г. Краснодар |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А15-5833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (ИНН 0562058619, ОГРН 1040502628330), ответчика - открытого акционерного общества по перевалке и обеспечению нефтепродуктами "Дагнефтепродукт" (ИНН 0560028859, ОГРН 1050560000303), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества по перевалке и обеспечению нефтепродуктами "Дагнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А15-5833/2018, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО по перевалке и обеспечению нефтепродуктами "Дагнефтепродукт" (далее - общество) 461 594 рублей 25 копеек задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2017 год и 58 453 рублей 22 копеек пеней.
Решением от 23.04.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 03.09.2019, требования удовлетворены частично, с общества в пользу управления взыскано 444 210 рублей 55 копеек обязательных платежей за НВОС и 30 519 рублей неустойки. Суды исходили из того, что доказательств внесения платы за НВОС за 2017 год в полном объеме общество не представило.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды не указали, каким нормам права противоречат доводы общества. Вывод судов о доказанности осуществления обществом НВОС в виде размещения отходов производства и потребления документально не подтвержден. Суды при наличии сомнений в реальности хозяйственной деятельности общества не истребовали документов, подтверждающих несение им финансовых затрат по очистке резервуаров по представленным трудовым соглашениям.
Отзыв на жалобу в суд кассационной инстанции не представлен.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами 1 - 4 классов опасности, и производит плату за размещение отходов производства и потребления.
15 февраля 2018 года общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2017 год, согласно которой плата за размещение отходов производства и потребления определена в размере 2 рубля 60 копеек (т. 1, л. д. 11 - 14).
В ходе проверки правильности начисления в представленных обществом расчетах платы за НВОС за 2017 год за размещение отходов производства и потребления управление выявило, что общество при расчете платы за НВОС не исчислило и не внесло плату НВОС за размещение отходов производства и потребления в 2015 - 2017 годах за размещение нефтесодержащих отходов 3 класса опасности.
По результатам проверки составлен акт от 24.05.2018 N 18-598/П/2-1, обществу предписано в срок до 01.11.2018 исчислить и внести плату за НВОС за 2015 - 2017 годы за размещенные в указанный период отходы 3 класса опасности: всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений код по ФККО 40635001313; осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более (нефтешлам) код по ФККО 72310201393; шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов код по ФККО 91120002393.
В соответствии с представленной обществом уточненной декларацией от 22.06.2018 плата за НВОС за размещение отходов производства и потребления за 2017 год определена обществом в размере 195 270 рублей 65 копеек (т. 1, л. д. 64 - 67).
Истец установил, что уточненная декларация не соответствует требованиям Порядка предоставления деклараций о плате за НВОС и форме декларации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.01.2017 N 3.
В требовании от 04.07.2018 N 12/18 управление указало обществу в течение семи дней со дня получения требования предоставить уточненную декларацию с учетом выявленных несоответствий и ошибок с приложением следующих документов: копии 2-ТП (водхоз) за 2015 - 2017 годы; данных учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов от 01.09.2011 N 721, с приложением копий договоров на передачу отходов, актов выполненных работ за 2015 - 2017 годы. Указанное требование получено обществом 12.07.2018, что подтверждается почтовым уведомлением с идентификационным номером 36702924001778 (т. 1, л. д. 93).
В ходе проверки правильности начисления в представленных обществом расчетах платы за НВОС за 2017 год управление выявило, что общество неправомерно применило стимулирующий коэффициент 0,3, что привело к занижению платы за НВОС за размещение отходов производства и потребления за 2017 год на 461 594 рубля 25 копеек.
24 июля 2018 года управление составило акт N 1/18 проведения контроля за исчислением платы за НВОС и предъявило требование от 24.07.2018 N 1/18 "о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду", которым обществу предложено в срок до 10.08.2018 добровольно перечислить в бюджет задолженность по платежам за НВОС (за размещение отходов производства и потребления) за 2017 год в размере 461 594 рублей 25 копеек и 28 872 рублей 12 копеек пеней.
Однако общество требование управления от 24.07.2018 N 1/18 в установленный срок не исполнило.
Ссылаясь на данные обстоятельства, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе фискальным сбором.
Постановлением Правительства от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее -постановление N 913) утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016).
Согласно пункту 8 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением N 913 с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно данным Правилам плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 32 Правил N 255).
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.
Согласно указанной норме стимулирующий коэффициент 0,3 применяется при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при одновременном соблюдении следующих условий: при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве; при размещении отходов в пределах установленных лимитов на их размещение; при размещении отходов на объектах размещения отходов; указанные объекты размещения отходов должны принадлежать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании; указанные объекты размещения отходов должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями Закона об охране окружающей среды, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности заявленных управлением требований и наличии оснований для их частичного удовлетворения.
Суды исходили из доказанности наличия у общества обязанности по уплате платежей за НВОС в виде размещение отходов производства и потребления за 2017 год в общем размере 656 864 рублей 90 копеек. При этом суды установили, что при расчете платы за НВОС по декларации за 2017 год общество неправомерно применило стимулирующий коэффициент 0,3, что привело к занижению платы за НВОС за 2017 год на 461 594 рубля 25 копеек.
В результате исследования доказательств по делу, суды сделали вывод о том, что общество намеренно принимало меры для уменьшения подлежащего к уплате размера платежей за НВОС за 2017 год. После того, как обществу стало известно, что управление не применило стимулирующий коэффициент, оно приняло меры для уклонения от полной уплаты платежей за НВОС, исключив из уточненной декларации, представленной 20.08.2018, объемы размещенных отходов в 2017 году, а именно: всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений в количестве 9,9 тонн; осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более (нефтешлам) в количестве 17,6 тонн. Таким образом, установив, что в нарушение действующего законодательства общество не исполнило требование управления от 24.07.2018 N 1/18 и не внесло плату за НВОС в виде размещения отходов производства и потребления за 2017 год в размере 461 594 рублей 25 копеек, суды с учетом произведенных обществом платежей (т. 2, л. д. 94), правомерно удовлетворили иск на 444 210 рублей 55 копеек.
Рассматривая требования истца о взыскании 58 453 рублей 22 копеек пеней за период с 02.03.2018 по 30.11.2018, суды признали расчет пеней неверным ввиду неправильного применения истцом размера ключевой ставки Банка России и произвели перерасчет пеней в соответствии с требованиями части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды исходя из размера одной трехсотой ключевой ставки Банка России, учли внесенную ранее обществом плату за НВОС за размещение отходов, и обоснованно взыскали с него 30 519 рублей 28 копеек пеней за период с 02.03.2018 по 30.11.2018.
Ссылка заявителя на неистребование судами по собственной инициативе бухгалтерских документов, подтверждающих несение обществом финансовых затрат по очистке резервуаров в соответствии с трудовыми соглашениями, подлежит отклонению, поскольку истребование доказательств относятся к правам арбитражного суда, рассматривающего дело, которые он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления таких процессуальных действий для правильного разрешения спора. Как видно из материалов дела, в настоящем споре такая необходимость у суда отсутствовала.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы суда. Несогласие ответчика с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу не является основанием для отмены судебных актов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентированы положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суд кассационной инстанции не обладает процессуальными полномочиями по исследованию и оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Основания для отмены либо изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А15-5833/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями Закона об охране окружающей среды, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности заявленных управлением требований и наличии оснований для их частичного удовлетворения.
...
Рассматривая требования истца о взыскании 58 453 рублей 22 копеек пеней за период с 02.03.2018 по 30.11.2018, суды признали расчет пеней неверным ввиду неправильного применения истцом размера ключевой ставки Банка России и произвели перерасчет пеней в соответствии с требованиями части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды исходя из размера одной трехсотой ключевой ставки Банка России, учли внесенную ранее обществом плату за НВОС за размещение отходов, и обоснованно взыскали с него 30 519 рублей 28 копеек пеней за период с 02.03.2018 по 30.11.2018."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф08-11294/19 по делу N А15-5833/2018