г. Краснодар |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А53-16271/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Результат"" (ИНН 6165143361, ОГРН 1076165011944) - Садович Г.Ф. (доверенность от 20.09.2019), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Усачевой А.В. (доверенность от 22.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Результат"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2019 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А53-16271/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Результат"" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2019 N 824 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 250 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2019, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 23.09.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка заявителя, в ходе которой установлено, что общество осуществляет управление газифицированными многоквартирными домами, находящимися по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова 46, 49/А, 49/В, ул. Гаккеля 14 "А", 14 "Б", 16 "А", 16 "В", 18/18, 10 "А", 12 "А", ул. Зоологическая 5/13, 7, ул. Ивана Франко 5, д. 5 "А", 7, 7 "А", 11, 13, пер. Каляевский 26, ул. Кропоткина 8/3, пр. Ленина 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 89/1, 93/3, 93/1, 89/2, 89, 42, ул. Н. Данченко 78, ул. Нансена 111 "В", 111 "А", 111 "С", ул. Офицерская 5, 7, ул. Профинтерна 20, 24, пер. Старочеркасский 1, 3, 3/2, 5, 7, 7/2, 9, 9 "А", 11, ул. Шеболдаева 4, 4 "А", 6, 46/1, 48, ул. Я. Галана 15, пр. Ленина 11, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 39, 41.
Контролирующий орган установил, что управление указанными многоквартирными домами осуществляется обществом с нарушением требований действующего законодательства, а именно: организация выполнения работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества, обществом не обеспечена; договор о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования со специализированной организацией в целях определения возможности дальнейшей эксплуатации внутридомового газового оборудования своевременно не заключен; техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования указанных многоквартирных домов, подлежащего проведению не реже 1 раза в год, заявителем не обеспечено; не организовано аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования с газораспределительной организацией, проверка дымовых и вентиляционных каналов не произведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 11.03.2019, протокола об административном правонарушении от 27.03.2019 и вынесения постановления от 23.04.2019 N 824 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса в виде 250 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в том числе обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внутридомовая инженерная система газоснабжения включается в состав общего имущества.
Пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, включают в себя организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организацию проведения работ по их устранению.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил N 410 установлено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX данных Правил в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив), а также собственником домовладения.
Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования осуществляется в целях определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 16 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подпункта "б" пункта 43 Правил N 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к данным Правилам.
Согласно пункту 4 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 46 Правил N 410 установлено, что выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с данными Правилами.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о доказанности осуществления обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса.
Вместе с тем в данном случае судами надлежащим образом не исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для надлежащего рассмотрения спора.
Так, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу обществом заявлялся довод о том, что в целях надлежащего выполнения технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования им с АО "Ростовгоргаз" заключен договор от 24.04.2016 N 334033. В дальнейшем в рамках заключенного указанными сторонами с ПАО "Газпром газораспределение г. Ростов-на-Дону" трехстороннего соглашения от 22.06.2017 данные функции переданы указанной газораспределительной организации. Согласно правовой позиции заявителя указанное обстоятельство свидетельствует о выполнении им предусмотренных законом обязательств по надлежащему содержанию имущества многоквартирных домов в указанной части и о наличии соответствующего договора.
Вместе с тем при вынесении судебных актов судебными инстанциями указанный довод общества не получил необходимой правовой оценки. В силу каких конкретно обстоятельств имеющиеся у заявителя документы, в том числе трехстороннее соглашение (при его наличии) недостаточны для подтверждения исполнения им своих обязанностей, надлежащим образом не исследовано.
Согласно пункту 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 данных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами.
Обществом заявлялся довод о том, что с учетом специфики деятельности ПАО "Газпром газораспределение г. Ростов-на-Дону" аварийно-диспетчерское обеспечение спорных многоквартирных домов также осуществляется указанной организацией в рамках заключенного ранее соглашения.
Вместе с тем указанный довод также не получил достаточной оценки судов. Конкретные документы, на которые ссылается общество в подтверждение наличия договорных отношений со специализированной организацией, включающие в себя и услуги аварийно-диспетчерской службы, надлежащим образом не проверены.
В ходе судебного разбирательства обществом также заявлялся довод о том, что в целях подтверждения факта надлежащего содержания имущества многоквартирного дома им в контролирующий орган предоставлялся соответствующий пакет документов, содержащий, в том числе, договоры на техническое обслуживание дымоходов и вентиляции, акты выполненных работ.
Указанный довод судами не исследован, соответствующий пакет документов в подтверждение выполнения требований закона судами не проверялся.
В свою очередь контролирующим органом заявлялся довод о том, что имеющиеся у заявителя документы не приняты, в том числе по причине отсутствия в приложении к указанным документам и договорам соответствующего перечня многоквартирных домов, подлежащих обслуживанию.
Вместе с тем в данном случае судебные инстанции не установили, в связи с чем обслуживание домов, находящихся в управлении общества, невозможно на основании документов общества.
Судами также не установлено, имеется ли между сторонами спор и правовая неопределенность относительно списка подлежащих обслуживанию домов, а также являются ли указанные обстоятельства безусловным препятствием для специализированной организации для оказания услуг по соответствующему обслуживанию дымоходов и вентиляции
Судебными инстанциями также не проверены обстоятельства соблюдения (несоблюдения) контролирующим органом сроков давности привлечения общества к административной ответственности.
Судами не учтено, что согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В данном случае подпунктом "в" пункта 12 Правил N 410 установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Обществом заявлялся довод о пропуске инспекцией двухмесячного срока исковой давности привлечения к административной ответственности по фактам отсутствия актов осмотров, подлежащих составлению в начале и в середине отопительного сезона.
Применительно к акту осмотра, составляемому по окончании отопительного сезона, обществом заявлен довод о том, что указанные обстоятельства не могли быть предметом проверки, поскольку акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены до окончания отопительного сезона.
Указанные обстоятельства судами фактически не исследовались. Судебные инстанции не установили даты начала и окончания спорного отопительного сезона, определяемые на основании актов уполномоченных государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, не исчислили предельный 7-дневный срок проверки дымовых и вентиляционных каналов и дату середины отопительного сезона, в связи с которыми правонарушение считается оконченным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель контролирующего органа по обстоятельствам наличия (отсутствия) трехстороннего соглашения, заключенного обществом с ПАО "Газпром газораспределение г. Ростов-на-Дону", иных доказательств, подтверждающих наличие заключенных со специализированными организациями договоров, а также относительно начала и окончания спорного отопительного сезона дать пояснения затруднился.
Исходя из этого фактические обстоятельства, связанные с привлечением общества к административной ответственности и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А53-16271/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 данных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
...
Судами не учтено, что согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В данном случае подпунктом "в" пункта 12 Правил N 410 установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2020 г. N Ф08-12044/19 по делу N А53-16271/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11940/20
01.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5584/20
13.03.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16271/19
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12044/19
23.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13829/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16271/19