город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2019 г. |
дело N А32-9210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель Аверин П.А. по доверенности от 18.12.2018, паспорт,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 по делу N А32-9210/2019, принятое в составе судьи Семушина А.В., по заявлению СПК "Умань-200" (ИНН 2341008613, ОГРН 1022304293648) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Ленинградский район, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Умань-200" (далее - СПК "Умань-200") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 690 000 кв.м с кадастровым номером 23:19:0105007:18, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ленинградский район, в границах колхоза имени "Ленина", обязании в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес СПК "Умань-200" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация муниципального образования Ленинградский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю).
Решением от 24.06.2019 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем не подтверждена тождественность земельных участков (предоставленного в аренду в 1992 году и участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18); договор аренды от 12.12.2012 N 8819000069 является ничтожной сделкой, поскольку заключен без проведения публичной процедуры.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание.
Представитель СПК "Умань-200" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 21.12.2018 СПК "Умань-200" обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18, местоположение: Краснодарский край, Ленинградский район, в границах колхоза имени "Ленина"; площадь: 690 000 кв.м; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Письмом от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 в собственность, поскольку из договора о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17, заключенного между администрацией Ленинградского района Краснодарского края и главой крестьянского хозяйства "Умань-200" установить тождественность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 и первоначального земельного участка, предоставленного по договору от 10.04.1992 N 17 не представляется возможным. Департамент также указал на наличие признаков ничтожной сделки у договора аренды земельного участка государственной собственности от 12.12.2012 N8819000069.
Считая незаконным отказ в предоставлении земельного участка, кооператив оспорил его в судебном порядке.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии со ст. 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления, распоряжаются земельными участками фонда перераспределения земель Краснодарского края при предоставлении в аренду на срок до десяти лет.
В соответствии с данными содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости спорный земельный участок является собственностью Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" утверждено Положение о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, в соответствии с п. 3.13 которого департамент осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Проводит в установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. При выявлении нарушений принимает меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований, а также цель использования земельного участка (пп. 7 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что решением Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 "О предоставлении земельного участка гражданину Горбачеву Анатолию Фотиевичу для ведения крестьянского хозяйства" предоставлены крестьянскому хозяйству гражданина Горбачева Анатолия Фотиевича в аренду 69 га на 20 лет, из них 69 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 69 га пашни из земель спецфонда колхоза им. Ленина.
На основании решения Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 подготовлено землеустроительное дело инв. N01591 по отводу земельного участка для организации крестьянского хозяйства Горбачева А.Ф. из земель спецфонда колхоза "Ленина".
Из письма Администрации муниципального образования Ленинградский район от 23.05.2019 N 2591 следует, что согласно землеустроительному делу инвентраный N 01591, данным поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. Ленина и данным графического учета земельный участок предоставленный Горбачеву А.Ф. на основании Решения Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83, расположен в границах колхоза имени "Ленина" Ленинградского района Краснодарского края участок 0, секция 8, контур 24.
На основании Решения Президиума Ленинградского районного совета от 19.07.1991 N 83 между администрацией Ленинградского района Краснодарского края (арендодатель) и главой крестьянского хозяйства "Умань-200" в лице Горбачева Анатолия Фотиевича (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок (пашни) площадью 69 гектаров сроком на 20 лет.
На основании протокола от 10.03.1999 N 12 произведена реорганизация КФХ "Умань-200" путем преобразования в производственный кооператив "Умань-200" на базе имущества крестьянского хозяйства, что подтверждается свидетельством от 16.03.1999 N 139 серия ВМ. Данное обстоятельство подтверждается также письмом от 24.05.2019 N 06215/05561 Межрайонной ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю и сведениями из ЕГРЮЛ, представленными заявителем.
Постановлением Главы Ленинградского района от 09.06.2001 N 540 зарегистрирован Устав СПК "Умань-200" в новой редакции с изменением названия (ранее производственный кооператив "Умань-200"), что подтверждается свидетельством от 28.08.2001 N 139 серия ВМ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, в отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в п. 5 ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Таким образом, в связи реорганизацией в форме преобразования к СПК "Умань-200" перешли все права и обязанности КФХ "Умань-200" (универсальное правопреемство), в том числе все права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17.
Между администрацией муниципального образования Ленинградский район и СПК "Умань-200" заключено дополнительное соглашение от 25.12.2002 к договору от 10.04.1992 N 17.
Согласно пункту 1.3. дополнительного соглашения земельный участок фактически передан с 19.07.1991, без каких либо иных документов по передаче имущества.
Согласно поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 16.06.1995 земплепользователем земельного участка 0, секция 8, контур 24 указано крестьянское хозяйство Горбачева А.Ф.
Согласно поконтурной ведомости земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 27.12.2005 земплепользователем земельного участка 0, секция 8, контур 24 указан СПК "Умань-200".
Согласно делу 2004 года по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков (N 37-43) фонда перераспределения при разграничении государственной собственности на землю в границах колхоза им. Ленина Ленинградского района земельный участок, расположенный в границах колхоза имени "Ленина" Ленинградского района Краснодарского края участок 0, секция 8, контур 24 был включен в состав земель фонда перераспределения в состав земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:2.
На основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.10.2012 N 1978 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:2 площадью 747718 кв.м. на земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:0105007:18 площадью 690 000 кв.м. и 23:19:0105007:17 площадью 57 718 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованном выводу, что в связи с отсутствием кадастрового учета земельного участка площадью 69 га, предоставленного заявителю по договору аренды от 10.04.1992 N 17, этот участок был включен департаментом в состав земель фонда перераспределения и находился территориально в составе участка с кадастровыми номерами 23:19:0105007:2, из которого в дальнейшем на основании приказа от 24.10.2012 N 1978 был сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 площадью 690 000 кв.м., испрашиваемый кооперативом в аренду.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22.02.2019 N 99/2019/246940791 земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 находится в собственности Краснодарского края, которая зарегистрирована в 2012 году.
На основании Постановления администрации муниципального образования Ленинградский район от 05.12.2012 N 1803 в редакции постановления от 25.12.2012 N 1913 между администрацией (арендодатель) и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Умань-200" в лице председателя Горбачева Анатолия Фотиевича (арендатор) заключен договор аренды от 12.12.2012 N 8819000069 земельного участка государственной собственности со сроком аренды участка до 05.12.2061, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 11.01.2013.
Из заключения кадастрового инженера Семенова С.Ф. от 23.05.2019 следует, что в результате сопоставления аналитическим способом контуров границ и линейных размеров земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 с данными государственного фонда, полученными в результате проведения землеустройства, и графического учета земель, а также поконтурной ведомости установлено расположение земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18 в границах колхоза имени "Ленина" Ленинградского района Краснодарского края участок 0, секция 8, контур 24.
Таким образом, с учетом результатов графических построений кадастровым инженером сделан вывод, что земельный участок с кадастровым номером 23:19:0105007:18 тождественен земельному участку, предоставленному по договору о предоставлении земельного участка в аренду от 10.04.1992 N 17.
Соответственно, представленные в материалы дела доказательства подтверждают тождественность (идентичность) земельного участка, предоставленного правопредшественнику кооператива по договору аренды от 10.04.1992 N 17 и земельного участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы департамента о том, что заявителем не подтверждена тождественность земельных участков (предоставленного в аренду в 1992 году и участка с кадастровым номером 23:19:0105007:18).
В частности, судом не принимаются во внимание ссылки департамента на то, что заключение кадастрового инженера не было представлено кооперативом при обращении в департамент.
Суд исходит из того, что департамент по существу не оспаривает выводы, сделанные кадастровым инженером.
Также в нарушение ст.ст. 65, 210 АПК РФ департаментом не представлено доказательств, опровергающих тождественность участков.
Доводы департамента о том, что к договору аренды 1992 года не были приложены картографические, судебной коллегией не принимаются.
Несмотря на отсутствие приложений к договору аренды 1992 года, как указано ранее, как поконтурной ведомостью земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 16.06.1995, так и поконтурной ведомостью земельных угодий колхоза им. "Ленина" от 27.12.2005 подтверждено, что земплепользователем земельного участка 0, секция 8, контур 24 является крестьянское хозяйство Горбачева А.Ф. (СПК "Умань-200").
Судом первой инстанции также обоснованно были отклонены доводы департамента о ничтожности договора от 12.12.2012 N 8819000069, поскольку независимо от соблюдения публичной процедуры при заключении договора от 12.12.2012, кооператив правомерно использовал земельный участок, начиная с 1992 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, договор аренды земельных участков от 10.04.1992 N 17 департаментом не оспаривался; основания для прекращения договора отсутствовали.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором (п. 1 ст. 610 ГК РФ).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (ст. 422 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 Кодекса).
Из материалов дела следует, что по истечении срока действия договора аренды от 10.04.1992 N 17 (заключенного до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды) в отсутствие возражений со стороны арендодателя кооператив продолжил использовать арендованный им земельный участок по целевому назначению, внося установленную договором арендную плату и не допуская нарушения установленных земельным законодательством правил.
Внесение арендной платы подтверждено актом сверки расчетов за период с 01.01.2010 по 31.01.2019.
Таким образом, договор аренды земельного участка от 10.04.1992 N 17 по истечении срока, на который он был первоначально заключен, считался возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок по основанию, предусмотренному в п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ.
Доказательств того, что администрацией муниципального образования Ленинградский район либо департаментом в адрес заявителя направлялось уведомление об отказе от договора аренды, не представлено.
С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что СПК "Умань-200" обратился в департамент в период действия договора аренды от 10.04.1992, и в соответствии с положениями Закона N 101-ФЗ и пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ имел право на приобретение в собственность указанного земельного участка без проведения торгов.
С учетом изложенного, у департамента отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении кооперативу земельного участка, в связи с чем решение от 01.02.2019 N 52-3590/19-32-12 является незаконным на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании земельного и гражданского законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 24.06.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 по делу N А32-9210/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9210/2019
Истец: Сельскохозяйственный "Умань-200", СПК "Умань-200"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Ленинградский район, Администрация муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, представитель СПК "Умань-200" Аверин Павел Альбертович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю