г. Краснодар |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А53-13129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Зориной А.Л. и участии от истца - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области (ИНН 6154076956, ОГРН 1026102572000) - Кобяк Е.Н. (доверенность от 30.12.2016), от ответчика - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1026102572000) - Исаакян А.М. (доверенность от 26.12.2018), Помниковой О.И. (доверенность от 27.02.2019), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А53-13129/2019, установил следующее.
УПФР в г. Таганроге Ростовской области (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) о признании права на возврат 23 011 рублей 34 копеек платы, излишне уплаченной за негативное воздействие на окружающую среду, и о возложении на ответчика обязанности вернуть указанную сумму.
Решением от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Заявитель ссылается на то, что в силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории и на объектах, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, с 01.01.2016 учреждение не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.
В отзыве на жалобу департамент указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Департамент заявил ходатайство об изменении наименования с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия.
В обоснование заявленного ходатайства ответчик представил приказ от 10.06.2019 N 292.
Ходатайство департамента удовлетворено судом кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 26.07.2012 учреждению от департамента поступило письмо от 12.07.2012 N 15/5480 с указанием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании названных документов с 2012 по 2016 годы учреждение представляло в департамент декларации с расчетами сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих внесению в бюджет, а также своевременно уплачивало их.
Так, в 2016 году учреждение уплатило за негативное воздействие на окружающую среду 47 356 рублей 80 копеек.
Полагая, что учреждение излишне уплатило 23 011 рублей 34 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду, истец обратился в суд.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ НВОС является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ НВОС является платным.
К видам НВОС относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды НВОС.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с названным Федеральным законом.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
К объектам IV категории согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) только в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "твердые коммунальные отходы", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у него обязанности по внесению платы за НВОС в спорном периоде и возникновение и департамента обязанности возвратить 23 011 рублей 34 копейки платы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов судов, по существу сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, переоценка которых в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
изменить наименование ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1026102572000) на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А53-13129/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
...
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) только в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "твердые коммунальные отходы", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф08-10547/19 по делу N А53-13129/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10547/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10547/19
23.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13962/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13129/19