город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2019 г. |
дело N А32-19435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Лисоченко С.А. по доверенности от 10.01.2019,
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийск" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 по делу N А32-19435/2019, принятое судьей Погореловым И.А. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийск" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийск" (далее - МУП "Водоканал города Новороссийск") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - МРУ Росприроднадзора) о признании недействительным предписания от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9.
Решением от 25.07.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Водоканал города Новороссийск" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018 было предписано принять меры, направленные на исключение фактов загрязнения водных объектов общего пользования - Черного моря, рек Цемес, Баканка, Озерейка, в том числе путем модернизации (реконструкции) очистных сооружений канализации (далее - ОСК) Южной части г. Новороссийска, ОСК п. Гайдук, ОСК "Натухаевская", ОСК пос. Абрау-Дюрсо" в 36-и месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В дополнении к апелляционной жалобе указано, что очистные сооружения канализации Южной части города Новороссийска в пос. Алексино являются собственностью муниципального образования города Новороссийска, находятся в аренде у предприятия, решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск N 494 от 21 июля 2015 года утверждена инвестиционная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения муниципального образования город Новороссийск на 2013-2021 годы" в новой редакции, согласно п. 5.1. мероприятий инвестиционной программы на 2013-2021 годы запланирована реконструкция комплекса очистных сооружений Южной части города Новороссийска пос. Алексино с увеличением производительности до 150 тыс. м3/сут. Заявитель указывает, что с учетом необходимости реконструкции очистных сооружений предписание не может быть исполнено в установленный в нем срок.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийск" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представителем предприятия поддержано ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы для предоставления дополнительных документов.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы с учетом отсутствия препятствий для рассмотрения жалобы в данном судебном заседании. Заявитель не обосновал суду, какие дополнительные документы он намерен представить суду, а также причины невозможности их представления при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предприятия, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-1 в отношении предприятия "Водоканал города Новороссийска" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
В результате проверки контролирующим органом установлено, что предприятием 07.11.2014 получено решение о предоставлении водного объекта в пользование N 23-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2014-02278/00 с целью сброса сточных вод, в том числе дренажных в Черное море (г. Новороссийск, п. Алексино) без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
МУП "Водоканал города Новороссийска" эксплуатирует очистные сооружения (ОСК в п. Алексино), производительностью 100 000 тыс. м3 /год.
Очищенные стоки отводятся в Черное море через глубоководный выпуск. Пробоотборниками ЭАЛ ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" 11.02.2019 произведен отбор проб сточной воды (выходящей воды после очистки перед сбросом в Черное море) на соответствие с нормативом допустимых сбросов (НДС) - акт отбора проб сточной воды от 11.02.2019 N 47T, протокол от 11.02.2019 N 10-49-BH-1 взятия проб образцов.
Согласно результатам лабораторных исследований (протокол измерений проб воды от 11.02.2019 N 10-49-BH-1, экспертное заключение от 14.02.2019), в ходе сравнительного анализа результатов проведенных лабораторных исследований проб сточной воды с НДС от 30.05.2014 N 1154-14, выявлены превышения по содержанию: фосфор фосфатов в 1,62 раза; железо (общее) в 3,45 раза; нефтепродуктов в 1,085 раза.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-1.
В связи с выявленными нарушениями контролирующим органом предприятию было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9, согласно которому предприятию необходимо в срок до 15.05.2019 не допускать сброс с очистных сооружений Южной части города Новороссийска в пос. Алексино сточных вод в водный объект Черное море с превышением установленного норматива (лимита) сброса.
Предписание получено предприятием 22.02.2019.
Считая предписание незаконным, МУП "Водоканал города Новороссийска" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в водоохраной зоне устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действующей на момент выдачи предписания) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что предписание МРУ Росприроднадзора выдано уполномоченным должностным лицом в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства.
Предписание направлено на устранение нарушений.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о противоречии требований предписания решению Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018, которым было предписано принять меры, направленные на исключение фактов загрязнения водных объектов общего пользования - Черного моря, рек Цемес, Баканка, Озерейка, в том числе путем модернизации (реконструкции) очистных сооружений канализации (далее - ОСК) Южной части г. Новороссийска, ОСК п. Гайдук, ОСК "Натухаевская", ОСК пос. Абрау-Дюрсо" в 36-и месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018 указывает принятие мер к исключению фактов загрязнения водных объектов и содержит ссылку на способ его исполнения в виде - модернизации (реконструкции) ОСК Южной части города Новоросийска, ОСК п. Верхнебаканский, ОСК п. Гайдук, ОСК ст. Натухаевская, ОСК пос. Абрау-Дюрсо (л.д. 21 том 1).
Оспариваемым предписанием предприятию запрещено допускать сброс с очистных сооружений сточных вод в водный объект Черное море с превышением установленного норматива (лимита) сброса.
Таким образом, предписание адресовано лимитированию осуществляемых сбросов.
Доказательств противоречия предписания решению Октябрьского районного суда г. Новороссийска в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы предприятия о неисполнимости требований предписания в части сроков его исполнения.
В дополнении к апелляционной жалобе указано, что очистные сооружения канализации Южной части города Новороссийска в пос. Алексино являются собственностью муниципального образования города Новороссийска, находятся в аренде у предприятия, решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск N 494 от 21 июля 2015 года утверждена инвестиционная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения муниципального образования город Новороссийск на 2013-2021 годы" в новой редакции, согласно п. 5.1. мероприятий инвестиционной программы на 2013-2021 годы запланирована реконструкция комплекса очистных сооружений Южной части города Новороссийска пос. Алексино с увеличением производительности до 150 тыс. м3/сут.
Таким образом, заявитель указывает в дополнении к жалобе виды мероприятий, осуществленных в целях реконструкции очистных сооружений.
При этом, предприятием не представлено доказательств как обращения в контролирующий орган с мотивированным ходатайством о продлении сроков исполнения предписания, так и доказательств принятия в пределах установленного срока мер к изменению лимита сбросов с учетом производимой реконструкции.
Следует также отметить, что с учетом даты принятия решения Октябрьского районного суда г. Новороссийска, на которое ссылается заявитель, на дату получения предписания от 22.02.2019 прошло 6 месяцев с момента обязания осуществить мероприятия по недопущению загрязнения водного объекта.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как не свидетельствующие о незаконности предписания и решения суда.
Судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя по делу.
Предписание МУ Росприроднадзора от 22.02.2019 N 10-19-07-Н-9 содержит законные требования и является исполнимым.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 25.07.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы по делу относятся на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ. государственная пошлина в размере 1500 рублей, отсрочка уплаты которой была предоставлена при принятии жалобы к производству, подлежит взысканию с МУП "Водоканал города Новороссийска" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 по делу N А32-19435/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19435/2019
Истец: МУП "Водоканал города Новороссийск"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования