г. Краснодар |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А32-49425/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньводоканал" (ИНН 2312210286, ОГРН 1142312000148) - Алиповой Л.А. (доверенность от 20.01.2020), от ответчика - товарищества собственников жилья "ЮК-98" (ИНН 2349031903, ОГРН 1092349000732) - Бабенко Н.Б. (доверенность от 15.01.2020) и Ткачева А.Г. (доверенность от 14.01.2019), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кубаньводоканал" и товарищества собственников жилья "ЮК-98" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А32-49425/2017, установил следующее.
ООО "Кубаньводоканал" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "ЮК-98" (далее - товарищество) о взыскании 109 741 рубля 15 копеек задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2017 по 31.07.2017, 28 449 рублей 53 копеек неустойки с 16.02.2017 по 23.01.2019, а также 2101 рубля судебных издержек.
Решением от 09.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2019, иск удовлетворен частично: с товарищества в пользу водоканала взыскано 47 880 рублей 28 копеек задолженности и 15 297 рублей 89 копеек неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на получение справки БТИ и уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе водоканал просит изменить судебные акты. Заявитель указывает на то, что объем сточных вод в целях расчета платы за услугу в июне и июле 2017 года должен определяться по подпункту "в"(4) пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), как сумма поступающих в многоквартирный дом объемов холодного и горячего водоснабжения.
Товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать в иске. Доводы заявителя сводятся к тому, что в спорном многоквартирном доме отсутствует техническая возможность потребления спорных услуг на общедомовые нужды. Расчет истца произведен неправомерно, контррасчет ответчика суды не исследовали.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, истец является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей холодную воду и принимающей сточные воды из многоквартирного дома, находящего в управлении товарищества.
С января по июль 2017 года истцом оказаны услуги по поставке холодной воды и водоотведению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку задолженность за холодную воду и водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за январь - июль 2017 года ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами N 124, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт оказания истцом ответчику в спорный период (с января по июль 2017 года) услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
Истец считает, что объем водоотведения за июнь и июль 2017 года по спорному дому должен быть рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета водоснабжения, исходя из объема водоотведения, равного объему холодного и горячего водопотребления (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124).
Указанный довод подлежит отклонению ввиду следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установили суды, управляемый ответчиком многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета сточных бытовых вод.
Часть 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при отсутствии ОДПУ расходы граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.
Указанный порядок зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, в целях содержания общего имущества МКД (подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124).
Сторонами спора по данному делу не оспаривается наличие прямых договоров в отношении индивидуального потребления между жителями и ресурсоснабжающей организацией.
Подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, действовавшей с 01.01.2017) в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124, МКД не оборудован ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом.
Суд первой инстанции скорректировал расчет объемов водоотведения на общедомовые нужды спорного многоквартирного дома в соответствии с требованиями Правил N 124.
Приведенные товариществом в кассационной жалобе доводы о том, что отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, основаны на ошибочном толковании закона.
Потребление коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя технологические потери коммунального ресурса, то есть неизбежные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в мотивировочных частях обжалованных судебных актов.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения норм процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А32-49425/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.