г. Краснодар |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А32-8918/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии от ответчика - акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" (ИНН 2315007476, ОГРН 1022302387172) - Мурзина В.Ю. (доверенность от 29.12.2018), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А32-8918/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - завод) о взыскании 804 762 рублей платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, а также 37 648 рублей 48 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением по день оплаты долга.
Решением от 01.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2019, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью выгрузки вагонов ответчиком с нарушением технологических сроков, что повлекло "бросание" поездов с предназначенным для него грузом на промежуточных станциях.
В кассационной жалобе завод просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что суды не дали должной оценки графикам работы завода и не учли распоряжение общества от 30.12.2016 N 2827р. Анализ графиков доказывает, что в периоды задержки спорных вагонов на промежуточных станциях завод принимал все вагоны станции Новороссийск. Истец, несмотря на поступающие от завода запросы о поставке вагонов в периоды задержки, сам нарушал интервал времени, установленный договором для подачи вагонов. Наличие ограниченного количества вагонов с превышением сроков их разгрузки на путях необщего пользования ответчика не было препятствием к приему и переработке других вагонов. Суды также не установили обстоятельств, свидетельствующих о том, что без задержки вагонов на спорных промежуточных станциях обществом не были бы нарушены сроки доставки грузов.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, отношения между обществом и заводом регулируются заключенным ими договором от 15.11.2012 N 398/7 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заводу, при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного путем необщего пользования производится локомотивом владельца (заводом). Параграфом 11 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов 6 часов. В феврале - октябре 2018 года в адрес ответчика следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
На основании актов общей формы и ведомостей по ставкам тарифного руководства истцом рассчитана плата за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов в сумме 804 762 рублей.
От подписания актов общей формы представитель ответчика отказался, в связи с чем дополнительно оформлены акты об отказе в подписании актов на задержку вагонов, от подписания которых представитель грузополучателя также отказался.
Истец направил ответчику претензии с требованием оплатить долг. Отказ завода от внесения платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов на промежуточных станциях явился основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, судебные инстанции исходили из следующего.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Удовлетворяя иск, судебные инстанции пришли к выводу о том, что вина завода в нарушении срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов. Обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика. Также суды сослались на сводную таблицу невыполнения заводом технологических норм выгрузки вагонов.
Однако суды не учли следующего.
Ответчик неоднократно приводил доводы о том, что разгрузка ограниченного количества вагонов с превышенным сроком оборота на его путях необщего пользования не препятствовала приему и переработке других вагонов, в подтверждение представил графики работы завода в смены задержки на промежуточных станциях спорных поездов, основанные на ведомостях подачи и уборки вагонов.
Истец и суды сослались на случаи нарушения сроков разгрузки вагонов ответчиком, однако не проанализировали объемы задержанных в разгрузке вагонов, не опровергли представленные ответчиком графики, не обосновали невозможность подачи задержанных поездов занятостью подъездных путей необщего пользования завода с отражением количества разгружаемых вагонов в периоды, соответствующие задержкам поездов в пути следования.
Суды указали, что на основании ведомостей подачи и уборки вагонов истцом в материалы дела представлена сводная таблица невыполнения технологических норм завода (далее - сводная таблица) за периоды задержки спорных вагонов на промежуточных станциях.
Вместе с тем в сводной таблице (т. 6, л. д. 60 - 62) отражены промежуточные станции, а надлежащий анализ нахождения вагонов на разгрузке у ответчика с учетом количества конкретных
разгружаемых вагонов, занятости путей необщего пользования, которая бы препятствовала подаче новых партий вагонов и влекла их задержку на промежуточных станциях, отсутствует.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Суду необходимо исследовать доводы сторон и дать им оценку в соответствии с требованиями статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А32-8918/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф08-12180/19 по делу N А32-8918/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2263/2021
17.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18947/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12180/19
16.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15432/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19