г. Краснодар |
|
21 января 2020 г. |
Дело N А32-7839/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Волкова Р.В. (доверенность от 26.12.2019), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Миронова С.Г. (доверенность от 26.08.2019), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А32-7839/2019, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 15.06.2018 об исключении недействующего юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Кристалл"" (далее - общество; ИНН 2322020816) из ЕГРЮЛ, возложении на инспекцию обязанности восстановить в ЕГРЮЛ запись об обществе как о действующем юридическом лице.
Решением суда первой инстанции от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2019, заявленные требования удовлетворены частично, на инспекцию возложена обязанность восстановить в ЕГРЮЛ сведения об обществе как о действующем юридическом лице, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество фактически не прекратило деятельность, поскольку осуществляло защиту своих прав в Арбитражном суде Краснодарского края.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, возражения министерства об исключении общества не поступили (представленные возражения не соответствовали предусмотренной форме), процедура публикации соблюдена. Представитель общества в судебных заседаниях Арбитражного суда Краснодарского края участия не принимал. Инспекция не вправе проверять или устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты, представитель министерства возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.01.2020 объявлялся перерыв до 09 часов 40 минут 21.01.2020, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15.12.2006.
По состоянию на 01.04.2018 у общества по договору аренды лесного участка от 05.09.2008 N 08-04а-010 перед министерством образовалась задолженность в общей сумме 270 136 рублей 06 копеек.
16 февраля 2018 года инспекция приняла решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ N 2650 на основании справки от 14.02.2018 N 1728-О, а также справки от 14.02.2018 N 1728-С "Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
Сведения о предстоящем исключении общества опубликованы 21.02.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ" (номер журнала 7 (672)1891). Инспекция 15.06.2018 внесла запись об исключении общества из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ министерство направило заявление, так как права и законные интересы министерства исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 10.04.2018 N 202-07.7-10449/18. Должностное лицо инспекции установило, что оно не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 21.1 и пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В рамках дела N А32-27871/2018 министерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с общества задолженности по договору аренды лесного участка.
В процессе рассмотрения указанного дела министерству стало известно об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Полагая, что исключение общества является необоснованным, министерство обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом (статья 4 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из реестра.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
В постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В рамках действующего законодательства юридические лица, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, могут направить соответствующие возражения, заявления.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Суды, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795 по делу N А28-730/2017, указали, что общество принимало участие в судебном споре, следовательно, фактически не прекратило деятельность.
Установление факта участия общества в судебных разбирательствах для исследования основания прекращения его деятельности имеет существенное значение для рассматриваемого дела. Приведенные толкования предполагают активную процессуальную позицию общества в рамках судебного разбирательства - так как она позволяет оценивать положение юридического лица как действующего.
В обжалуемых судебных актах содержится ссылка на судебное разбирательство по делу N А32-27871/2018, рамках которого прекращено производство по делу ввиду ликвидации юридического лица, что исключило основания для рассмотрения спора. По названному делу представитель общества не участвовал в заседаниях, процессуальные документы не представлял. Отсутствие процессуального участия также следует из дел N А32-11740/2018 и А32-46578/2017. Материалы рассматриваемого дела также не содержат письменных доказательств, подтверждающих функционирование общества.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ). В процессе судебного разбирательства не ставилось под сомнение соблюдение названной процедуры.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное указанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
С учетом изложенного выводы судов об удовлетворении заявленных требований являются ошибочными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к выводу о том, что следует отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый об отказе в удовлетворении заявлений министерства.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А32-7839/2019 отменить.
Заявление Министерства природных ресурсов Краснодарского края оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное указанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
...
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2020 г. N Ф08-12157/19 по делу N А32-7839/2019