснабжения, счел подтвержденным оказание услуг по транспортировке газа в спорный период для потребителей, расположенных в городах Буйнакск, Избербаш, Кизилюрт, Дербент, Дагестанские Огни, Хасавюрт, Кизляр, признал требования истца обоснованными и применил тарифы на услуги по транспортировке газа, утвержденные для ОАО "Даггаз" приказом Федеральной службы по тарифам (далее -ФСТ, ФСТ России) от 23.04.2010 N 82-э/5.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса, независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Кодекса).
В предмет доказывания истцом по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
В рассматриваемом деле объектом неосновательного обогащения является пользование компанией газопроводами, по которым осуществляется поставка газа потребителям, без внесения за это платы, а предметом иска - плата за его использование.
Факт принадлежности газопровода на праве собственности ОАО "Даггаз" установлен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 424 Кодекса установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статьям 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), статье 23 Закона о газоснабжении и пунктам 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.
В соответствии с пунктом 4 указанных Методических указаний ФСТ России утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (пункты 10, 11 и 15 данных Методических указаний).
В соответствии с пунктами 8 и 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункты 16, 17 Основных положений).
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.
Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, одновременно с представлением заявления направляет заверенную копию указанных документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которые представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления.
Во исполнение Основных положений ФСТ России разработаны Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом от 15.12.2009 N 411-э/7 (зарегистрированы Минюстом России 27.01.2010, регистрационный N 16076; далее - Методические указания).
Учитывая, что истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газопроводов, следовательно, исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Доказательств обращения ОАО "Даггаз" в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам в спорный период в материалах дела не имеется, соответствующий тариф для него не утверждался, что истцом не оспаривается.
Для расчета тарифов ОАО "Даггаз" ФСТ России руководствовалась Методическими указаниями. В силу пункта 28 данного документа предусматривалось утверждение тарифов не менее чем на год. Тарифы ежегодно пересматривались с 1 января сроком на календарный год. Между тем тарифы могли пересматриваться и в течение года, в том числе по инициативе ФСТ России в середине регулируемого периода с произвольной даты, в частности, в случае существенного изменения показателей регулируемой деятельности организации, что влечет за собой убыточность регулируемого вида деятельности или получение незапланированной прибыли.
Тарифы, установленные ОАО "Даггаз" приказом ФСТ от 23.04.2010 N 82-э/, не пересматривались ни по инициативе данного органа, ни по инициативе субъекта регулирования.
Приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 внесены изменения в пункт 26 Методических указаний, согласно которым предусматривалось утверждение тарифов на срок не менее 3 и не более 5 лет и возможность их установления с календарной разбивкой. Аналогичное правило о периодах, на которые утверждаются тарифы, внесено Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ в Закон о газоснабжении. В соответствии с указанными изменениями с 01.04.2013 ФСТ России должна утверждать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что применение судом первой инстанции утвержденного приказом ФСТ России от 23.04.2010 N 82-э/5 тарифа на услуги по транспортировке газа в период с мая 2017 года по июль 2017 года является необоснованным.
Доказательства учета затрат на пользование газопроводами ОАО "Даггаз" при утверждении тарифа для компании в составе ее необходимой валовой выручки в материалы дела не представлены.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что транспортировка газа потребителям по газопроводам ОАО "Даггаз" не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчиков, и правомерно отказал в иске.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2019 N АД-83247/2019 отклоняется, поскольку внесенные приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 изменения в пункт 26 Методических указаний не отменялись и не изменялись в спорный период.
Основания для отмены или изменения обжалуемого постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А15-5708/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 внесены изменения в пункт 26 Методических указаний, согласно которым предусматривалось утверждение тарифов на срок не менее 3 и не более 5 лет и возможность их установления с календарной разбивкой. Аналогичное правило о периодах, на которые утверждаются тарифы, внесено Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ в Закон о газоснабжении. В соответствии с указанными изменениями с 01.04.2013 ФСТ России должна утверждать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что применение судом первой инстанции утвержденного приказом ФСТ России от 23.04.2010 N 82-э/5 тарифа на услуги по транспортировке газа в период с мая 2017 года по июль 2017 года является необоснованным.
...
Ссылка заявителя на письмо Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2019 N АД-83247/2019 отклоняется, поскольку внесенные приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 изменения в пункт 26 Методических указаний не отменялись и не изменялись в спорный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф08-10887/19 по делу N А15-5708/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10887/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10887/19
18.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1358/19
11.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17
19.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17
02.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17
17.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17
20.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17
27.03.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1358/19
26.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5708/17