г. Ессентуки |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А63-22092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Белова Д. А., судей Макаровой Н.В., Семенова М. У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коковым М. А., в отсутствие в судебном заседании сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Умные системы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края 24.05.2019 по делу N А63-22092/2018 (судья Орловский Э.И), о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ООО "Умные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к ТУ Росимущества в Ставропольском крае (далее - управление) и Росимуществу о признании незаконным отказа от 02.11.2018 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 и обязании заключить договор аренды земельного участка.
Решением первой инстанции от 25.05.2019 в заявленных требованиях общества отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. Общество полагает, что имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. В жалобе общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии управления.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представители заявителя и заинтересованного лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
До начала судебного заседания общество направила в адрес суда апелляционной инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок, суд апелляционной инстанции полагает его не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда, доводы, положенные в обоснование ходатайства об отложении оцениваются судом с точки зрения необходимости и уважительности причин для отложения судебного разбирательства.
Поскольку ответчик выразил свою позицию в апелляционной жалобе, не обосновал применительно к возможности представления суду дополнительных доказательств с учетом требований статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постольку оснований для отложения судебного разбирательства суд апелляционной инстанции не усматривает.
Как следует из материалов дела, между ООО "Умные системы" и ООО "Интеллектуальные системы" заключено Соглашение о сотрудничестве по совместной подготовке и проведении комплекса работ по инженерно-техническому обследованию и дальнейшей постройке ветроэнергетической станции в Ставропольском крае (т. 1 л.д. 22).
25 июля 2014 года между ООО "Умные системы" и Министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края заключено Соглашение о сотрудничестве, предметом которого является объединение усилий в разработке и реализации проектов по строительству парков ветроэлектростанций с использованием местных энергетических и природных ресурсов на территории Ставропольского края (т.1 л.д. 25).
11 августа 2014 года ООО "Интеллектуальные системы" обратилось в администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края с заявлением, в котором просило обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 2 290 000 кв.м на территории МО Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и предварительное согласование постройки ветропарка мощностью 90 МВт и проведения работ на выбранном участке по установке оборудования по измерению ветровой активности на площадке, соответствующей требованиям размещения ветропарков.
Постановлением администрации Шпаковского муниципального района от 24.02.2015 N 177 (т. 1 л.д. 45) утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта строительства "Парк ветроэлектростанции с использованием местных энергетических и природных ресурсов на территории Ставропольского края".
Согласно акта выбора согласованный участок площадью 2 284 244,4 кв.м расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, находившемся в пользовании ФГБНУ ВНИИОК.
Постановлением администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 18.03.2015 N 49 (т.1 л.д. 46) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, площадь: 129:ЗУ1 - 2 284 244 кв.м, кадастровый номер 26:11:000000:129.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае от 19.06.2015 N 567 (т. 1 л.д. 50) утверждена схема расположения части земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 284 244 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129.
Между ФГБНУ ВНИИОК и ООО "Интеллектуальные системы" заключено соглашение об установлении права ограниченного пользования (сервитута) частью земельного участка площадью 2 284 244 кв.м с учетным номером 26:11:000000: 129/32, расположенного в пределах участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, в целях установки ветроэнергетической станции (ВЭС) мощностью 90 МВт ( т. 1 л.д. 53).
06 марта 2017 года на самостоятельный государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 2 283 306 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129, с присвоением кадастрового номера 26:11:000000:6956.
22 июня 2017 года в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирована реорганизация ООО "Интеллектуальные системы" путем присоединения к ООО "Умные системы".
Между ФГБНУ ВНИИОК и ООО "Умные системы" заключено дополнительное соглашение N 1 (т.1 л.д. 64) к соглашению от 09.07.2015, которым в качестве объекта права ограниченного пользования (сервитута) указан земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6956 площадью 2 283 306 кв.м. Цель сервитута - в целях реализации инвестиционного проекта в Ставропольском крае по строительству ветроэнергетической станции (ВЭС) мощностью 90 МВт.
В ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 указанный сервитут зарегистрирован за N 26:11:000000:6956-26/021/2017-3 от 11.04.2017.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.07.2017 N 432-р (т. 2 л.д. 68) утверждена Схема и программа развития электроэнергетики Ставропольского рая на 2018-2022 годы, а в последующем распоряжением Губернатора Ставропольского края от 28.04.2018 N 213-рт (т.2 л.д. 15) утверждена Схема и программа развития электроэнергетики Ставропольского края на 2019-2013 годы, в которых указан инвестиционный проект строительства обществом ВЭС в Шпаковском районе.
21 сентября 2017 года в Южном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта получено согласование N 604/09/17 (т.1 л.д. 72-75) строительства (реконструкции, размещения) объекта "Ветроэнергетическая станция (ВЭС) N 19", расположенной Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь (район н.п. Цимлянское).
Обществом подано в управление заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 в аренду в целях для реализации инвестиционного проекта по строительству ветроэлектрической станции (ВЭС) (т.2 л.д. 33).
Управление в письме от 02.11.2018 N 8600/04 (т. 2 л.д. 39) отказало обществу, в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд первой инстанции с заявлением (т. 1 л.д. 7).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи.
В качестве основания для предоставления земельного участка Общество в заявлении, поданном в Управление, указало подпункт 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, которым предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства".
В пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Иного понятия линейных объектов Земельный кодекс и Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ не содержат.
Ветроэлектрическая станция относится к объектам электроснабжения (поскольку предназначена для выработки электроэнергии), но не является линией электропередачи или иным подобным сооружением, поэтому на нее не распространяются нормы о линейных объектах.
Таким образом, для предоставления спорного земельного участка обществу в аренду для испрашиваемых им целей необходимо изменить вид разрешенного использования, для чего требуется перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель.
В силу пункта 1 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и(или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Общество обратилось с заявлением в Росимущество с просьбой дать согласие на перевод земельного участка из одной категории в другую для перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, на что получен ответ от 23.05.2018 N 25- 10/16333, в котором Росимущество указало, что не возражает против перевода, однако пояснило, что перевод осуществляется Правительством Российской Федерации и для осуществления указанной процедуры необходимо обратиться в Минсельхоз России, осуществляющего подготовку проектов такого рода.
В письме от 08.02.2019 N 15/219 (т. 2 л.д. 115) Минсельхоз России пояснил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Ветроэнергетическая станция, для строительства которой общество обратилось за переводом земельного участка в другую категорию, не отражен в документах территориального планирования Российской Федерации (ВЭС мощностью 90 МВт не подлежат отображению на схеме территориального планирования в области энергетики федерального значения), в Схеме территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 05.04.2011 N 116-П, рассматриваемый объект также отсутствует.
Из письма адресованного Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, общество просило внести проект строительства ВЭС в Схему территориального планирования Ставропольского края (т. 2 л.д. 4).
Минстрой края ответным письмом пояснил обществу, что им ведется работа по внесению соответствующих изменений в Схему территориального планирования Ставропольского края (т. 2 л.д. 100).
Заявитель указывает, что согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
Одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 названной статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется (часть 2 статьи 11).
Из материалов дела установлено, ветроэлектрическая станция не относится к линейным объектам. Более того, в любом случае проект строительства ВЭС в документы территориального планирования (в том числе Схему территориального планирования Ставропольского края) на момент принятия оспариваемого отказа включен не был.
Довод общества о том, что общество имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6956, находится в реестре федерального имущества, является собственностью Российской Федерации. Согласно сведениям содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 26:11:000000:6956 объекты недвижимого имущества отсутствуют. В пользу ООО "Умные системы" установлено право ограниченного пользования (сервитута) земельным участком от 30.08.2017 г. Территориальное управление 02.11.2018 г. за N 8600/04 дало отказ в предоставлении земельного участка без проведения торгов на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Также, Территориальным управлением было указано, что рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду ООО "Умные системы" земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956 возможно после перевода категории данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также после изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6956. Более того, согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае решение о предоставлении в аренду земельных участков более 10 га принимается по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В обоснование своего довода общество ссылается на решение Арбитражного суда Ставропольского суда по делу N А63-10380/2018, которое, по мнению общества, является преюдициальным для настоящего дела.
Вместе с тем данное решение не обладает признаками преюдициальности для настоящего дела.
Так, согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края 24.05.2019 по делу N А63-22092/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22092/2018
Истец: ООО "УМНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК, Тесля Алексей Алексеевич, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ