г. Краснодар |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А32-9210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Умань-200" (ИНН 2341008613, ОГРН 1022304293648) - Аверина П.А. (доверенность от 18.12.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Ленинградский район, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А32-9210/2019, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Умань-200" (далее - кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение департамента от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 690 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:19:0105007:18, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ленинградский район, в границах колхоза имени "Ленина";
- обязать департамент в месячный срок с даты вступления в законную силу решения подготовить и направить кооперативу подписанный проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах.
Заявление мотивировано следующим. Отказ департамента в предоставлении в собственность кооператива за плату арендуемого им земельного участка сельскохозяйственного назначения не соответствует положениям статьи 39.3, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормам статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Ленинградский район (далее - администрация) и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента, содержащийся в письме от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12. На уполномоченный орган возложена обязанность подготовить и направить кооперативу договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 в трех экземплярах.
Судебные инстанции установили, что 21.12.2018 кооператив обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 690 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:19:0105007:18. Участок с местоположением: Краснодарский край, Ленинградский район, в границах колхоза имени "Ленина", имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность (письмо от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12) по следующим основаниям. Из договора о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17, заключенного между администрацией и главой крестьянского хозяйства "Умань-200", установить тождественность испрашиваемого участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 и первоначального земельного участка, предоставленного в аренду, не представляется возможным. Договор аренды земельного участка государственной собственности от 12.12.2012 N 8819000069 имеет признаки недействительной (ничтожной) сделки (статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона N 101-ФЗ). Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка, кооператив оспорил его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 27, 39.3, 39.16, 39.17, 77 Земельного кодекса, статьей 606, 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Суды установили, что решением Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 "О предоставлении земельного участка гражданину Горбачеву Анатолию Фотиевичу для ведения крестьянского хозяйства" крестьянскому хозяйству (далее - КФХ) гражданина Горбачева Анатолия Фотиевича в аренду на 20 лет предоставлены 69 га сельскохозяйственных угодий (пашни) из земель спецфонда колхоза им. Ленина. На основании решения Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 подготовлено землеустроительное дело инв. N 01591 по отводу земельного участка для организации КФХ Горбачева А.Ф. из земель спецфонда колхоза "Ленина". Из письма администрации от 23.05.2019 N 2591 следует, что согласно землеустроительному делу, данным поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. Ленина и данным графического учета предоставленный Горбачеву А.Ф. земельный участок расположен в границах колхоза имени "Ленина" Ленинградского района Краснодарского края участок 0, секция 8, контур 24. На основании Решения Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 администрация (арендодатель) и КФХ "Умань-200" в лице главы Горбачева Анатолия Фотиевича (арендатор) заключили договор от 10.04.1992 N 17, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок (пашни) площадью 69 гектаров сроком на 20 лет. На основании протокола от 10.03.1999 N 12 произведена реорганизация КФХ "Умань-200" путем преобразования в производственный кооператив "Умань-200" (на базе имущества КФХ). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 16.03.1999 серии ВМ N 139, письмом Межрайонной ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю от 24.05.2019 N 06215/05561, а также сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Постановлением Главы Ленинградского района от 09.06.2001 N 540 зарегистрирован Устав кооператива в новой редакции с изменением названия (ранее - производственный кооператив "Умань-200"). В связи реорганизацией (в форме преобразования) к кооперативу перешли все права и обязанности КФХ "Умань-200" (универсальное правопреемство), в том числе права и обязанности по договору аренды от 10.04.1992 N 17. В поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 16.06.1995 землепользователем земельного участка 0, секция 8, контур 24 указано КФХ Горбачева А.Ф. В поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 27.12.2005 землепользователем земельного участка 0, секция 8, контур 24 указан кооператив. Согласно делу (2004 год) по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков фонда перераспределения при разграничении государственной собственности на землю в границах колхоза им. Ленина Ленинградского района арендуемый кооперативом земельный участок (участок 0, секция 8, контур 24) включен в состав земель фонда перераспределения (в состав участка с кадастровым номером 23:19:0105007:2). На основании приказа департамента от 24.10.2012 N 1978 произведен раздел земельного участка площадью 747718 кв. м с кадастровым номером 23:19:0105007:2 на участки с кадастровыми номерами 23:19:0105007:18 (площадью 69 га) и 23:19:0105007:17 (площадью 57 718 кв. м). Таким образом, земельный участок площадью 69 га, ранее предоставленный КФХ Горбачева А.Ф. по договору аренды от 10.04.1992 N 17, был включен в состав земель фонда перераспределения и территориально находился в составе участка с кадастровым номером 23:19:0105007:2. Из последнего на основании приказа департамента от 24.10.2012 N1978 и был образован земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18, испрашиваемый кооперативом в собственность. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 22.02.2019 N 99/2019/246940791 земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 с 2012 года находится в собственности Краснодарского края. На основании постановления администрации от 05.12.2012 N 1803 (в редакции постановления от 25.12.2012 N 1913) администрация (арендодатель) и кооператив (в лице председателя Горбачева Анатолия Фотиевича; арендатор) заключили договор от 12.12.2012 N 8819000069 аренды земельного участка государственной собственности с кадастровым номером 23:19:0105007:18 на срок до 05.12.2061. Договор 11.01.2013 прошел процедуру государственной регистрации. В заключении от 23.05.2019 кадастрового инженера Семенова С.Ф. указано следующее. В результате сопоставления аналитическим способом контуров границ и линейных размеров земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 с данными государственного фонда, полученными в результате проведения землеустройства, и графического учета земель, а также поконтурной ведомости, установлено расположение земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 в границах колхоза имени "Ленина" (участок 0, секция 8, контур 24). Исходя из результатов графических построений, земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 тождественен земельному участку, предоставленному КФХ Горбачева А.Ф. по договору аренды от 10.04.1992 N 17. Следовательно, материалы дела опровергают довод департамента о нетождественности земельного участка, предоставленного в аренду правопредшественнику кооператива (КФХ Горбачева А.Ф.) по договору от 10.04.1992 N 17, и испрашиваемого заявителем участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18. Ссылка департамента на недействительность (ничтожность) договора аренды от 12.12.2012 N 8819000069 не имеет правового значения в связи с фактическим нахождением земельного участка во владении и пользовании кооператива (его правопредшественника) с 1991 года по настоящее время на основании договора N 17. Данный договор департаментом не оспаривался, оснований для прекращения его действия не установлено. По истечении срока действия договора аренды от 10.04.1992 N 17 в отсутствие возражений арендодателя кооператив продолжил использовать земельный участок по его целевому назначению (акты обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль"), внося установленную договором арендную плату (акт сверки расчетов за период с 01.01.2010 по 31.01.2019). Следовательно, договор аренды по истечении срока, на который он первоначально заключался, был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса). Доказательств того, что администрацией либо департаментом направлялось кооперативу уведомление об отказе от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок (пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса) материалы дела не содержат. С учетом изложенного, на дату обращения в департамент с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 кооператив сохранял арендные права, возникшие у него на основании договора от 10.04.1992 N 17. Поэтому заявитель обладает правом на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (без проведения торгов), а решение департамента от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 об отказе в предоставлении данного участка кооперативу незаконно. Отклоняя довод уполномоченного органа о том, что заключение кадастрового инженера не представлялось кооперативом при обращении с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, суд апелляционной инстанции исходил из того, что департамент по существу не оспаривает выводы, сделанные кадастровым инженером. В связи с удовлетворением требований кооператива, в его пользу с департамента на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе уполномоченный орган просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Договор аренды от 12.12.2012 N 8819000069 имеет признаки недействительной (ничтожной) сделки ввиду несоблюдения публичной процедуры при его заключении (статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона N 101-ФЗ). Кооператив является юридическим лицом и не относится землепользователям, которым участки предоставляются в аренду без торгов и предварительной публикации в средствах массовой информации. При заключении договора аренды от 12.12.2012 N 8819000069 такая информация не публиковалась (доказательства обратного не представлены). Таким образом, договор аренды от 12.12.2012 N 8819000069 ничтожен и не породил никаких правовых последствий (статья 167 Гражданского кодекса). Договор аренды от 10.04.1992 N 17 не содержит описания местоположения земельного участка на местности с указанием его границ. Из пункта 1.1 договора от 10.04.1992 N 17 следует, что к нему прилагается план передаваемого в аренду земельного участка. Однако такой план (графическая схема) с изображением земельного участка (его границ и конфигурации) отсутствует, при обращении в департамент кооперативом к заявлению он не прилагался. Суды необоснованно не учли довод департамента о том, что заключение кадастрового инженера приобщено кооперативом уже при рассмотрении спора в суде первой инстанции. Департамент оспаривал по существу данное заключение, поскольку кадастровый инженер, определяя тождественность испрашиваемого участка и земельного участка, который был объектом аренды по договору 1992 года, сделал вывод о тождественности данных земельных участков без учета информации, актуальной в период заключения договора аренды КФХ Горбачевым А.Ф.
Кооператив в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Департамент не учитывает приобщенное в материалы дела (по запросу заявителя) землеустроительное дело (инв. N 01591) по отводу земельного участка для организации КФХ Горбачева А.Ф. из земель спецфонда. Из содержания землеустроительного дела следует, что данный документ выполнен в связи с предоставлением земельного участка площадью 69 га в аренду. Кроме того, при осуществлении правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению от 21.12.2018, и наличии сомнений в тождественности испрашиваемого земельного участка и участка, предоставленного по договору от 10.04.1992 N 17, департамент имел возможность (был обязан) запросить у администрации информацию о предоставлении кооперативу земельного участка, расположенного в контуре 24 (участок 0, секция 8). Именно администрация ранее обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, и имела полную информацию (документы) по таким участкам. Однако соответствующие действия уполномоченный орган не совершил (указанная информация получена кооперативом самостоятельно и представлена в суд первой инстанции). Департамент лишь запросил информацию о проведении торгов в целях заключения договора аренды от 12.12.2012 N 8819000069 и размещении таких сведений в средствах массовой информации. Таким образом, на момент предоставления оспариваемого кооперативом отказа у уполномоченного органа отсутствовали сведения о нетождественности земельного участка, предоставленного правопредшественнику кооператива (КФХ Горбачева А.Ф.) по договору от 10.04.1992 N 17, и земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель кооператива возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 21.12.2018 кооператив обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 690 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:19:0105007:18. Участок с местоположением: Краснодарский край, Ленинградский район, в границах колхоза имени "Ленина", имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 департамент отказал кооперативу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по следующим основаниям. Из договора о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17, заключенного между администрацией и КФХ "Умань-200" (Горбачева А.Ф.), установить тождественность испрашиваемого участка и ранее предоставленного земельного участка, не представляется возможным. Также договор аренды от 12.12.2012 N 8819000069 имеет признаки недействительной (ничтожной) сделки ввиду несоблюдения публичной процедуры при его заключении (статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18, кооператив оспорил его в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для правильного разрешения спора обстоятельства. Кооператив является универсальным правопреемником КФХ Горбачева А.Ф., с которым администрацией заключался долгосрочный договор от 10.04.1992 N 17 аренды земельного участка площадью 69 га. Испрашиваемый кооперативом в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 тождественен (идентичен) земельному участку, предоставленному КФХ Горбачева А.Ф. по договору аренды от 10.04.1992 N 17 (контур 24, секция 8, участок 0). Ссылка департамента на недействительность (ничтожность) договора от 12.12.2012 N 8819000069 не влияет на существо заявленных требований в связи с фактическим нахождением испрашиваемого земельного участка во владении и пользовании кооператива (его правопредшественника) с 1991 года по настоящее время. Договор аренды от 10.04.1992 N 17 департаментом не оспаривался, оснований для прекращения его действия не установлено. По истечении срока действия договора аренды от 10.04.1992 N 17 в отсутствие возражений арендодателя кооператив продолжил использовать земельный участок по его целевому назначению (акты обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль"), внося установленную договором арендную плату (акт сверки расчетов за период с 01.01.2010 по 31.01.2019). Следовательно, договор аренды по истечении срока, на который он первоначально заключался, был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. Доказательства того, что администрацией либо департаментом направлялось кооперативу уведомление об отказе от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, не представлены. Поэтому кооператив, сохранивший арендные права, возникшие у него на основании договора от 10.04.1992 N 17, вправе приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Следовательно, решение департамента от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 об отказе в предоставлении указанного участка кооперативу является незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой кооперативом.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе департамент приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Податель жалобы полагает, что кооператив не обладал статусом арендатора в период обращения в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 в связи с ничтожностью договора от 12.12.2012 N 8819000069, поскольку сведения о предстоящем предоставлении указанного участка в средствах массовой информации не публиковалась. Кроме того, уполномоченный орган не располагал сведениями о месте расположения земельного участка, первоначального предоставленного в 1992 году КФХ Горбачева А.Ф., и его тождественности с участком, испрашиваемым правопреемником (кооперативом) в собственность. Однако именно эти доводы и проверялись судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора. Приведенные департаментом доводы (обстоятельства, на которые ссылается уполномоченный орган) изучены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки, пришли к выводу о незаконности оспариваемого кооперативом решения, нарушающих права (интересы) заявителя. Мотивы, по которым департамент не признает за кооперативом право на приобретение в собственность земельного участка, признаны судами несостоятельными, основания, приведенные уполномоченным органом в подтверждение невозможности предоставления земельного участка, не могут служить действительным (реальным) препятствием для отказа в оказании государственной услуги, испрашиваемой заявителем. Доводы кассационной жалобы не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает правовых оснований для отмены (изменения) решения от 24.06.2019 и апелляционного постановления от 17.09.2019. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А32-9210/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для правильного разрешения спора обстоятельства. Кооператив является универсальным правопреемником КФХ Горбачева А.Ф., с которым администрацией заключался долгосрочный договор от 10.04.1992 N 17 аренды земельного участка площадью 69 га. Испрашиваемый кооперативом в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 тождественен (идентичен) земельному участку, предоставленному КФХ Горбачева А.Ф. по договору аренды от 10.04.1992 N 17 (контур 24, секция 8, участок 0). Ссылка департамента на недействительность (ничтожность) договора от 12.12.2012 N 8819000069 не влияет на существо заявленных требований в связи с фактическим нахождением испрашиваемого земельного участка во владении и пользовании кооператива (его правопредшественника) с 1991 года по настоящее время. Договор аренды от 10.04.1992 N 17 департаментом не оспаривался, оснований для прекращения его действия не установлено. По истечении срока действия договора аренды от 10.04.1992 N 17 в отсутствие возражений арендодателя кооператив продолжил использовать земельный участок по его целевому назначению (акты обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль"), внося установленную договором арендную плату (акт сверки расчетов за период с 01.01.2010 по 31.01.2019). Следовательно, договор аренды по истечении срока, на который он первоначально заключался, был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. Доказательства того, что администрацией либо департаментом направлялось кооперативу уведомление об отказе от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, не представлены. Поэтому кооператив, сохранивший арендные права, возникшие у него на основании договора от 10.04.1992 N 17, вправе приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Следовательно, решение департамента от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 об отказе в предоставлении указанного участка кооперативу является незаконным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2020 г. N Ф08-11489/19 по делу N А32-9210/2019