город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2019 г. |
дело N А32-8918/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, О.А. Ереминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель Торба В.А. по доверенности от 20.04.2018, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 по делу N А32-8918/2019
по иску АО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
к АО "Новороссийский судоремонтный завод"
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое в составе судьи Грачева С.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога(далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - ответчик, завод) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 804762 рубля и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37648 рублей 48 копеек, с их последующим начислением по день оплаты денежных средств.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Судебный акт мотивирован доказанностью выгрузки вагонов ответчиком в период остановки поезда на промежуточной станции в сроки, превышающие шестичасовой срок оборота вагонов, что не соответствует утверждению завода о его ограниченной ответственности за "бросание" поезда.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что суд, делая вывод о том, что причиной оставления поездов без движения послужил неприем вагонов станцией Новороссийск ввиду невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом, суд не мотивирует по какой причине не принял во внимание представленные ответчиком графики работы АО "НСРЗ" в периоды бросания, основанные именно на памятках подачи и уборки вагонов, из которых явно следует, что в периоды задержки вагонов происходили как подачи вагонов на путь необщего пользования АО "НСРЗ", так и их возвращение. Кроме того, ответчик не заявлял доводы относительно того, что ведомости подачи и уборки не подтверждают нарушение норм выгрузки, а определяют общее время нахождения вагонов на ответственности владельца. Суд дал оценку графе 5 ведомостей подачи и уборки вагонов, однако отсутствует оценка суда по поводу отсутствия информации в других графах ведомостей подачи и уборки, подлежащие заполнению в таких случаях и имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Так, графа 6 предполагает заполнение сведениями о времени для расчета платы, графа 8 - о реквизитах акта задержки подачи вагонов, графа 9 - времени по акту задержки подачи вагонов, графа 10 - общий размер платы. Суд не проверил правильность расчета платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, произведенный истцом с нарушениями. Поезд 8176-339-5210 задержан на ст. Кизляр 17:38 03.07.18, окончание задержки 09:11. 04.07.18 указана в иске, и использована при расчете платы, как вторая задержка состава, что не соответствует действительности. Следовательно, расчет оплаты, в связи с этим, произведен неверно. Суд не дал правовой оценки взысканию платы по случаю задержки вагонов за 22 минуты до окончания дня, который является днем доставки вагонов на станцию Новороссийск. Так, поезд 2436-277-5210 задержан на ст. 9-км 23:38 31.05.18, окончание задержки 15:23 12.06.18, вторая задержка на ст. Овечка 01:18 04.06.18, окончание задержки 09:12 06.06.18. Срок доставки указанных в Иске вагонов истек 31.05.18, в это время они уже должны быть поданы грузополучателю под выгрузку, а не задерживаться на промежуточной станции за много километров до станции назначения, таким образом, задержка вагонов не явилась причиной нарушения срока доставки груза.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое принято судом к рассмотрению.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный в судебном заседании отзыв на апелляционную жалобу приобщен судом в материалы дела.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции посчитал его не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд также может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления конкретных дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 указанной статьи).
Из указанной процессуальной нормы следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Ходатайство апеллянта мотивировано нахождением представителя в командировке. Вместе с тем, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), его болезнь, кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного заседания, поскольку у ответчика было достаточно процессуального времени для раскрытия всех доказательств, обосновывающих его процессуальную позицию, в том числе в суде первой инстанции, а также в апелляционной инстанции, учитывая инициативу настоящего разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, правоотношения между ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и АО "Новороссийский судоремонтный завод" (АО "НСРЗ") связанные с эксплуатацией пути необщего пользования урегулированы договором N 398/7 от 15.11.2012 г. (далее Договор).
В соответствии с параграфом 1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 11.10.2016 г. осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику (Владельцу по договору), примыкающего:
- путь N 26 к пути N 4 парка "Восточный" станции Новороссийск СКжд через стрелочный перевод N 308. Границей является изолированный стык светофора М-312.
- путь N 32 к пути N 39 парка "Восточный" станции Новороссийск СКжд через стрелочный перевод N 338. Границей является предельный столбик стрелочного перевода N 338.
Обслуживание железнодорожного путем необщего пользования производится локомотивом Владельца.
На условиях указанного Договора ОАО "РЖД" осуществляет подачу и уборку вагонов на/с железнодорожные выставочные пути парка "Восточный", прибывающих в адрес АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Параграфом 11 Договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов: 6 часов.
В феврале - октябре 2018 года в адрес ответчика - грузополучателя АО "Новороссийский судоремонтный завод" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования и подтверждается судебной практикой.
Законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой за вагоны, задержанные в пути следования - нарушение срока доставки и нарушение технологических норм выгрузки.
Так: 1) 18.02.18 г. на промежуточной станции Грачи СКВ по приказу N 1517 отставлен от движения поезд N 2539 с индексом 6110-359-5210 по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
22.02.18 г. поезд был поднят по приказу N 1571 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 1841, 2039, 2171, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 024391,024395,024399,025404,025410, 025411.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости ЭР885324. По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск был составлен акт общей формы N 15/4023 от 25.02.18 г.
На основании актов общей формы на 1 вагон по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 1574 рубля 12 копеек с НДС.
2) 29.03.18 г. на промежуточной станции Морозовская СКВ по приказу N 2809 отставлен от движения поезд N 3039 с индексом 6110-461-5210 в количестве 27 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
31.03.18 г. поезд был поднят по приказу N 2869 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 3819, 3892, 4219, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 036642, 036645, 041652.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается дорожными ведомостями NN ЭТ612335, ЭТ615475, ЭТ611884, ЭТ615889, ЭТ614819, ЭТ615791, ЭТ620941, ЭТ615878, ЭТ621080, ЭТ619996, ЭТ615758, ЭТ611675, ЭТ615627, ЭТ612289, ЭТ615500.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/6568-15/15/6582 от 08.04.18 г.
На основании актов общей формы на 27 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 11437 рублей 74 копейки с учетом НДС.
3) 16.06.18 г. на промежуточной станции Червленная СКВ по приказу N 4546 отставлен от движения поезд N 3282 с индексом 8176-326-5210 в количестве 58 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
17.06.18 г. поезд был поднят по приказу N 4433 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 6116,6139, 6225, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 064099,064104.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается дорожными ведомостями NN ЭЦ585815, ЭЦ585810, ЭЦ587173, ЭЦ602774, ЭЦ587036, ЭЦ587042, ЭЦ586831, ЭЦ585606, ЭЦ585760, ЭЦ585770, ЭЦ585661, ЭЦ585702, ЭЦ585459, ЭЦ585415, ЭЦ586464, ЭЦ586458, ЭЦ586446, ЭЦ586437, ЭЦ586452, ЭЦ585381, ЭЦ586198, ЭЦ585251, ЭЦ585235, ЭЦ586221, ЭЦ586209, ЭЦ585157, ЭЦ585164, ЭЦ584924, ЭЦ584916, ЭЦ586125, ЭЦ584830, ЭЦ584824, ЭЦ586041, ЭЦ585928, ЭЦ584789.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10218-15/10252 от 20.06.18 г.
На основании актов общей формы на 47 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 13033 рубля 10 копеек с учетом НДС.
4) 03.07.18 г. на промежуточной станции Моздок СКВ по приказу N 4816 отставлен от движения поезд N 2365 с индексом 8176-342-5210 в количестве 54 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
05.07.18 г. поезд был поднят по приказу N 4733 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск NN 6567, 6631, 6711, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 071193, 071198, 072214.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN ЭЧ229650, ЭЧ232059, ЭЧ230311, ЭЧ230353, ЭЧ230065, ЭЧ230225, ЭЧ229571, ЭЧ229615, ЭЧ231679, ЭЧ231305, ЭЧ229449, ЭЧ230762, ЭЧ229976, ЭЧ229916, ЭЧ231384, ЭЧ230339, ЭЧ230800, ЭЧ257839, ЭЧ258782, ЭЧ258405, ЭЧ253571.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10761-15/10781 от 07.07.18 г.
На основании актов общей формы на 54 вагона по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 36256 рублей 68 копеек, с учетом НДС.
5) 05.07.18 г. на промежуточной станции Армавир-Ростовский СКВ по приказу N 1273 отставлен от движения поезд N 2255 с индексом 5300-569-5254 в количестве 30 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
13.07.18 г. поезд был поднят по приказу N 1532 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 1489, 1983, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 072207,072212,073242,073251.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN В0289125, В0289124, ВО289093, ВО289097, В0289122, ВО289015, ВО289096, ВО289013, ВО289095.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/11898-15/11906 от 18.07.18 г.
На основании актов общей формы на 9 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 35831 рубль 88 копеек, с учетом НДС.
6) 05.07.18 г. на промежуточной станции Динская СКВ по приказу N 4868 отставлен от движения поезд N 2801 с индексом 5201-651-5254 в количестве 5 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
17.07.18 г. поезд был поднят по приказу N 4928 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 6833, 7004, 7116, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 072206,072212, 072222,072229, 073242, 073251, 074269,074274. Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN В0288973, В0288982, В0288981, В0288983, В0288984.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12343-15/12347 от 22.07.18 г.
На основании актов общей формы на 5 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 28803 рубля 80 копеек с учетом НДС.
7) 18.08.18 г. на промежуточной станции Клевенка СКВ по приказу N 3221 отставлен от движения поезд N 2419 с индексом 8119-187-5210 в количестве 3 вагона по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
30.08.18 г. поезд был поднят по приказу N 3289 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 8062, 8268, 8562, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 084462, 084467, 084473, 084476, 085485, 085495, 085500, 085504, 086510, 086513, 086519,086524, 086529,086531,086538,086540.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN ЭЫ365572, ЭЫ387598.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/16945, 15/16946 от 17.09.18 г.
На основании актов общей формы на 3 вагона по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 17848 рублей 68 копеек, с учетом НДС.
8) 16.07.18 г. на промежуточной станции Кизляр СКВ по приказу N 5047 отставлен от движения поезд N 3006 с индексом 8176-351-5210 в количестве 53 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
16.07.18 г. поезд был поднят по приказу N 4914 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 6859, 6994, 7056, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 074269, 074272.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN ЭЧ902719, ЭЧ904372, ЭЧ902503, ЭЧ903047, ЭЧ902728, ЭЧ902294, ЭЧ901353, ЭЧ902925, ЭЧ902955, ЭЧ901596, ЭЧ902322, ЭЧ902162, ЭЧ902571, ЭЧ903474, ЭЧ901990, ЭЧ906454, ЭЧ901716.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12002-15/12018 от 19.07.18 г.
На основании актов общей формы на 46 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 12755 рублей 80 копеек с учетом НДС.
9) 17.06.18 г. на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу N 4557 отставлен от движения поезд N 2319 с индексом 6170-032-5210 в количестве 16 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
29.06.18 г. поезд был поднят по приказу N 4632 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 6135, 6463, 6466, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 064104, 064107, 065146, 065148, 065149, 066156, 066161, 066174.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN В0288579,В0288578, В0288576,В0288575,В0288571,В0288572,В0288574,В0288573,В0288624,В0288626,В О288625,ВО288628,ВО288627,ВО288630,ВО288629,ВО288580.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10971-15/10987 от 10.07.18 г.
На основании актов общей формы на 16 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 91511 рублей 36 копеек с учетом НДС.
10) 12.06.18 г. на промежуточной станции Гудермес СКВ по приказу N 4456 отставлен от движения поезд N 3016 с индексом 6170-950-5210 в количестве 12 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
12.06.18 г. поезд был поднят по приказу N 4331.
17.06.18 поезд был задержан на ст. Махачкала СКВ по приказу N 4558, поднят 06.07.18 г. по приказу N 4770 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 5988, 5991, 6136, 6681, 6902, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 063079, 064104, 064113, 064118, 065140, 065147, 065149, 065153, 066156, 066162, 066167, 066170, 066174, 071180, 071184, 071190, 072206, 072212.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN В0288579, В0288578,В0288576,В0288575,В0288571,В0288572,В0288574,В0288573,В0288624,В О288626,ВО288625,ВО288628,ВО288627,ВО288630,ВО288629,ВО288580.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12997-15/13011 от 27.07.18 г.
На основании актов общей формы на 12 вагонов по ставкам - Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 112175 рублей 52 копейки, с учетом НДС.
11) 31.05.18 г. на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу N 4224 отставлен от движения поезд N 2337 с индексом 2436-277-5210 в количестве 60 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
02.06.18 г. поезд был поднят по приказу N 4155.
04.06.18 поезд был задержан на ст. Овечка СКВ по приказу N 4297, поднят 06.06.18 г. по приказу N 4228 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 5578,5640, 5685, 5788, 5862, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 061018, 061027, 061036, 062047, 062051.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N 3X767916.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск был составлены акт общей формы N 15/9339 от 08.06.18 г.
На основании актов общей формы на 60 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 84110 рублей 40 копеек, с учетом НДС.
12) 03.07.18 г. на промежуточной станции Кизляр СКВ по приказу N 4843 отставлен от движения поезд N 2502 с индексом 8176-339-5210 в количестве 55 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
04.07.18 г. поезд был поднят по приказу N 4712.
05.06.18 поезд был задержан на ст. Червленная-Узловая СКВ по приказу N 4886, поднят 06.07.18 г. по приказу N 4766 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 6579, 6600, 6648, 6672,6775, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 071202,072207,072212.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN ЭЧ423097, ЭЧ423240, ЭЧ422768, ЭЧ423007, ЭЧ422291, ЭЧ423465, ЭЧ422821, ЭЧ422527, ЭЧ423383, ЭЧ423378, ЭЧ422959, ЭЧ404719, ЭЧ404905, ЭЧ404815, ЭЧ411525, ЭЧ411354, ЭЧ415478.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10954-15/10970 от 10.07.18 г.
На основании актов общей формы на 55 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 27322 рубля 90 копеек, с учетом НДС.
13) 25.04.18 г. на промежуточной станции Дарг-Кох СКВ по приказу N 3522 отставлен от движения поезд N 2702 с индексом 2436-020-5210 в количестве 56 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
29.04.18 г. поезд был поднят по приказу N 3510.
30.04.18 г. поезд 3371 был задержан на ст. Коноково СКВ по приказу N 3632, поднят 05.05.18 г. по приказу N 3634 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 4707, 4847, 4888, 4986 4987, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 046802, 046803, 046806, 046816, 046825, 046827,051831, 051840, 051848,052857.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями NN ЭУ999408, ЭУ999910,ЭФ0011330.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/8029,15/8030,15/8031 от 06.05.18 г.
На основании актов общей формы на 55 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 225597 рублей 12 копеек, с учетом НДС.
14) 07.10.18 г. на промежуточной станции Муртазово СКВ по приказу N 6673 отставлен от движения поезд N 3026 с индексом 8176-436-5210 в количестве 50 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "НСРЗ".
11.10.18 г. поезд был поднят по приказу N 6510 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 9047, 9141, 9206, на которых имеется отметка о получении представителем АО "НСРЗ".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 102815, 102821, 102830, 103843.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается дорожными ведомостями NN ЭЭ820289, ЭЭ820368,ЭЭ82096, ЭЭ820695, ЭЭ820359, ЭЭ820508, ЭЭ820927, ЭЭ822638, ЭЭ822674, ЭЭ823624, ЭЭ823475, ЭЭ823203, ЭЭ823057, ЭЭ824175, ЭЭ822574, ЭЭ822651, ЭЭ822372, ЭЭ822303, ЭЭ822705, ЭЭ822654, ЭЭ822600, ЭЭ822544, ЭЭ822443, ЭЭ822479, ЭЭ823249, ЭЭ823199, ЭЭ822377, ЭЭ822320, ЭЭ822863, ЭЭ822784, ЭЭ822217, ЭЭ822140, ЭЭ822410, ЭЭ822459, ЭЭ822595, ЭЭ822522.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/18523-15/18560 от 13.10.18 г.
На основании актов общей формы на 36 вагонов и 28 контейнеров по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 93090 рублей 20 копеек, с учетом НДС.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов (Постановление АС СКО от 20.05.2016 г. по делу А32-8747/2015).
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 11 Договора - 6 часов.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России 18.06.2003 г. N 45 (далее Правила N 45), акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно пункту 3.4. Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
От подписи актов общей формы представитель ответчика отказался, о чем сделана соответствующая запись в актах общей формы в соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45.
В связи с отказом представителя грузополучателя от подписи актов, дополнительно оформлены акты общей формы об отказе в подписании актов на задержку вагонов, от подписи которых представитель грузополучателя отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
В адрес ответчика направлены претензии NN 18/54, 18/55, 18/74, 18/90, 18/95, 18/98, 18/100, 18/101, 18/103, 18/111, 1332 от 12.09.18 г., 24.10.18 г., 29.10.18 г, 08.11.18 г. с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, что со стороны общества оставлено без удовлетворения.
Общая сумма платы за пользование инфраструктурой ОАО "РЖД" составила с учетом НДС, 804762 рубля.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Размер платы с 07.06.2015 определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 года. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В силу пункта 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железной дороге плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве. Тарифное руководство N 2 устанавливает размер платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 г. выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Причиной задержки вагонов указан неприем поезда железнодорожной станцией назначения на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Суд установил, что факт и причина задержки вагонов - необеспечение ответчиком-грузополучателем выгрузки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Заявитель жалобы, считает, что в периоды задержки истцом вагонов на промежуточных станциях отсутствовала такая причина, как невозможность обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом. Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из нижеследующего.
Параграфом 11 Договора установлен технологический срок оборота вагонов - 6 часов.
Согласно пункту 2.1. Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:
- маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;
- маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
- маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций;
- грузовых операций;
- маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;
- маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
- приемо-сдаточные операции;
- прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои).
Фиксация времени передачи вагонов происходит в памятках приемосдатчика и составляемых на их основе ведомостях подачи и уборки вагонов.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке (графа 4). Период времени между этими операциями указан в графе 5 ведомостей, он превышает период времени, предусмотренный Договором (то есть 6 часов). Ответчик согласился с указанными в графе 5 периодами, подписав ведомости электронной подписью.
Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика.
Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика установлен утвержденной перевозчиком Инструкцией по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р), а также определен порядок оформления ведомости подачи и уборки вагонов, в частности, путем внесения в графу 4 данных из памяток приемосдатчика.
Порядок определения технологического срока оборота вагонов и учет времени нахождения вагонов у грузополучателя установлены нормативно и должны быть подтверждены определенными доказательствами, поэтому в порядке ст. 68 АПК РФ не могут быть подтверждены иными доказательствами.
Истцом в качестве доказательства нарушения ответчиком технологического оборота вагонов в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ. Ответчиком в качестве доказательства в материалы дела также представлены ведомости подачи и уборки вагонов за спорный период, оформленные на основании памяток на подачу и уборку вагонов.
Представленные истцом и ответчиком ведомости подачи и уборки вагонов являются допустимыми доказательствами нарушения технологических сроков оборота вагонов, который представляет собой время нахождения вагона у грузополучателя от его приема грузополучателем до его возврата перевозчику.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов, истцом в материалы дела представлена Сводная таблица невыполнения технологических норм АО "НСРЗ" (далее - Сводная таблица) за периоды задержки спорных вагонов на промежуточных станциях.
В графе 1 Сводной таблицы указаны номера ведомостей на подачу и уборку вагонов. В графе 2 Сводной таблицы указан период нахождения вагонов на путях необщего пользования ( согласно ведомости на подачу и уборку вагонов). В графе 3 Сводной таблицы указано время нахождения вагонов на путях необщего пользования (в часах). В графе 4 Сводной таблицы - норма выгрузки, согласно договору - 6 часов.
Из указанной Сводной таблицы усматривается, что время нахождения вагонов на путях необщего пользования ответчика значительно превышает время, установленное договором.
При этом, представленные ответчиком в материалы дела графики работы АО "НСРЗ" в период бросания, памятки на подачу вагонов подтверждают нахождение на путях необщего пользования вагонов, поданных истцом под выгрузку, но не опровергают факт нарушения им технологических норм выгрузки грузов из вагонов. Ответчик не представил доказательств своевременной выгрузки вагонов.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается, что в ведомостях подачи и уборки вагонов должны быть отметки о составлении актов на задержку подачи на станции назначения. Однако, имеющиеся в материалах дела ведомости фиксируют время нахождения вагонов на путях необщего пользования.
Доказательствами нарушения технологического срока оборота вагонов являются ведомости подачи и уборки вагонов, нормативно предусмотренные, т.е. допустимые в смысле ст. 68 АПК РФ доказательства, составляемые в целях учета времени нахождения вагонов у грузополучателя. При этом:
а) ведомости подачи и уборки вагонов не должны подтверждать простой на станции, они фиксируют передачу вагонов грузополучателю на его путь необщего пользования и возврат таких вагонов с пути необщего пользования;
б) пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживание железнодорожных путей необщего пользования или иным нормативным актом не предусмотрено обязательное составление актов о невыполнении технологических сроков, поскольку для учета технологических сроков оборота вагонов предусмотрены специальные формы - памятки приемосдатчика и составляемые на их основе ведомости подачи и уборки вагонов.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживание железнодорожных путей необщего пользования предусмотрено основание для начисления платы за пользование вагонами в задержанных поездах, а именно невыполнение технологических сроков оборота вагонов.
В соответствии с п. 1 Договора обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Владельца.
Согласно п. 6 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути парка "Восточный" станции Новороссийск.
В соответствии с п. 10 Договора передача вагонов осуществляется на выставочном пути.
В то же время, параграфом 4 Договора определено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов, интервал времени до очередной подачи вагонов на выставочный путь составляет 6 часов. По согласованию сторон интервал времени до очередной подачи может изменяться. При подаче вагонов по письменной заявке или телефонограмме Владельца на выставочные пути ранее определенного договором срока, данные вагоны зачисляются на ответственность Владельца с времени фактической передачи вагонов на выставочном пути зафиксированного в памятке приемосдатчика.
В соответствии с данным параграфом, ответчик не несет ответственность за нахождение вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку до истечения 6 часов после предыдущей подачей вагонов перевозчиком.
При этом истцом, из-за невозможности подачи вагонов по заявке, не был нарушен интервал подач, установленный договором.
Доводы ответчика о неверности произведенного истцом расчета также подлежат отклонению на основании следующего.
Как пояснил истец в отзыве на апелляционную жалобу, в расчете при указании времени начала задержки вагонов на ст. Червленная-Узлования допущена опечатка. Расчет времени произведен в соответствии в актами общей формы N 15/10954 - 15/10970 от 10.07.2018, оформленными на станции назначения Новороссийск для начисления платы.
Так, судом установлено, поезд N 2502 с индексом 8176-339-5210, в количестве 55 вагонов, задержан на промежуточной станции Кизляр СКВ 03.07.2018 в 17:38 час., поезд был поднят 04.07.2018 в 09:11 час. Задержка вагонов на станции Кизляр составила 16 часов. 05.06.2018 в 17:58 час. поезд был задержан на ст. Червленная-Узловая СКВ, поднят 06.07.2018 в 12:04 час. Задержка вагонов на станции Червленная-Узлования составила 18 часов. В расчете платы за нахождение вагонов на ж.д. путях общего пользования по составу 8176-339-5210 (N п/п 12 в расчете) истцом указано расчетное время 16 и 18 часов и применена ставка платы в соответствии с таблицей N2 Тарифного руководства.
Ответчик в апелляционной жалобе также ссылается, что поезд 2436-277-5210 задержан на ст. Овечка 31.05.2018 уже с нарушенным сроком доставки, так как срок доставки истек 31.05.2018. Однако ответчик не учитывает положения 194 ГК РФ, согласно которой если срок устанавливается для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Поэтому задержка вагонов до 24 часов последнего дня срока доставки является задержкой в пределах срока доставки.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2016 по делу N А32-8747/2015.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание выводы судов, сделанные при рассмотрении аналогичного дела между теми же сторонами в рамках дела N А32-8629/2018. Так, судом кассационной инстанции дана оценка представленным в материалы дела доказательствам: "Согласно составленным в установленном порядке извещениям, актам общей формы, ведомостям подачи и уборки вагонов причиной оставления поездов без движения послужил неприем вагонов станцией Новороссийск по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком". Судами всех инстанций сделан вывод: "В результате не выполнения срока оборота вагонов - 6 часов, пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной бросания поезда, следовавшего в адрес ответчика. Обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика".
Таким образом, исковые требования о взыскании суммы задолженности в заявленном размере были судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 20.02.2019, а также по день фактического исполнения решения суда.
В силу пункта 1 статьи 395 указанного Кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно расчету истца, размер процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку платежа по состоянию на 20.02.2019 составил 37 698 рублей 48 копеек (т. 1 л.д.34-37).
Суд проверил представленный расчет и признал его арифметически и методически верным. В апелляционной жалобе контррасчет не представлен, возражения относительно периода начисления процентов, их размера, не заявлены.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 48 постановления Пленума N 7, одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса); при этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляемые на сумму 804 762 рубля, начиная с 21.02.2019 по день фактического исполнения обязательства, а также проценты в размере 37 698 рублей 48 копеек по состоянию на 20.02.2019 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая оценка. Основания для пересмотра выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 по делу N А32-8918/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8918/2019
Истец: ОАО " РЖД" в лице филиала " Северо-Кавказская железная дорога филиал " РЖД", ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога, ОАО ФИЛИАЛ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" СЕВЕРО-КАВКАЗКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Ответчик: АО "НОВОРОССИЙСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2263/2021
17.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18947/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12180/19
16.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15432/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19