г. Краснодар |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А63-5104/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газ Эксплуатация" (ИНН 7816653688, ОГРН 1177847372933), заинтересованного лица - Прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратуры Промышленного района города Ставрополя (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ Эксплуатация" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2019 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 (судьи Макарова Н.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-5104/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газ Эксплуатация" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к прокуратуре Промышленного района города Ставрополя (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 15.02.2019 N 7-90-2019 об устранении нарушений федерального законодательства.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
До рассмотрения кассационной жалобы общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Общество извещено о времени и месте судебного заседания. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения физического лица прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере обеспечения безопасности газового оборудования при выполнении работ по установке квартирного узла учета газоснабжения в помещении, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев 41/3, кв. 8.
В ходе проведения проверки установлено, что общество в нарушение требований законодательства не уведомило органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Ставропольского края. Кроме того, прокуратурой также установлен факт отсутствия общества в Реестре специализированных организаций, что свидетельствует об отсутствии прав на оказание услуг по монтажу (демонтажу), замене газопроводов, газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования на территории Ставропольского края.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой представления от 05.02.2019 N 7-90-2019, согласно которому обществу необходимо рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры района, безотлагательно принять меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и в месячный срок сообщить в прокуратуру района о результатах рассмотрения данного документа и принятых мерах.
Общество, не согласившись с указанным представлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В силу пункта 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, (далее - Правила) специализированной организацией является организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX данных Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования пунктом 2 Правил определено как работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определен как работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей.
Согласно указанному пункту Правил внутриквартирное газовое оборудование включает в себя газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующую и предохранительную арматуру, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Пунктом 6 Правил установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункту 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 данных Правил, согласно которому газоснабжение потребителя производится при условии, в том числе, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.
В силу пункта 40 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, в том числе, в составе деятельности по оказанию технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
Суды установили, что общество по договору от 21.12.2018 N СТ-А-53, заключенному с физическим лицом (заказчик), выполнило работы по установке квартирного узла учета газоснабжения по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев дом 41/3, кв. 8.
При этом уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования направлено обществом в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору только 11.01.2019.
Таким образом, общество заключило договор с физическим лицом на выполнение работ и выполнило их до подачи соответствующего уведомления в уполномоченный орган государственного контроля о начале осуществления спорной деятельности, что свидетельствует о наличии в действиях общества нарушений требований действующего законодательства.
Оспариваемое представление прокуратуры от 15.02.2019 N 7-90-2019 заявителем исполнено. В прокуратуру направлен соответствующий отчет.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у прокуратуры достаточных правовых оснований для выдачи обществу представления от 15.02.2019 N 7-90-2019 об устранении нарушений федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А63-5104/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 40 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, в том числе, в составе деятельности по оказанию технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф08-11454/19 по делу N А63-5104/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11454/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11454/19
04.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4075/19
24.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5104/19