г. Краснодар |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А32-19435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) - Лисоченко С.А. (доверенность от 09.01.2020), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Куиза А.К. (доверенность от 26.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-19435/2019, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (после переименования - Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - управление) от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9.
Решением суда от 25.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление доказало соответствие оспариваемого предприятием предписания нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось предприятие с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018 на предприятие возложена обязанность принять меры, направленные на исключение фактов загрязнения водных объектов общего пользования (Черное море, реки Цемес, Баканка, Озерейка), в т. ч. путем модернизации (реконструкции) очистных сооружений канализации (далее - ОСК) Южной части г. Новороссийска, ОСК п. Гайдук, ОСК "Натухаевская", ОСК "пос. Абрау-Дюрсо") в 36-месячный срок с момента вступления в силу решения суда. Решение суда по делу N 2-2949/2018 вступило в законную силу в октябре 2018 года и обязательно для предприятия в плане установления сроков выполнения предписания. ОСК Южной части города Новороссийска в пос. Алексино требуют проведения реконструкции с привлечением специализированных организаций. Предприятие заключило договор от 29.01.2019 N 38.02.7-101/19 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция ОСК п. Алексино, с увеличением производительности со 100 тыс. м/сут. до 150 тыс. м
/ сут.
и приступило к исполнению обязательств по инвестиционной программе "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения муниципального образования город Новороссийск на 2013 - 20121 годы". После разработки проектно-сметной документации и прохождения экологической и государственной экспертизы у администрации муниципального образования город Новороссийск появится возможность включения объекта "Реконструкция ОСК п. Алексино, с увеличением производительности с 100 тыс. м
/сут. до 150 тыс. м
/ сут
в федеральную целевую программу. Согласно заключению ООО "Строймонтаж" от 27.03.2019 N 38-01 у предприятия отсутствует возможность исполнения оспариваемого предписания без проведения реконструкции спорного объекта. В настоящее время предприятие и администрация муниципального образования город Новороссийск ведут работу, направленную на исполнение решения Октябрьского районного суда от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018. Предприятие не имеет возможности устранить нарушения в срок, указанный в оспариваемом предписании (до 15.05.2019), поскольку достижение предельных показателей по стокам невозможно без проведения реконструкции, которая должна производиться в соответствии с инвестиционной программой.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением о предоставлении водного объекта в пользование от 07.11.2014 N 23-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2014-02278/00 в целях сброса сточных вод, в том числе дренажных, предприятию предоставлен водный объект - Черное море (г. Новороссийск, п. Алексино) без забора (изъятия) из него водных ресурсов. Предприятие эксплуатирует очистные сооружения (ОСК в п. Алексино) производительностью 100 млн м3 /год. Очищенные стоки отводятся в Черное море через глубоководный выпуск.
На основании распоряжения от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-1 управление провело внеплановую выездную проверку предприятия по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства, в рамках которой на выходе из ОСК в п. Алексино произведен отбор проб сточной воды (выходящей после очистки перед сбросом в Черное море) на соответствие нормативам допустимых сбросов (далее - НДС).
В результате лабораторного исследования отобранных проб сточной воды, проведенного ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море"", установлено, что из очистных сооружений Южной части г. Новороссийска в п. Алексино предприятие осуществляет в Черное море сброс сточных вод с превышением установленных НДС по показателям фосфор фосфатов - в 1,62 раза, железо (общее) - в 3,45 раза, нефтепродукты - в 1,085 раза.
По данному факту управление составило акт от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-1 и выдало предприятию предписание от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9 о необходимости в срок до 15.05.2019 устранить выявленное нарушение, а именно: из очистных сооружений Южной части г. Новороссийска в пос. Алексино не допускать сброс сточных вод в водный объект - Черное море с превышением установленного норматива (лимита) сброса.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие обжаловало предписание от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали предприятию в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещен сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
Как предусмотрено частью 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого предписания, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Согласно части 2 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ (часть 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Суды установили, что из очистных сооружений Южной части г. Новороссийска в п. Алексино предприятие осуществляет в Черное море сброс сточных вод с превышением установленных НДС по показателям фосфор фосфатов - в 1,62 раза, железо (общее) - в 3,45 раза, нефтепродукты - в 1,085 раза, что подтверждено материалами дела, в т. ч. экспертным заключением ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" от 14.02.2019 и документально предприятием не опровергнуто.
Суды обоснованно отклонили ссылку предприятия на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018, отметив, что данный судебный акт возлагает на предприятие обязанность принять меры к исключению фактов загрязнения водных объектов общего пользования (Черное море, реки Цемес, Баканка, Озерейка) и содержит ссылку на способ его исполнения в виде модернизации (реконструкции) ОСК Южной части города Новороссийска, ОСК п. Верхнебаканский, ОСК п. Гайдук, ОСК ст. Натухаевская, ОСК пос. Абрау-Дюрсо.
Суды указали, что оспариваемым предписанием предприятию запрещено допускать сброс из очистных сооружений в Черное море сточных вод с превышением установленного норматива (лимита) сброса, что не противоречит решению Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018.
Суды критически оценили ссылку предприятия на мероприятия, осуществленные в целях реконструкции ОСК, со ссылкой на то, что предприятие не представило доказательства обращения в контролирующий орган с мотивированным ходатайством о продлении сроков исполнения оспариваемого предписания, а также доказательства принятия в пределах установленного срока мер к изменению нормативов допустимых сбросов с учетом производимой реконструкции.
При этом суды учли, что предписание управления от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9 вынесено по истечении 6 месяцев с даты принятия Октябрьским районным судом г. Новороссийска решения от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018 и возложения на предприятие обязанности осуществить мероприятия, направленные на исключение загрязнения водного объекта - Черного моря.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали верный вывод о законности предписания от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предприятия отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" надлежит взыскать 1500 рублей государственной пошлины, отсрочка по уплате которой предоставлялась предприятию определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2019 при принятии кассационной жалобы к производству.
Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-19435/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.