г. Краснодар |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А63-22092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Умные системы" (ИНН 2636053932, ОГРН 1082635003000), заинтересованных лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Умные системы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А63-22092/2018, установил следующее.
ООО "Умные системы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с заявлением о признании незаконным отказа от 02.11.2018 N 8600/04 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 и возложении на уполномоченный орган обязанности по заключению договора аренды указанного земельного участка.
Решением от 24.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированны тем, что ветроэлектрическая станция (далее - ВЭС) относится к объектам электроснабжения (предназначена для выработки электроэнергии), не является линией электропередачи (либо иным подобным сооружением), поэтому нормы о линейных объектах на нее не распространяются. Для предоставления спорного земельного участка в аренду обществу в испрашиваемых целях необходимо изменить вид разрешенного использования, для чего перевести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию - земли энергетики. С учетом писем территориального управления от 23.05.2018 N 25-10/16333 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2019 N 15/219 перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики невозможен, так как заявленная категория не включена в схему территориального планирования, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2011 N 116-П. Однако, как указали органы публичной власти, работа по внесению изменений в градостроительные регламенты региона ведется. Довод о том, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, отклонен судами ввиду того, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Ссылка общества на решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10380/2018 несостоятельна, поскольку обстоятельства названного дела не отвечают критериям преюдициальности в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российская Федерация (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество просит решение от 24.05.2019 и постановление апелляционного суда от 30.09.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что основания предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 23:11:000000:6956 закреплены в подпункте 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Суды установили, что ВЭС относится к объектам электроснабжения, следовательно, на нее распространяются нормы об объектах, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса на спорном земельном участке установлен частный сервитут в пользу общества сроком до 16.03.2055. Оспариваемый отказ противоречит нормам земельного законодательства и обстоятельствам дела.
В отзыве территориальное управление просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса, направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, общество и ООО "Интеллектуальные системы" заключили соглашение от 22.01.2013 о сотрудничестве по совместной подготовке и проведению комплекса работ по инженерно-техническому обследованию и дальнейшей постройке ветроэнергетической станции в Ставропольском крае (т. 1, л. д. 22).
25 июля 2014 года общество и Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края заключили соглашение о сотрудничестве, предметом которого явилось объединение усилий в разработке и реализации проектов по строительству парков ВЭС с использованием местных энергетических и природных ресурсов на территории Ставропольского края (т. 1, л. д. 25).
11 августа 2014 года ООО "Интеллектуальные системы" обратилось в администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) с заявлением, в котором просило обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 2290 тыс. кв. м на территории муниципального образования Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и предварительное согласование постройки ветропарка мощностью 90 МВт и проведения работ на выбранном земельном участке по установке оборудования по измерению ветровой активности на площадке, соответствующей требованиям размещения ветропарков.
Постановлением администрации от 24.02.2015 N 177 (т. 1, л. д. 45) утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения объекта строительства "Парк ветроэлектростанции с использованием местных энергетических и природных ресурсов на территории Ставропольского края".
Согласно акту выбора согласованный участок (2 284 244,4 кв. м) расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, находившемся в пользовании ФГБНУ ВНИИОК.
Постановлением администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 18.03.2015 N 49 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, площадь 129:ЗУ1 - 2 284 244 кв. м, кадастровый номер 26:11:000000:129 (т. 1, л. д. 46).
Распоряжением территориального управления от 19.06.2015 N 567 утверждена схема расположения части земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 284 244 кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129 (т. 1, л. д. 50).
ФГБНУ ВНИИОК и ООО "Интеллектуальные системы" заключили соглашение об установлении права ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка площадью 2 284 244 кв. м с учетным номером 26:11:000000: 129/32, расположенного в пределах участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, в целях установки ветроэнергетической станции (ВЭС) мощностью 90 МВт (т. 1, л. д. 53).
6 марта 2017 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 2 283 306 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, с присвоением кадастрового номера 26:11:000000:6956.
22 июня 2017 года в Едином государственном реестре юридических лиц произведена регистрация реорганизации ООО "Интеллектуальные системы" путем присоединения к обществу.
ФГБНУ ВНИИОК и общество заключили дополнительное соглашение от 21.08.2017 N 1 (т. 1, л. д. 64) к соглашению от 09.07.2015, которым в качестве объекта права ограниченного пользования (сервитута) указан земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6956 площадью 2 283 306 кв. м, в целях реализации инвестиционного проекта в Ставропольском крае по строительству ветроэнергетической станции (ВЭС) мощностью 90 МВт (т. 1, л. д. 64).
В Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 указанный сервитут зарегистрирован 11.04.2017 за N 26:11:000000:6956-26/021/2017-3.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 06.07.2017 N 432-р (т. 2, л. д. 68) утверждена схема и программа развития электроэнергетики Ставропольского края на 2018 - 2022 годы, распоряжением губернатора Ставропольского края от 28.04.2018 N 213-рт (т. 2, л. д. 15) утверждена схема и программа развития электроэнергетики Ставропольского края на 2019 - 2023 годы, в которых приведен инвестиционный проект строительства ВЭС в Шпаковском районе.
21 сентября 2017 года в Южном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта получено согласование N 604/09/17 (т. 1, л. д. 72 - 75) строительства (реконструкции, размещения) объекта "Ветроэнергетическая станция (ВЭС) N 19", расположенного: Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь (район н.п. Цимлянское).
Общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 в аренду в целях реализации инвестиционного проекта по строительству ветроэлектрической станции (ВЭС) (т. 2, л. д. 33).
В письме от 02.11.2018 N 8600/04 (т. 2, л. д. 39) уполномоченный орган отказал заявителю в связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям его использования.
Не согласившись с отказом территориального управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (т. 1, л. д. 7).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Согласно статье 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды такого участка может быть заключен с юридическим лицом для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 4 части 2 статьи 39.6 данного Кодекса).
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6956 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства".
Оценив имеющиеся в деле доказательства (статья 71 Кодекса), судебные инстанции правомерно указали, что ВЭС не относится к линейным объектам, проект строительства в документы территориального планирования (в том числе схему территориального планирования, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2011 N 116-П) на дату оспариваемого отказа не включен. Разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям, указанным в заявлении. По сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 26:11:000000:6956 объекты недвижимого имущества отсутствуют, в пользу общества установлено право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком от 30.08.2017. Решение вопроса о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 возможно после перевода его категории из земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также после изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, согласно Положению о территориальном управлении решение о предоставлении в аренду земельных участков более 10 га принимается по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (платежное поручение от 29.10.2019 N 64).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А63-22092/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Согласно статье 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
...
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2020 г. N Ф08-11756/19 по делу N А63-22092/2018