г. Краснодар |
|
24 января 2020 г. |
Дело N А32-14906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Центр фирменного транспортного обслуживания "Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания"" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Недомерковой А.А. (доверенность от 20.04.2018), Бабенко Б.А. (доверенность от 20.04.2018), от ответчика - акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" (ИНН 2315007476, ОГРН 1022302387172) - Мурзина В.Ю. (доверенность от 27.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А32-14906/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Центр фирменного транспортного обслуживания "Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания"" (далее - дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - завод) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор), по пунктам 4, 5, 8, 10, приняв указанные пункты в следующей редакции:
- пункт 4: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению";
- пункт 5: "Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - начальнику смены завода по телефону 38-709, с последующей записью в книгу уведомлений";
- пункт 8: "С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве не менее 10 вагонов.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из выставочных путей парка "Восточный" станции по согласованию с дежурным по парку. В исключительных случаях по согласованию с маневровым диспетчером станции и при наличии эксплуатационной возможности допускается возврат меньшего количества вагонов";
- пункт 10: "Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а" (уточненные требования).
Решением от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2019, иск удовлетворен в полном объеме. Пункты 4, 5, 8 и 10 спорного договора изложены в редакции истца.
В кассационной жалобе завод просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение, изложив спорные пункты в редакции ответчика. По мнению заявителя, при изложении пункта 4 договора суды не оценили доводы ответчика об особенностях технологии пути необщего пользования завода, согласно которому пути имеют вместимость фронтов выгрузки (погрузки) 68 вагонов, и ограниченность перерабатывающей способности кранового хозяйства с возможностью выполнения грузовых операций по группе вагонов - 10 часов. Учитывая указанные особенности, в договоре 2012 года предусматривался технологический срок оборота вагонов, перерабатывающая способность. Принятый в редакции истца пункт 4 договора заведомо устанавливает для ответчика неисполнение обязательств по приему подаваемых перевозчиком вагонов. В отношении редакции пункта 8 договора суды не учли, что ответчик настаивает на приеме станцией Новороссийск вагонов, направляемых на ремонт, при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной независимо от наличия или отсутствия документов, составленных на основании инструкций дороги работниками вагонного хозяйства. Документы, составленные работниками, являются внутренними документами истца, их несвоевременное составление не может быть причиной простоя вагонов, отправляемых на ремонт. Заявитель также указывает, что при изложении пункта 10 договора в редакции истца суды не применили специальную норму, регулирующую как процесс, связанный с эксплуатацией путей, так и непосредственно совершаемый в морском порту.
В отзыве дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, завод осуществляет прием грузов, перевозимых в железнодорожном подвижном составе, на принадлежащие ему железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Новороссийск СКЖД.
В связи с истечением срока действия ранее действующего договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ответчика от 15.11.2012 N 398/7 истец (перевозчик) направил заводу (владелец) проект договора на новый срок.
Ответчик подписал данный договор с протоколом разногласий.
Неурегулирование в досудебном порядке условий пунктов 4, 5, 8, 10 спорного договора явилось основанием для обращения дороги в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения сторон, возникшие при заключении спорного договора, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
Принимая пункт 4 спорного договора в редакции истца, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 3.4 Правил N 26 подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться по уведомлению.
Вопросы, касающиеся исчисления времени нахождения вагонов на путях необщего пользования регулируются пунктом 62 Устава и пунктом 4.3 Правил N 26, в силу которых время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику (время осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки) на путях, принадлежащих владельцу).
Существо разногласий по пункту 4 договора сводится к спору о включении или невключении условия об обязанности перевозчика осуществлять подачу вагонов на выставочные пути владельца через шестичасовой интервал и по заявкам владельца, в то время как Устав и Правила N 26 предусматривают платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
В силу пункта 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Уставом определено оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, а в спорном пункте договора ответчик указывает на интервальность подачи как на фактор, освобождающий ответчика от внесения платы за фактически оказанную услугу.
Пунктом 3.4 Правил N 26 предусмотрен только один вариант подачи вагонов - по уведомлению перевозчиком владельца пути необщего пользования.
Кроме того, как указал истец, для перевозчика предоставление интервальности подачи является затруднительным, в связи с увеличением грузополучателей, принимающих вагоны на выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск.
Из справки начальника станции Новороссийск видно увеличение грузооборота по станции (если в 2013 году в адрес грузополучателей прибывало 505 956 вагонов, то в 2018 году количество вагонов составило 672 048).
На основании изложенного суды указали, что редакция истца отвечает требованиям Правил N 26, а редакция ответчика в части установления интервальности подачи не соответствует действующему законодательству.
Пункт 5 договора также изложен судами в редакции дороги, поскольку указанный пункт корреспондирует с пунктом 4 договора в части необоснованности включения условия об установлении интервальности подачи вагонов.
Принимая редакцию пункта 8 договора в редакции, предложенной истцом, суды указали следующее.
Частью 18 статьи 44 Устава установлено, что на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, порожние грузовые вагоны без оформленных в установленном порядке перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции с железнодорожных путей необщего пользования и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию для нахождения таких вагонов до распоряжения их владельца.
Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами устанавливаются:
- порядок определения (с учетом технологии работы железнодорожных станций, портов) и объявления припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры вправе перемещать порожние грузовые вагоны, а также порядок определения владельцем инфраструктуры железнодорожных станций перемещения;
- порядок уведомления владельца вагонов о перемещении порожних грузовых вагонов, принадлежащих ему, и сведения, которые должно содержать уведомление;
- порядок принятия порожних грузовых вагонов для перемещения;
- форма документа, необходимого для перемещения порожних грузовых вагонов, порядок его заполнения, направления владельцу вагонов, порядок оформления актов общей формы;
- порядок реализации права перевозчика, владельца инфраструктуры и владельца вагонов согласовывать перевозку порожних грузовых вагонов по обращению владельца вагонов в процессе перемещения таких вагонов;
- иные особенности перемещения порожних грузовых вагонов.
Таким образом, статья 44 Устава предусматривает право, а не обязанность перевозчика на перемещение порожнего вагона без перевозочных документов.
Согласно выписке из технико-распорядительного акта станции Новороссийск на станции отсутствуют пути, предназначенные для отстоя вагонов.
В соответствии с Приложением N 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса от 21.12.2010 N 286, порядок использования станционных железнодорожных путей в соответствии с их назначением устанавливается техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
Спорным пунктом договора ответчик предлагает вменить перевозчику его право на прием вагонов для перемещения, что не соответствует принципу свободы воли сторон при заключении договора.
Более того, пункт 8 договора в редакции ответчика предусматривает обязанность перевозчика принимать вагоны с пути необщего пользования, несмотря на их техническое состояние.
Между тем в силу статьи 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Таким образом, поскольку перевозка порожнего вагона осуществляется по полному перевозочному документу, такой вагон не может быть принят к перевозке в случае его технической неисправности.
В отношении пункта 10 договора суды указали следующее.
Ответчик предлагает обязать перевозчика осуществлять осмотр вагонов в коммерческом отношении не на местах их фактической передачи (выставочных путях определенных договором), а на местах погрузки (выгрузки) грузов.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил N 26 сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении, в том числе с грузами при обслуживании локомотивом, принадлежащим перевозчику, производятся на местах погрузки, выгрузки, а при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных железнодорожных путях.
В рассматриваемом случае железнодорожный путь необщего пользования обслуживается принадлежащим ответчику локомотивом, в связи с чем на основании пункта 3.2 Правил N 26 сдача и прием вагонов в коммерческом и техническом отношении должны производиться на выставочных путях, определенных договором, а именно на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а.
Согласно статье 41 Устава участие перевозчика в выдаче груза предусмотрено только в случаях прибытия груза в неисправном вагоне с коммерческим актом, с признаками недостачи и порчи.
Принятие данного пункта в редакции ответчика ведет к навязыванию перевозчику несправедливых условий договора, ухудшающих его положение, создание рисков по необоснованному отнесению на него ответственности за сохранность уже выданных грузов. Памятка приемосдатчика, подтверждающая передачу груза грузополучателю, оформляется после подачи вагонов на выставочные пути, дальнейшее продвижение вагонов к местам погрузки-выгрузки осуществляется локомотивом ответчика и перевозчик не может нести ответственность за сохранность груза в период нахождения вагона у грузополучателя.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил ссылку ответчика на статью 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) по следующим основаниям.
Закон N 261-ФЗ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Под морскими портами в Законе N 261-ФЗ понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Статья 9 названного Кодекса определяет, что под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Отношения, складывающиеся между сторонами в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, не подпадают под регулирование Законом N 261-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, в связи с чем данные нормативные акты не могут применяться в рассматриваемом случае.
Именно Устав имеет специальную норму, предусматривающую порядок приема вагонов перевозчиком при обслуживании локомотивом владельца - на выставочном пути, следовательно, применению подлежит данный нормативный акт.
На основании изложенного редакция истца пунктов 4, 5, 8, 10 договора соответствует действующему законодательству.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А32-14906/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон N 261-ФЗ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Под морскими портами в Законе N 261-ФЗ понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Статья 9 названного Кодекса определяет, что под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Отношения, складывающиеся между сторонами в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, не подпадают под регулирование Законом N 261-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, в связи с чем данные нормативные акты не могут применяться в рассматриваемом случае."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2020 г. N Ф08-12385/19 по делу N А32-14906/2019