г. Краснодар |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А53-4195/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 23.09.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Риф"" (ИНН 6165161667, ОГРН 1106165002350), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А53-4195/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Торговый дом "Риф"" (далее - общество) о взыскании 177 103 рублей 84 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 2183 рублей 47 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 19.10.2018 по 17.12.2018, с последующим начислением по день уплаты долга.
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2019, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает на то, что введение железной дорогой конвенционных ограничений вызвано действиями (бездействием) грузополучателя - ООО "Новороссийский зерновой терминал", а также неблагоприятными погодными условиями, то есть по причинам, не зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры, поэтому начисление платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования произведено обоснованно.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, железная дорога и общество заключили договор от 11.04.2018 N 7/7т/2 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "Курганинский элеватор" при станции Курганная.
Железная дорога, ссылаясь на то, что с 22.08.2018 по 03.09.2018 на путях общего пользования станции Курганная СКЖД в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес общества, по причине, не зависящей от перевозчика, ввиду занятости фронта выгрузки на путях необщего пользования, оформила акты общей формы, которые подписаны обществом с возражениями, и начислила плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 177 103 рублей 84 копеек.
Оставление обществом без удовлетворения претензии от 08.10.2018 N 15-ДС с требованием о погашении задолженности послужило основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Исходя из системного толкования указанных положений, обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования, участвующих в перевозке груза или порожних вагонов.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив доводы общества об отсутствии оснований для взыскания спорной платы, установили, что истец в соответствии с телеграммами от 18.08.2018 и 22.08.2018 на основании части 4 статьи 29 Устава ввел ограничение погрузки грузов. В телеграмме от 18.08.2018 указано на то, что в связи с необеспечением выгрузки вагонов с зерном, наполненностью складских емкостей, отсутствием торгового флота "вводится ограничение погрузки зерновых грузов назначением на станции Новороссийск и Новороссийск-эксп. сроком на 5 суток с 19 по 23 августа 2018 года включительно". Телеграммой от 22.08.2018 истец уведомил "о введении 50% ограничения погрузки всех грузов назначением на станции Новороссийск и Новороссийск-эксп. в адрес всех грузополучателей сроком на 5 суток с 23 по 27 августа 2018 года включительно по причине неблагоприятных погодных условий, необеспечения выгрузки вагонов, сверхнормативного накопления вагонов и наличия отставленных от движения поездов".
Поскольку железная дорога не представила доказательств вины грузополучателя (общества) в простаивании вагонов на путях общего пользования, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и правомерно отказали в иске.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушении судами норм материального или процессуального права, а о несогласии железной дороги с оценкой представленных доказательств, которая в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А53-4195/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2020 г. N Ф08-11255/19 по делу N А53-4195/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11255/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11255/19
30.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12648/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4195/19