г. Краснодар |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А53-16271/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Результат"" (ИНН 6165143361, ОГРН 1076165011944), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А53-16271/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Результат"" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2019 N 824 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 250 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 27.01.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд указал, что судебными инстанциями надлежащим образом не исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для надлежащего рассмотрения спора.
При новом рассмотрении решением суда от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2020, заявленные обществом требования удовлетворены. Установив в действиях общества состав вмененного ему правонарушения, суды пришли к выводу о пропуске инспекцией установленного законом срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка заявителя, в ходе которой установлено, что общество осуществляет управление газифицированными многоквартирными домами, находящимися по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова 46, 49/А, 49/В, ул. Гаккеля 14 "А", 14 "Б", 16 "А", 16 "В", 18/18, 10 "А", 12 "А", ул. Зоологическая 5/13, 7, ул. Ивана Франко 5, д. 5 "А", 7, 7 "А", 11, 13, пер. Каляевский 26, ул. Кропоткина 8/3, пр. Ленина 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 89/1, 93/3, 93/1, 89/2, 89, 42, ул. Н. Данченко 78, ул. Нансена 111 "В", 111 "А", 111 "С", ул. Офицерская 5, 7, ул. Профинтерна 20, 24, пер. Старочеркасский 1, 3, 3/2, 5, 7, 7/2, 9, 9 "А", 11, ул. Шеболдаева 4, 4 "А", 6, 46/1, 48, ул. Я. Галана 15, пр. Ленина 11, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 39, 41.
Контролирующий орган установил, что управление указанными многоквартирными домами осуществляется обществом с нарушением требований действующего законодательства, а именно: организация выполнения работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества, обществом не обеспечена; договор о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования со специализированной организацией в целях определения возможности дальнейшей эксплуатации внутридомового газового оборудования своевременно не заключен; техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования указанных многоквартирных домов, подлежащего проведению не реже 1 раза в год, заявителем не обеспечено; не организовано аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования с газораспределительной организацией, проверка дымовых и вентиляционных каналов не произведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 11.03.2019, протокола об административном правонарушении от 27.03.2019 и вынесения постановления от 23.04.2019 N 824 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса в виде 250 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в том числе обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внутридомовая инженерная система газоснабжения включается в состав общего имущества.
Пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, включают в себя организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организацию проведения работ по их устранению.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил N 410 установлено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX данных Правил в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив), а также собственником домовладения.
Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования осуществляется в целях определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 16 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подпункта "б" пункта 43 Правил N 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к данным Правилам.
Пунктом 46 Правил N 410 установлено, что выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с данными Правилами.
Согласно пункту 4 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 данных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами.
При вынесении судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности осуществления обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса. Одновременно с этим суд пришел к выводу о пропуске управлением установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения общества к административной ответственности и признал постановление контролирующего органа незаконным.
Суд апелляционной инстанции при вынесении судебного акта, проанализировав представленные в материалы дела документы, в том числе трехстороннее соглашение от 22.06.2017, пришел к выводу о наличии у общества на момент проведения проверки действующего договора на обслуживание ВДГО, заключенного с уполномоченной организацией.
В свою очередь в части нарушений, выразившихся в неорганизации аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового газового оборудования с газораспределительной организацией, неосуществления проверки дымовых и вентиляционных каналов, невыполнения работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества, а также в отсутствии технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, подлежащего проведению не реже 1 раз в год, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества указанных правонарушений. При этом суд также указал на пропуск инспекцией установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса двухмесячного срока привлечения общества к административной ответственности в части непроведения проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов.
Вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению спорными многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, является длящимся.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в данном случае датой совершения правонарушения является день, когда лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, выявлено данное правонарушение.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, выявлены в ходе проведения проверки, по результатам которой составлен акт от 11.03.2019. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса, составлен инспекцией в отношении общества 27.03.2019.
Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (23.04.2019) не истек.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2020 N 308-ЭС20-13124, от 16.09.2020 N 308-ЭС20-14012, от 21.10.2020 N 308-ЭС20-15542.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А53-16271/2019 отменить. В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в данном случае датой совершения правонарушения является день, когда лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, выявлено данное правонарушение.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, выявлены в ходе проведения проверки, по результатам которой составлен акт от 11.03.2019. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса, составлен инспекцией в отношении общества 27.03.2019.
Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (23.04.2019) не истек.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2020 N 308-ЭС20-13124, от 16.09.2020 N 308-ЭС20-14012, от 21.10.2020 N 308-ЭС20-15542."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф08-11940/20 по делу N А53-16271/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11940/20
01.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5584/20
13.03.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16271/19
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12044/19
23.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13829/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16271/19