г. Краснодар |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А32-4564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) - Шматовой Ю.В. (доверенность от 09.07.2018), от органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Криницкой В.С. (доверенность от 31.12.2019), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Гонтаря А.О. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-4564/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрации Краснодарского края (далее - администрация) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение департамента от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли энергетики);
- обязать департамент в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, подготовить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 проекты актов о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, согласовать со всеми заинтересованными лицами и направить в администрацию;
- обязать администрацию в срок, не превышающий тридцати дней с даты получения проектов актов о переводе земельных участков от департамента, принять акты о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики (требования уточнены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 78, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 260, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью отказа департамента, нарушающего права (интересы) общества, как собственника земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 и линейного объекта, размещенного на данных участках.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019, требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ департамента от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13. Суд обязал департамент в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, подготовить и передать главе администрации (губернатору) Краснодарского края проект нормативного акта в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики. В удовлетворении требований, заявленных к администрации, отказано.
Суды установили, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Расположенные на данных участках заходы ВЛ 220 кВ "Брюховецкая-Витаминкомбинат" (с последующим образованием новых ВЛ 220 кВ Брюховецкая - НПС - 7 и ВЛ 220 кВ НПС - 7) необходимы для присоединения ПС 220 кВ НПС - 7 к Единой национальной энергосистеме Российской Федерации. Общество обратилось в администрацию с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики (письмо от 31.07.2018). К ходатайствам приложены: выписки из ЕГРН в отношении указанных участков; согласие правообладателя; нотариально заверенная копия доверенности представителя; нотариально заверенная копия приказа N 1111; нотариально заверенная копия протокола N 14; копия паспорта; нотариально заверенная копия устава общества; нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права; нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о юридическом лице; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копия проекта рекультивации нарушенных земель; копия положительного заключения государственной экспертизы. Письмом от 05.10.2018 N 52-44664/18-33-12 департамент сообщил обществу о продлении срока рассмотрения ходатайств. Решением, оформленным письмом от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13, департамент отказал обществу в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики в связи с несоответствием направленного проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации. Департамент также указал на возможность установления в отношении данных земельных участков публичного сервитута. Ссылаясь на незаконность отказа департамента в переводе земель из одной категории в другую, общество оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 198 - 201 Кодекса, статей 260, 274 Гражданского кодекса, статей 8, 78 Земельного кодекса, статей 2 - 4, 7 Закона N 172-ФЗ. Суды указали, что действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую как несоответствие проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации. Кроме того, в составе направленного в приложении к ходатайствам проекта рекультивации содержится согласованная и утвержденная правообладателем земельного участка (ОАО "Агрофирма "Луч") землеустроительная документация. Проект рекультивации земель в составе рабочей документации в установленном порядке прошел государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 20.10.2010 N 499-1-4-3979-10, выданным ФГУ "Главное управление государственной экспертизы". Поэтому довод департамента о том, что представленная обществом проектная документация, не может быть принята во внимание, так как она не утверждена собственником земельных участков, отклонен судами. Довод департамента о возможности установления в отношении земельных участков сервитута признан судами несостоятельным. Под публичным сервитутом понимается сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Общество является как собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752, так и собственником линейного объекта, размещенного в границах данных участков, поэтому установление публичного сервитута будет противоречить положениям статьи 274 Гражданского кодекса. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности отказ департамента в переводе земельных участков из одной категории в другую, нарушающего права (интересы) общества. Ходатайство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 департаментом фактически рассмотрено, однако проект соответствующего распоряжения в администрацию не передан. Поэтому суд первой инстанции посчитал возможным возложить на департамент обязанности по подготовке и передаче главе администрации (губернатору) Краснодарского края проекта нормативного акта о переводе указанных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики. В этой же связи оснований для удовлетворения требования общества об обязании администрации принять акты о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, суд не усмотрел. Доводы департамента о том, что общество строительство линейного объекта производилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее электроснабжение НС-7" и на момент обращения с ходатайствами о переводе земельных участков объекты уже были размещены на земельных участках, судом апелляционной инстанции отклонены. Обществом в материалы дела предоставлен акт, оформленный по унифицированной форме КС-14 от 25.12.2013 N 1166, который является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности. Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией является разрешение на ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжение НПС-7" не получено. Акт, оформленный по унифицированной форме КС-14, не является документом, свидетельствующим о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию. Из пояснений представителя общества в суде первой инстанции следует, что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжение НПС-7", связано с отсутствием приведенного в соответствии с законодательством права пользования земельными участками (использованием для размещения объектов электросетевого хозяйства участков из земель сельскохозяйственного назначения). Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Как указано обществом строительство линейного объекта производилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее электроснабжение НС-7", таким образом, на момент обращения с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 объекты уже были размешены на земельных участках. По акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2013 N 1166 законченные строительством объекты по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее электроснабжение НС-7" введены в эксплуатацию. Кроме того, представленная обществом проектная документация, выполненная в 2010 году, не утверждена собственником земельных участков. Учитывая изложенное, а также то, что в качестве основания для перевода земельных общество указало на необходимость приведения вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с фактическим использованием, решение департамента от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, соответствует закону.
Администрация в отзыве поддержала доводы кассационной жалобы департамента. Администрация отмечает, что основаниями для отмены судебных актов является то, что на момент обращения с ходатайством о переводе земельных участков объекты уже были размещены, проектная документация (проект рекультивации) не утверждена собственником земельных участков.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Заявитель полагает, что несоответствие проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации отсутствует в перечне оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории земель в другую. В составе направленного в приложении к ходатайствам проекта рекультивации содержится согласованная и утвержденная правообладателем земельного участка (ОАО "Агрофирма Луч") землеустроительная документация. Проект рекультивации земельных участков подготовлен в составе проектной документации, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы N 499-01-4-3979-10, которое предоставлено на рассмотрение департамента в качестве приложения к ходатайствам. Учитывая тот факт, что землеустроительная документация утверждена собственником земельного участка (ОАО "Агрофирма Луч"), довод департамента о необходимости предоставления проекта рекультивации, утвержденного собственником земельных участков, направлен на переоценку ранее установленных обстоятельств и основан на ошибочном толковании норм права. Довод подателя жалобы о том, что на момент обращения с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 в другую категорию, объекты, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжение НПС-7", введены в эксплуатацию, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Неполучение разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжение НПС-7", связано с отсутствием приведенного в соответствии с законодательством права пользования земельными участками, а именно - использование для размещения объектов электросетевого хозяйства земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представители департамента и администрации поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Расположенные на данных участках заходы ВЛ 220 кВ "Брюховецкая-Витаминкомбинат" (с последующим образованием новых ВЛ 220 кВ Брюховецкая - НПС - 7 и ВЛ 220 кВ НПС - 7) необходимы для присоединения ПС 220 кВ НПС - 7 к Единой национальной энергосистеме Российской Федерации.
Общество 31.07.2018 обратилось в администрацию с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики. К ходатайствам приложены: выписки из ЕГРН в отношении указанных участков; согласие правообладателя; нотариально заверенная копия доверенности представителя; нотариально заверенная копия приказа N 1111; нотариально заверенная копия протокола N 14; копия паспорта; нотариально заверенная копия устава общества; нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права; нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копия проекта рекультивации нарушенных земель; копия положительного заключения государственной экспертизы.
Письмом от 05.10.2018 N 52-44664/18-33-12 департамент сообщил обществу о продлении срока рассмотрения поступивших ходатайств.
Решением, оформленным письмом от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13, департамент отказал обществу в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики. Отказ мотивирован несоответствием направленного проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации, а также возможностью установления в отношении данных участков публичного сервитута.
Ссылаясь на незаконность отказа департамента в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона 172-ФЗ. В ней, в том числе, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2).
Часть 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы (для заявителей - юридических лиц): выписка из ЕГРЮЛ; выписка из ЕГРН на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (часть 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Одним из таких случаев является строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (пункт 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций проанализировали содержание письма департамента от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 и пришли к выводу о том, что ходатайство общества о переводе участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики по существу обращения рассмотрено департаментом. При этом проект соответствующего распоряжения в администрацию не передан. В этой связи оснований для удовлетворения требования общества об обязании администрации принять акты о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, суд не усмотрел. В указанной части судебные акты участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому кассационной инстанцией в соответствующей части не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии приведенных департаментом оснований к отказу в переводе участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751 и 23:07:0402000:752 из одной категории земель в другую нормам действующего законодательства. Суды исходили из того, что несоответствие проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации не может влечь отказ уполномоченного органа в переводе земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, в составе направленного в приложении к ходатайствам проекта рекультивации содержится согласованная и утвержденная правообладателем земельного участка (ОАО "Агрофирма "Луч") землеустроительная документация. Проект рекультивации земельных участков подготовлен в составе проектной документации, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 20.10.2010 N 499-1-4-3979-10, выданным ФГУ "Главное управление государственной экспертизы". Общество является как собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752, так и собственником линейного объекта, размещенного в границах данных участков, поэтому установление публичного сервитута будет противоречить положениям статьи 274 Гражданского кодекса. В материалы дела обществом предоставлен акт, оформленный по унифицированной форме КС-14 от 25.12.2013 N 1166, который является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности. Данный акт не является документом, свидетельствующим о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжение НПС-7", связано с отсутствием приведенного в соответствии с законодательством права пользования земельными участками (использованием для размещения объектов электросетевого хозяйства участков из земель сельскохозяйственного назначения). В целях восстановления нарушенных прав (законных интересов) общества суд первой инстанции посчитал возможным возложить на департамент обязанности по подготовке и передаче главе администрации (губернатору) Краснодарского края проекта нормативного акта о переводе указанных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента (представленная обществом проектная документация не утверждена собственником земельных участков; на момент обращения заявителя с ходатайствами о переводе земельных участков линейные объекты уже были размещены на них) проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и обоснованно ими отклонены. Приведенный в части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ перечень оснований к отказу в рассмотрении ходатайства заинтересованного лица о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую является исчерпывающим. Документ, подтверждающий ввод линейного объекта в эксплуатацию, в материалах дела отсутствует. Суд округа также учитывает, что перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики при строительстве линий электропередачи представляет собой исключительный случай, при котором обеспечивается соответствие разрешенного использования земельных участков их целевому назначению. В отсутствие сведений о самовольном характере строительства объектов энергоснабжения, судебного акта сносе таких объектов, отказ в переводе участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики не может быть обоснован доводами, приведенными департаментом в возражениях на заявление общества.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в деле доказательств, правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-4564/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы департамента (представленная обществом проектная документация не утверждена собственником земельных участков; на момент обращения заявителя с ходатайствами о переводе земельных участков линейные объекты уже были размещены на них) проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и обоснованно ими отклонены. Приведенный в части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ перечень оснований к отказу в рассмотрении ходатайства заинтересованного лица о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую является исчерпывающим. Документ, подтверждающий ввод линейного объекта в эксплуатацию, в материалах дела отсутствует. Суд округа также учитывает, что перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики при строительстве линий электропередачи представляет собой исключительный случай, при котором обеспечивается соответствие разрешенного использования земельных участков их целевому назначению. В отсутствие сведений о самовольном характере строительства объектов энергоснабжения, судебного акта сносе таких объектов, отказ в переводе участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики не может быть обоснован доводами, приведенными департаментом в возражениях на заявление общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2020 г. N Ф08-11130/19 по делу N А32-4564/2019