г. Краснодар |
|
05 февраля 2020 г. |
Дело N А32-39746/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Прочко Е.П. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие заявителей - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козюриной Светланы Александровны (ИНН 231408371400, ОГРНИП 305231404200030), общества с ограниченной ответственностью "Инфотехнология" (ИНН 2312099849, ОГРН 1022301976102), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А32-39746/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козюрина Светлана Александровна (далее - предприниматель, глава хозяйства) и общество с ограниченной ответственностью "Инфотехнология" (далее - общество) обратились в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просили:
- признать незаконным решение от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 (площадью 1 615 898 кв. м) 23:18:1101001:168 (площадью 486 450 кв. м), расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112;
- обязать департамент подготовить, подписать и направить заявителям проекты договоров аренды на новый срок без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:976, площадью 1 615 898 кв. м и с кадастровым номером 23:18:1101001:168, площадью 486 450 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112.
Заявление мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего в заключении договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168, используемых (арендуемых) заявителями на протяжении длительного периода времени. Оспариваемые решения нарушают закон (статьи 11.2, 11.4, 39.6, 79 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс) и права (интересы) заявителей в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019, заявление удовлетворено. Решение департамента, изложенное в письме от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12, признано незаконным. Суд обязал уполномоченный орган подготовить, подписать и направить заявителям проекты договоров аренды на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168.
Суды установили, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого являлся Козюрин Геннадий Васильевич, по договору от 30.05.2008 N 8846000135 в аренду сроком до 26.05.2018 предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:1101001:4, площадью 2 106 250 кв. м, местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, для сельскохозяйственного использования. Участок предоставлен в аренду управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район на основании распоряжения главы администрации муниципального образования Лабинский район от 22.04.2008 N 29-ро в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края". По договору уступки прав и обязанностей от 16.06.2011 право аренды на часть земельного участка площадью 480 тыс. кв. м крестьянским (фермерским) хозяйством Козюрина Г.В. передано обществу. На основании приказа департамента от 25.12.2017 N 2993 дополнительным соглашением от 11.01.2018 в договор аренды от 30.05.2008 N 8846000135 внесены изменения. В нем арендаторами по договору указаны глава хозяйства и общество, которые 28.03.2018 обратились в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 без проведения торгов на новый срок. Письмом от 26.04.2018 N 52-19323/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок ввиду того, что на нем расположен водный объект (балка Лабинская), препятствующий вовлечению в сельскохозяйственный оборот испрашиваемого участка. Заявителям было предложено после проведения кадастровых работ и устранения причин, препятствующих вовлечению в оборот испрашиваемого земельного участка, повторно обратиться в департамент по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4. В целях устранения указанных препятствий заявителями были проведены кадастровые работы по разделу арендуемого земельного участка, выделению части земельного участка под водным объектом, препятствующего вовлечению в оборот участка сельскохозяйственного назначения. После проведения кадастровых работ в соответствии с приказом департамента от 25.04.2018 N 851 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4", утверждено образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 участков площадью 486 450 кв. м, 1 615 898 кв. м и 3902 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, которым после постановки на кадастровый учет 31.05.2018 присвоены кадастровые номера 23:18:1101001:168, 23:18:0000000:976, 23:18:1101001:169 (соответственно). Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:169 площадью 3902 кв. м образован в результате раздела под водным объектом. Вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 фактически используются заявителями в процессе ведения сельского хозяйства по договору аренды от 30.05.2008 N 88460000135. В выписках из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.09.2018 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 отражено обременение в виде аренды в отношении главы хозяйства и общества, указанные участки являются собственностью Краснодарского края. Предприниматель и общество 24.05.2018 повторно обратились в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов используемых земельных участков, образованных в результате раздела участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4. Решением департамента, изложенным в письме от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12, в предоставлении испрашиваемых участков в аренду отказано в связи с тем, что земельные участки, образованные в результате раздела, поставлены на государственный кадастровый учет 31.05.2018, тогда как с заявлением о заключении новых договоров аренды заявители обратились 24.05.2018. Также уполномоченный орган сослался на сведения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:169 водной территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Упорненского сельского поселения Лабинского района земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:169 расположен в территориальной зоне - водные объекты. Ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, глава хозяйства и общество обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 11.2, 11.4, 11.8, 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Суды установили, что раздел земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 произведен по решению департамента. В отношении образованных из него земельных участков заявителями представлены соглашения об определении права пользования земельными участками от 25.04.2018 и 06.06.2018, по условиям которых участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168 находятся в аренде у предпринимателя и общества. Актами обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 16.08.2017 N 318, от 04.04.2018 N 163, от 22.06.2018 NN 281, 284 подтверждается факт надлежащего использования главой хозяйства и обществом земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4. Таким образом, заявители являются арендаторами по договору от 30.05.2008 N 88460000135 (в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2018), испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168, образованные в результате раздела исходного земельного участка, из их владения и пользования не выбывали. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендаторами земельного участка отсутствует. Раздел исходного земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 был осуществлен в целях устранения препятствий по дальнейшему землепользованию с учетом размещения в его границах водного объекта. При образовании земельных участков из участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов. Установив, что решение департамента об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168 не соответствует закону и нарушает права (интересы) заявителей, судебные инстанции удовлетворили их требования. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Уполномоченный орган полагает, что отказ в предоставлении испрашиваемых главой хозяйства и обществом в аренду земельных участков, соответствует закону. При проведении правовой экспертизы заявления предпринимателя и общества, поданного 24.05.2018, департаментом установлено, что испрашиваемые в аренду земельные участки, образованные из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4, не поставлены на кадастровый учет.
Глава хозяйства и общество в отзыве указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителей, оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков у департамента не имелось, поскольку по результатам рассмотрения обращения от 24.05.2018 решение уполномоченным органом принято 23.07.2018. При этом на государственный кадастровый учет вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168 поставлены 31.05.2018.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Глава хозяйства и общество, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя уполномоченного органа, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого являлся Козюрин Геннадий Васильевич, по договору от 30.05.2008 N 8846000135 в аренду сроком до 26.05.2018 предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:1101001:4, площадью 2 106 250 кв. м, местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, для сельскохозяйственного использования.
Участок предоставлен в аренду управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район на основании распоряжения главы администрации муниципального образования Лабинский район от 22.04.2008 N 29-ро в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края".
По договору уступки прав и обязанностей от 16.06.2011 право аренды на часть земельного участка площадью 480 тыс. кв. м крестьянским (фермерским) хозяйством Козюрина Г.В. передано обществу.
На основании приказа департамента от 25.12.2017 N 2993 дополнительным соглашением от 11.01.2018 в договор аренды от 30.05.2008 N 8846000135 внесены изменения, согласно которым арендаторами по договору указаны глава хозяйства и общество.
Предприниматель и общество 28.03.2018 обратились в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 без проведения торгов на новый срок.
Письмом от 26.04.2018 N 52-19323/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок ввиду того, что на нем расположен водный объект (балка Лабинская), препятствующий вовлечению в сельскохозяйственный оборот испрашиваемого участка. Заявителям предложено после проведения кадастровых работ и устранения причин, препятствующих вовлечению в оборот испрашиваемого земельного участка, повторно обратиться в департамент по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4.
В целях устранения указанных препятствий заявителями были проведены кадастровые работы по разделу арендуемого им участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 и выделению из него части земельного участка под водным объектом, препятствующего вовлечению в оборот участка сельскохозяйственного назначения.
После проведения кадастровых работ в соответствии с приказом департамента от 25.04.2018 N 851 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4", утверждено образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 земельных участков площадью 486 450 кв. м, 1 615 898 кв. м и 3902 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, которым после постановки на кадастровый учет 31.05.2018 присвоены кадастровые номера 23:18:1101001:168, 23:18:0000000:976, 23:18:1101001:169 (соответственно).
В выписках из ЕГРН от 11.09.2018 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 отражено обременение в виде аренды в отношении главы хозяйства и общества, указанные участки являются собственностью Краснодарского края.
Предприниматель и общество 24.05.2018 повторно обратились в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду (на новый срок) без проведения торгов используемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976, образованных в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4.
Решением департамента, изложенным в письме от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12, в предоставлении испрашиваемых участков в аренду отказано в связи с тем, что земельные участки, образованные в результате раздела, поставлены на государственный кадастровый учет 31.05.2018, тогда как с заявлением о заключении новых договоров аренды заявители обратились 24.05.2018. Также уполномоченный орган сослался на сведения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:169 водной территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Упорненского сельского поселения Лабинского района земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:169 расположен в территориальной зоне - водные объекты.
Глава хозяйства и общество, ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок (без торгов), нарушающего их права (интересы), оспорили его в судебном порядке.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Кодекса задачей судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
При этом в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных участков сохраняет право аренды и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых участков на прежних условиях без проведения торгов (пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемых заявителям земельных участков в аренду на новый срок (без торгов). Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 образованы из исходного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4, используемого заявителями по договору аренды от 30.05.2008 N 88460000135. Раздел исходного участка осуществлен департаментом по заявлению главы хозяйства и общества с целью исключения из общей площади арендуемой земли территории, на которой расположен водный объект. В отношении образованных земельных участков между предпринимателем и обществом заключены соглашения об определении права пользования от 25.04.2018 и 06.06.2018. Испрашиваемые в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения из владения и пользования заявителей не выбывали, они надлежаще используются арендаторами (акты обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 16.08.2017 N 318, от 04.04.2018 N 163, от 22.06.2018 NN 281, 284). Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендаторами исходного земельного участка (испрашиваемых участков) отсутствует. С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о незаконности решения департамента об отказе в предоставлении в аренду (без торгов) на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168, нарушающего права (интересы) заявителей. Мотивы, по которым уполномоченный орган отказывает в заключении договоров аренды на новый срок (без торгов), несостоятельны и не могут служить действительным препятствием для непредоставления испрашиваемых участков. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования главы хозяйства и общества, обязав департамент осуществить государственную услугу, испрашиваемую заявителями.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы не опровергают вывод судебных инстанций о наличии (доказанности заявителями) оснований для признания незаконным решения департамента об отказе в предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976 и 23:18:1101001:168. Материалами дела подтверждается, что на государственный кадастровый учет участки были поставлены 31.05.2018. По результатам рассмотрения обращения заявителей от 24.05.2018, решение принято департаментом 23.07.2018. Таким образом, по состоянию на момент рассмотрения обращения заявителей участки состояли на кадастровом учете и у департамента отсутствовали препятствия для решения вопроса о предоставлении их в аренду.
Судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в деле доказательств, правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента, приостановление исполнения судебных актов принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А32-39746/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2020 г. N Ф08-11786/19 по делу N А32-39746/2018