город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2019 г. |
дело N А32-14906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца: представитель Торба В.А., доверенность от 20.04.2018; представитель Бабенко Б.А., доверенность от 20.04.2018,
от ответчика: представитель Мурзин В.Ю., доверенность от 29.12.2018, представитель Данилов А.И., доверенность от 13.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 по делу N А32-14906/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод" об урегулировании разногласий, принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - ответчик, АО "Новороссийский судоремонтный завод", АО "НСРЗ") об урегулировании разногласий при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "НСРЗ" N 217/2 по пунктам 4, 5, 8, 10, приняв указанные пункты в следующей редакции:
"Пункт 4: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению".
Пункт 5: "Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно Перевозчиком - Владельцу: приемосдатчик станции - начальнику смены АО "НСРЗ" по телефону 38-709, с последующей записью в книгу уведомлений".
Пункт 8: "С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве не менее 10 вагонов.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на один из выставочных путей парка "Восточный" станции по согласованию с дежурным по парку. В исключительных случаях, по согласованию с маневровым диспетчером станции и при наличии эксплуатационной возможности, допускается возврат меньшего количества вагонов."
Пункт 10: "Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а" (с учетом уточнения первоначальных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что принятые судом редакции пунктов договора заведомо устанавливают для АО "Новороссийский судоремонтный завод" неисполнимые надлежащим образом обязательства.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От истца поступили письменные пояснения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 произведена замена судьи Мисника Н.Н. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Фахретдинова Т.Р.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что в результате урегулирования спора ответчик согласен с условиями пунктов 5, 8, 10 договора в редакции, предложенной истцом.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Новороссийский судоремонтный завод" осуществляет прием грузов, перевозимых в железнодорожном подвижном составе, на принадлежащие ему железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Новороссийск СКЖД.
Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764) утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила эксплуатации).
В связи с истечением срока действия ранее действующего договора N 398/7 от 15.11.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "НСРЗ", во исполнение п. 2.12 Правила эксплуатации истец (перевозчик по договору) направил в адрес ответчика (владелец по договору) проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на новый срок.
Ответчик подписал данный договор с протоколом разногласий, далее при урегулировании разногласий, изложенных в протоколе согласования разногласий, стороны согласовали некоторые из спорных пунктов, однако по пунктам 4, 5, 8, 10 договора к согласию не пришли и приняли решение об урегулировании спора по их редакции в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ, Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в п. 2 указал, что согласно ст. 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Заключение названного договора обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования".
В связи с тем, что стороны не смогли прийти к соглашению относительно редакции 4, 5, 8, 10 пунктов договора, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст. 131 АПК РФ в рамках спора о понуждении к заключению договора возможно рассмотреть доводы сторон, касающиеся содержания отдельных условий договора, принять условия, соответствующие законодательству и отвечающие балансу интересов сторон и, при необходимости, восполнить недостающие условия договора.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В таком случае, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" просит суд принять пункт 4 в следующей редакции (уточненные требования):
"Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению".
Редакция АО "НСРЗ" пункта 4 спорного договора:
"Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам Владельца.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов, интервал времени до очередной подачи вагонов Перевозчиком на выставочный путь составляет 6 часов (далее интервал подачи). По согласованию Сторон интервал времени до очередной передачи вагонов может изменяться, При подаче вагонов по письменной заявке или телефонограмме Владельца на выставочные пути ранее срока определенного в настоящем пункте договора, данные вагоны зачисляются на ответственность Владельца со времени фактической передачи вагонов на выставочном пути зафиксированного в памятке приемосдатчика.
Владелец подает Перевозчику заявки на вагоны готовые к подаче на железнодорожные выставочные пути. Готовыми к подаче считаются вагоны, подлежащие погрузке/выгрузке по истечении 2-х часов с момента прибытия их на станцию Новороссийск. В указанный срок перевозочные и сопроводительные документы должны быть обработаны в товарной конторе станции Новороссийск и переданы Владельцу.
Владелец включает в подаваемые заявки все номенклатуры грузов, находящиеся в вагонах на станции, в пределах обеспечения суточной перерабатывающей способности по каждой из номенклатур груза (п. 12 Договора).
Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути передается Владельцем маневровому диспетчеру станции в письменном виде по факсу или телефонограммой на железнодорожный телефон 38-244 с указанием времени подачи и номеров вагонов находящихся не более чем на двух путях станции.
Вагоны, поданные Перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными Владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения сторонами приемосдаточных операций с данными вагонами. Вагоны, поданные Перевозчиком на железнодорожные выставочные пути Владельца в количестве, превышающем размер одновременно сдаваемой группы вагонов, установленный п. 7 Договора (вагоны, переданные свыше размера единовременной подачи), не считаются переданные Владельцу до момента наступления очередного интервала. В случае приема Владельцем группы вагонов свыше размера единовременной подачи, памятка открывается на все принятые Владельцем вагоны. При подаче вагонов Перевозчиком на железнодорожные выставочные пути Владельцем позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными Владельцу с момента фактической подачи вагонов Перевозчиком и проведения приемосдаточных операций. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки вагонов Владельцем с выставочных путей. Вагоны, поданные Перевозчиком на выставочные пути без заявки, считаются не переданными Владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются Владельцу с момента фактической их уборки Владельцем с выставочных путей. При этом следующий интервал подачи также начинается с момента фактической уборки таких вагонов Владельцем с выставочных путей.
В случае отсутствия заявок от Владельца перевозчик осуществляет подачу не включенных в заявку вагонов на очередной свободный интервал с учетом перерабатывающей способности по номенклатурам груза (п. 12 Договора).
В случае наличия на станции Новороссийск вагонов готовых к подаче, необходимых для обеспечения заявки Владельца и не поданных в достаточном количестве для обеспечения интервала подачи, такие вагоны считаются задержанными по причинам, зависящим от Перевозчика. Перевозчик несет ответственность перед Владельцем в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта РФ. Случаи задержки оформляются актами общей либо произвольной формы.
Владелец обязан, после проведения приемосдаточных операций, не позднее наступления очередного интервала подачи, убрать вагоны поданные Перевозчиком по заявке Владельца с выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск на свой путь необщего пользования.
Случаи несвоевременной уборки вагонов с экспортными грузами Владельцем с "Выставочных" путей станции Новороссийск на свой путь и задержке по этой причине подачи Перевозчиком следующей группы вагонов, в срок установленный интервалом, оформляются актом общей формы.
Фактом задержки считается невозможность подачи Перевозчиком вагонов Владельцу на железнодорожные выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, по причине их занятости ранее переданными Перевозчиком и не убранными на свой путь Владельцем вагонами. При этом в случае нахождения на железнодорожном подъездном пути необщего пользования Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке на выставочные пути станции Новороссийск, и по этой причине невозможности приема Владельцем очередной группы вагонов, время на которое произошла задержка уборки, либо приема вагонов Перевозчиком исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, а вагоны, находящиеся на выставочных путях и путях станции Новороссийск в ожидании их подачи под выгрузку, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца. Данный факт также оформляется актом общей или произвольной формы.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение выставочных станционных путей.
Основанием для задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, вагонов независимо от их принадлежности по причинам зависящим от Владельца является невозможность подачи Перевозчиком вагонов Владельцу на железнодорожные выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, по причине их занятости ранее переданными и не убранными Владельцем вагонами. Данный факт должен быть подтвержден актом общей формы с указанием времени начала и окончания задержки".
Рассмотрев редакции истца и ответчика спорного пункта договора, суд первой инстанции счел необходимым урегулировать разногласия по пункту 4 договора в редакции ОАО "РЖД" по следующим основаниям.
Согласно пункта 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования подача и уборка вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования производиться по уведомлению.
Вопросы, касающиеся исчисления времени нахождения вагонов на путях необщего пользования регулируются 62 Устава железнодорожного транспорта РФ и пунктом 4.3. согласно которых время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику. Определение указанного порядка исчисления времени нахождения вагонов на путях необщего пользования нашло свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11. 2004.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 16.11.2004 N 7108/04 при рассмотрении спора о взыскании штрафа за задержку под выгрузкой вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, по вопросу начала времени исчисления нахождения вагонов на ж.д. путях необщего пользования разъяснено - "В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N26 время нахождении вагонов на железнодорожных путях необщего пользования обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Следовательно, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подьездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути и является временем осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки) на путях, принадлежащих владельцу.
Существо разногласий по пункту 4 договора сводится к спору о включении или не включении условия об обязанности перевозчика осуществлять подачу вагонов на выставочные пути Владельца через 6-часовой интервал и по заявкам Владельца, в то время как согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта и пункту 3.4. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования УЖТ РФ предусматривает платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
В силу ч. 13 ст. 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Уставом определено оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, а в спорном пункте договора ответчик указывает на интервальность подачи как на фактор, освобождающий ответчика от внесения платы за фактически оказанную услугу.
Пунктом 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 предусмотрен только один вариант подачи вагонов - по уведомлению перевозчиком владельца пути необщего пользования.
Кроме того, как следует из пояснений представителя истца, для перевозчика предоставление интервальности подачи является затруднительным, в связи с увеличением грузополучателей, принимающих вагоны на выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск.
Согласно справки начальника станции Новороссийск наблюдается заметное увеличение грузооборота по станции, так, если в 2013 в адрес грузополучателей прибывало 505 956 вагонов, то в 2018 количество вагонов составило 672 048.
Таким образом, редакция истца отвечает требованиям Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а редакция ответчика в части установления интервальности подачи не соответствует действующему законодательству, а также частично дублирует положения Правил перевозок, что является избыточным условием договора.
Аналогичный правовой подход сформулирован в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2013 по делу N А35-13021/2012.
Пункт 5 в редакции истца изложен в следующей редакции:
"Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно Перевозчиком - Владельцу: приемосдатчик станции - начальнику смены АО "НСРЗ" по телефону 38-709, с последующей записью в книгу уведомлений".
В редакции ответчика изложен в следующей редакции:
"Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно Перевозчиком - Владельцу: приемосдатчик станции - начальнику смены АО "НСРЗ" по телефону 38-709, с последующей записью в книгу уведомлений. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается Перевозчиком Владельцу не позднее чем за два часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов, наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные Перевозчиком на железнодорожные выставочные пути парка "Восточный" станции Новороссийск, передаются Перевозчиком и считаются переданные Владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
Уведомления о подаче вагонов переданные Перевозчиком по телефону регистрируются Владельцем с помощью оборудования регистрации телефонных переговоров".
Спорный пункт 5 договора также принимается судом в редакции истца, поскольку соотносится (корреспондирует) с пунктом 4 договора в части необоснованности включения условия об установлении интервальности подачи вагонов.
Спорный пункт 8 договора в редакции истца изложен в следующей редакции:
"С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве не менее 10 вагонов.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на один из выставочных путей парка "Восточный" станции по согласованию с дежурным по парку. В исключительных случаях, по согласованию с маневровым диспетчером станции и при наличии эксплуатационной возможности, допускается возврат меньшего количества вагонов".
В редакции ответчика пункт 8 изложен в следующей формулировке:
"С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве не менее 10 вагонов.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на один из выставочных путей парка "Восточный" станции по согласованию с дежурным по парку. В исключительных случаях, по согласованию с маневровым диспетчером станции и при наличии эксплуатационной возможности, допускается возврат меньшего количества вагонов.
Вагоны, забракованные по техническим причинам по прибытию их на станцию Новороссийск, принимаются Перевозчиком после выгрузки на подъездном пути Владельца при наличии оформленной железнодорожной накладной независимо от перевода их в "нерабочий парк" и наличия или отсутствия документов оформляемых работниками вагонного хозяйства.
В соответствии со ст. 44 Устава ЖТ РФ и Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте Перевозчик принимает порожние грузовые вагоны, выгруженные на подъездном пути Владельца по его заявке без оформленных в установленном порядке перевозочных документов на железнодорожные выставочные пути припортовой железнодорожной станции Новороссийск для дальнейшего перемещения их на железнодорожную станцию перемещения".
Разногласия по пункту 8 договора приняты в редакции истца по следующим основаниям.
Частью 18 ст. 44 УЖТ РФ установлено, что на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, порожние грузовые вагоны без оформленных в установленном порядке перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции с железнодорожных путей необщего пользования и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию для нахождения таких вагонов до распоряжения их владельца (далее - железнодорожная станция перемещения).
Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами устанавливаются:
- порядок определения (с учетом технологии работы железнодорожных станций, портов) и объявления припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры вправе перемещать порожние грузовые вагоны, а также порядок определения владельцем инфраструктуры железнодорожных станций перемещения;
- порядок уведомления владельца вагонов о перемещении порожних грузовых вагонов, принадлежащих ему, и сведения, которые уведомление должно содержать;
- порядок принятия порожних грузовых вагонов для перемещения;
- форма документа, необходимого для перемещения порожних грузовых вагонов, порядок его заполнения, направления владельцу вагонов, а также порядок оформления актов общей формы;
- порядок реализации права перевозчика, владельца инфраструктуры и владельца вагонов согласовать перевозку порожних грузовых вагонов по обращению владельца вагонов в процессе перемещения таких вагонов;
- иные особенности перемещения порожних грузовых вагонов.
Таким образом, ст. 44 УЖТ РФ предусматривает право, а не обязанность перевозчика на перемещение порожнего вагона без перевозочных документов.
Кроме того, согласно выписке из Технико-распорядительного акта (ТРА) станции Новороссийск, на станции отсутствуют пути, предназначенные для отстоя вагонов.
В соответствии с Приложением N 6 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ", утв. Приказом Минтранса N 286 от 21.12.2010 порядок использования станционных железнодорожных путей в соответствии с их назначением устанавливается техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
Спорным пунктом договора ответчик предлагает вменить в обязанность перевозчику его право на прием вагонов для перемещения, что не соответствует принципу свободы воли сторон при заключении договора.
Кроме того, спорный пункт договора в редакции ответчика также предусматривает обязанность перевозчика принимать вагоны с пути необщего пользования, несмотря на их техническое состояние.
Указанный пункт судом первой инстанции не принят в редакции ответчика по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Таким образом, поскольку перевозка порожнего вагона осуществляется по полному перевозочному документу, такой вагон не может быть принят к перевозке в случае его технической неисправности.
Спорный пункт договора N 10 в редакции перевозчика изложен в следующей редакции:
"Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а".
В редакции ответчика изложен в следующей редакции:
"Осмотр и передача вагонов в техническом отношении производится на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а. Осмотр и передача вагонов в коммерческом отношении (прием и сдача грузов) осуществляется в соответствии со статьей 21 закона о Морских портах на расположенных на территории АО "НСРЗ" местах погрузки, выгрузки грузов".
Рассмотрев разногласия по спорному пункту договора, суд первой инстанции применил редакцию перевозчика по следующим основаниям.
Ответчик предлагает обязать перевозчика осуществлять осмотр вагонов в коммерческом отношении не на местах их фактической передачи (выставочных путях определенных договором), а на местах погрузки - выгрузки грузов.
В соответствии с п. 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования (далее - Правила) сдача и прием вагонов с проверкой пригодности техническом и коммерческом отношении, в том числе с грузами, производятся на местах погрузки - выгрузки при обслуживании локомотивом перевозчика. Железнодорожный путь необщего пользования обслуживается принадлежащим ответчику локомотивом, в соответствии с п. 3.2 Правил в данном случае сдача и прием вагонов в коммерческом и техническом отношении должна производиться на выставочных путях определенных договором, а именно, на выставочных путях парка "Восточный", кроме пути N 1а.
Согласно ст. 41 УЖТ РФ участие перевозчика в выдаче груза предусмотрено только в случаях прибытия груза в неисправном вагоне с коммерческим актом, с признаками недостачи и порчи. Принятие данного пункта в редакции ответчика ведет к навязыванию перевозчику несправедливых условий договора, ухудшающих положение стороны в договоре, создание рисков по необоснованному отнесению на него ответственности за сохранность уже выданных грузов. Памятка приемосдатчика, подтверждающая факт передачи груза грузополучателю, оформляется после подачи вагонов на выставочные пути, дальнейшее продвижение вагонов к местам погрузки- выгрузки осуществляется локомотивом ответчика и перевозчик не может нести ответственность за сохранность груза в период нахождения вагона у грузополучателя.
Ссылку ответчика на ст. 21 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) суд считает несостоятельной.
Согласно ст. 1 Закона о морских портах, указанный нормативный акт регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ).
Ст. 9 КТМ определяет, что под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Поскольку предметом договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не является оказание морским портом другой стороне договора услуг в целях торгового мореплавания, Закон о морских портах не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 1 УЖТ РФ Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Поскольку УЖТ РФ имеет специальную норму права, предусматривающую порядок приема вагонов перевозчиком при обслуживании локомотивом владельца - на выставочном пути, применению подлежит данный нормативный акт.
В связи с вышеизложенным, редакция истца по пунктам 4, 5, 8, 10 спорного договора, соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный пункт договора подлежит урегулированию в редакции истца.
Доводы апелляционной жалобы повторяют заявленные в суде первой инстанции доводы, которым дана полная и всесторонняя оценка судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, заявитель апелляционной жалобы не представил каких-либо доказательств в их опровержение. Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу и с учетом этого, правильно применены нормы права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 по делу N А32-14906/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.