город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А32-4564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы": представитель Шматова Ю.В. по доверенности от 09.07.2018, паспорт;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель Сергиенко И.Г. по доверенности от 08.11.2018, паспорт;
от администрации Краснодарского края: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 по делу N А32-4564/2019, по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрация Краснодарского края (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным решение департамента от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- обязать департамент в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 проекты актов о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, согласовать со всеми заинтересованными лицами и направить в администрацию;
- обязать администрацию в срок, не превышающий тридцати дней с даты получения проектов актов о переводе земельных участков от департамента, принять акты о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Решением от 17.07.2019 суд признал незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и передать в главе администрации (губернатору) Краснодарского края проект нормативного акта в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В удовлетворении требований к администрации Краснодарского края отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ПАО "ФСК ЕЭС" строительство линейного объекта производилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее электроснабжение НС-7", таким образом, на момент обращения с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами: 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 объекты уже были размещены на земельных участках. Департамент также указал, что представленная ПАО "ФСК ЕЭС" проектная документация, выполненная в 2010 году, не утверждена собственником земельных участков.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Администрация Краснодарского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От администрации Краснодарского края поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Расположенные на земельных участках заходы ВЛ 220 кВ "Брюховецкая-Витаминкомбинат" (с последующим образованием новых Вл 220 кВ Брюховецкая - НПС - 7 и ВЛ 220 кВ НПС - 7) необходимы для присоединения ПС 220 кВ НПС - 7 к Единой национальной энергосистеме Российской Федерации.
ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 31.07.2018 обратилось в администрацию Краснодарского края с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли обороны специального назначения (земли промышленности). К ходатайствам были приложены выписки из ЕГРН в отношении земельных участков, согласие правообладателя, нотариально заверенная копия доверенности представителя, нотариально заверенная копия приказа N 1111, нотариально заверенная копия протокола N 14, копия паспорта, нотариально заверенная копия устава ПАО "ФСК ЕЭС", нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права, нотариально заверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, копия проекта рекультивации нарушенных земель, копия положительного заключения государственной экспертизы.
Письмом от 05.10.2018 N 52-44664/18-33-12 в адрес заявителя была направлена информация о продлении срока рассмотрения ходатайства.
Решением, оформленным письмом от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13, департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал обществу "ФСК ЕЭС" в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли обороны специального назначения (земли промышленности) в связи с несоответствием направленного проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации. Кроме того, департамент указал на возможность установления в отношении спорных земельных участков сервитута.
Считая незаконным отказ в переводе земель категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли обороны специального назначения (земли промышленности), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 172-ФЗ регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.19 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент имущественных отношений.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 указанной статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно части 7 статьи 3 Закона N 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений).
Использование земельных участков, без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период эксплуатации линейных объектов, не допускается (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
Действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую как несоответствие проекта рекультивации требованиям землеустроительной документации.
Кроме того, в составе направленного в приложении к ходатайствам проекта рекультивации содержится согласованная и утвержденная правообладателем земельного участка (ОАО "Агрофирма "Луч") землеустроительная документация.
Проект рекультивации земель в составе рабочей документации в установленном законом порядке прошел государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 20.10.2010 N 499-1-4-3979-10, выданным ФГУ "Главное управление государственной экспертизы".
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что представленная ПАО "ФСК ЕЭС" проектная документация, выполненная в 2010 году, не утверждена собственником земельных участков.
Учитывая, что проект рекультивации земельных участков подготовлен в составе проектной документации, что подтверждается Положительным заключением государственной экспертизы N 499-10/РГЭ-1256/02 N 001-4-3979-10 (предоставлено на рассмотрение ДИО КК в качестве приложения к ходатайствам), доводы департамента в части необходимости ее согласования собственником участка являются несостоятельными.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод департамента о возможности установления в отношении земельных участков сервитута не может быть принят судом по следующим основаниям.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс РФ в части введения публичного сервитута в целях сокращения и удешевления процедуры оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов.
В указанном законе под публичным сервитутом понимается сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Поскольку общество является как собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752, так и собственником линейного объекта, размещенного на участках, установление публичного сервитута будет противоречить положениям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы департамента о том, что ПАО "ФСК ЕЭС" строительство линейного объекта производилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее электроснабжение НС-7", таким образом, на момент обращения с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами: 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 объекты уже были размещены на земельных участках.
Обществом в материалы дела предоставлен Акт, оформленный по унифицированной форме КС-14 от 25.12.2013 N 1166.
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией", составленный по унифицированной форме КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.
Документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией является разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), которое в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжения НПС-7" не было получено.
Доказательств обратного департамент не представил.
Акт, оформленный по унифицированной форме КС-14 не является документом, свидетельствующим о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно пояснениям заявителя, отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объектов, строительство которых проводилось по титулу "Нефтепроводная система КТК. Внешнее энергоснабжения НПС-7", связано с отсутствием приведенного в соответствии с законодательством права пользования земельными участками, а именно - использование для размещения объектов электросетевого хозяйства земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, у Департамента имущественных отношений отсутствовали основания для отказа ПАО "ФСК ЕЭС" в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402000:751, 23:07:0402000:752 о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, оформленное письмом от 02.11.2018 N 52-49261/18-33-13 не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является незаконным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
В удовлетворении требований, заявленных к администрации края, суд отказал с учетом принятия оспариваемого отказа департаментом (в пределах предоставленных полномочий).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 17.07.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 по делу N А32-4564/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4564/2019
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Краснодарского края