город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2019 г. |
дело N А53-4195/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца - представитель Шлёнских Ю.Л., доверенность от 14.05.2018;
от ответчика - представитель Отаров Е.Б., доверенность от 20.05.2019; представитель Маркова Е.В., доверенность от 27.02.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице филиала "СКЖД" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.06.2019 по делу N А53-4195/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице филиала "СКЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РИФ" (ИНН 6165161667, ОГРН 1106165002350) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, процентов, принятое в составе судьи Губенко М.И.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РИФ" (далее - ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 177 103,84 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2018 по 17.12.2018 в размере 2 183,47 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.12.2018 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "СКЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. В рассматриваемом деле введение ОАО "РЖД" ограничений на погрузку грузов на станцию Новороссийск не зависели от перевозчика или владельца инфраструктуры, а были введены по причине действий (бездействий) грузополучателя ООО "Новороссийский зерновой терминал", а также в связи с неблагоприятными погодными условиями, не обеспечением выгрузки вагонов, сверхнормативным накоплением вагонов, наличием отставленных от движения поездов. У ОАО "РЖД" отсутствуют основания для освобождения ответчика от внесения платы за нахождение порожних вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути ответчика, поскольку статьей 39 УЖТ РФ не предусмотрено освобождение грузоотправителей от внесения платы по причине непринятия вагонов для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов для перевозки по причинам, зависящим от грузополучателя.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отказать истцу о взыскании с ответчика суммы оплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе. Как следует из отзыва, в спорный период задержка вагонов на путях общего пользования произошла по причине, исключающей ответственность ООО "ТД "РИФ". Истец ввел запрет и ограничение на погрузку грузов назначением на ст. Новороссийск и Новороссийск-эксп. В период с 19 по 23 августа 2018 года, а также с 23 по 27 августа 2018 года ограничение на погрузку всех грузов в адреса всех грузополучателей, тем самым парализовав работу на ст.назначения Курганная. Порожние вагоны ответчика на станции погрузки Курганная простаивали в ожидании снятия запретов и ограничений со станций назначения Новороссийск.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 11.04.2018 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчиком), обществом с ограниченной ответственностью "Курганинский элеватор" (владельцем) и обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РИФ" (грузоотправителем) заключен договор N 7/7т/2 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Курганинский элеватор" при станции Курганная для производства грузовых операций ООО "Торговый дом "РИФ", по условиям которого перевозчик производит подачу и уборку вагонов на/с выставочные пути владельца для грузоотправителя в соответствии и на условиях договора N 7/7т от 16.12.2013.
Из пояснений истца следует, что в период с 22.08.2018 по 03.09.2018 на путях общего пользования станции Курганная СКЖД в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. Причиной ожидания подачи вагонов явилась занятость путей необщего пользования ранее поданными вагонами, что подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов. По данному факту истцом составлены следующие акты общей формы N 3/7664 от 08.12.2017, N 3/7879 от 12.12.2017, подписанные ответчиком с разногласиями.
Вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости путей необщего пользования ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой, что подтверждается: выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов, актами общей формы, памятки приемосдатчика и ведомостями на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с п/п "г" п. 7 договора N 7/7т/2 ответчик уплачивает истцу плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, не зависящим от истца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
По ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется при ожидании подачи вагонов, контейнеров (пунктом 2.3 Тарифного руководства). В этом случае оплачиваемое время ожидания подачи вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном УЖТ РФ и правилами перевозок грузов, грузополучателей о прибытии грузов и готовности их к подаче до момента получения РЖД от грузополучателей уведомлений о готовности вагонов к подаче или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РИФ" плату в сумме 177 103,84 руб.
С целью досудебного урегулирования спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" направило претензию N 15/ДС от 08.10.2018 с требованием о погашении задолженности, которая была оставлена без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным исходить из следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями названной статьи, железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Законом N 503-ФЗ внесены изменения, в частности, в статью 39 Устава: положения указанной правовой нормы дополнены частями 11 - 19, в том числе положениями части 12 о внесении перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования (часть 14 статьи 1 Закона N 503-ФЗ).
Таким образом, в спорный период времени действовала правовая норма, прямо предусматривающая обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен приказом N 127-т/1, а также постановлением Федеральной энергетической комиссией от 19.06.2002 N 35/12, которым утверждено Тарифное руководство "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения" и внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
В соответствии с положениями статьи 39 Устава, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях изза неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В соответствии с частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
В материалах дела имеются извещения перевозчиком грузополучателя о задержке и отправлении вагонов.
Из материалов дела следует, что письмом-уведомлением от 18.08.2018 ОАО "РЖД" ввело с 19 по 23 августа 2018 года включительно ограничение, в связи с необеспечением выгрузки вагонов с зерном, заполненностью складских емкостей, отсутствием торгового флота, на основании обращения руководства Северо-Кавказской ж.д. и абз. 4 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ ввести ограничение на погрузку зерновых грузов (код 010002-018150) назначением на ст. Новороссийск (код 52090) и Новороссийск-эксп. (код 52100) СКАВ в адрес ООО "Новороссийский зерновой терминал" (код 6490) сроком на 5 суток. Письмом-уведомлением от 22.08.2018 ОАО "РЖД" ввело с 23 по 27 августа 2018 года включительно ввело 50 % ограничения, в связи с неблагоприятными погодными условиями, необеспечением выгрузки вагонов, сверхнормативным накоплением вагонов, наличием отставленных от движения поездов, на основании обращения руководства северо-кавказской ж.д. и абз. 4 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ ввести 50 % ограничение на погрузку всех грузов назначением на ст. Новороссийск (код 52090) и Новороссийск-эксп. (код 52100) СКАВ в адреса всех грузополучателей сроком на 5 суток.
В силу ч. 18 ст. 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучателя (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, порожние вагоны на станции Курганная СКЖД находились вследствие введенных запретов и ограничений ОАО "РЖД" - владельца инфраструктуры на основании ч. 4 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Таким образом, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом деле введение ОАО "РЖД" ограничений на погрузку грузов на станцию Новороссийск не зависели от перевозчика или владельца инфраструктуры, а были введены по причине действий (бездействий) грузополучателя ООО "Новороссийский зерновой терминал", а также в связи с неблагоприятными погодными условиями, не обеспечением выгрузки вагонов, сверхнормативным накоплением вагонов, наличием отставленных от движения поездов.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 по делу N А53-4195/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4195/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "СКЖД"
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "РИФ"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11255/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11255/19
30.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12648/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4195/19