город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2019 г. |
дело N А32-39746/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица Трифоновой А.С. по доверенности от 26.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-39746/2018, принятое судьей Семушиным А.В., по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Козюриной Светланы Александровны и общества с ограниченной ответственностью "Инфотехнология" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков; об обязании подготовить проекты договоров аренды на новый срок без проведения торгов земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Козюрина Светлана Александровна (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решение от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:976, площадью 1 615 898 кв.м. и кадастровым номером 23:18:1101001:168, площадью 486 450 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, обязании подготовить, подписать и направить заявителям проекты договоров аренды на новый срок без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:976, площадью 1 615 898 кв.м. и кадастровым номером 23:18:1101001:168, площадью 486 450 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены, решение департамента, изложенное в письме от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12 признано незаконным. Суд обязал департамент в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать и направить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Козюриной Светлане Александровне и ООО "Инфотехнология" проекты договоров аренды на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:976, площадью 1 615 898 кв.м. и кадастровым номером 23:18:1101001:168, площадью 486 450 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент повторного обращения заявителей в департамент основания для предоставления их в аренду отсутствовали, поскольку спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 31.05.2018.
Предприниматель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, заявители явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального образования Лабинский район от 22.04.2008 N 29-ро, управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район на основании закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого являлся Козюрин Геннадий Васильевич, по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения находящегося в государственной собственности от 30.05.2008 N 8846000135, предоставлен во временное владение и пользование сроком до 26.05.2018 земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:4, площадью 2 106 250 кв.м., местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, для сельскохозяйственного использования.
Согласно договору уступки прав и обязанностей от 16.06.2011 право аренды на часть земельного участка площадью 480 000 кв.м. крестьянским (фермерским) хозяйством Козюрина Г.В. передано ООО "Инфотехнология".
Дополнительным соглашением от 11.01.2018 в договор аренды от 30.05.2008 N 8846000135 на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 25.12.2017 N 2993, внесены изменения, в результате которых стороной арендатора по договору являются индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козюрина Светлана Александровна и ООО "Инфотехнология".
28.03.2018 заявители обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 без проведения торгов на новый срок.
Письмом от 26.04.2018 N 52-19323/18-32-12 департаментом в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок было отказано ввиду того, что на земельном участке расположен водный объект ручей (балка Лабинская), препятствующий вовлечению в сельскохозяйственный оборот испрашиваемого земельного участка.
Заявителям было предложено после проведения кадастровых работ и устранения причин, препятствующих вовлечению в оборот испрашиваемого земельного участка, повторно обратиться в департамент по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4.
В целях устранения указанных препятствий заявителями были проведены кадастровые работы по разделу арендуемого земельного участка, выделению части земельного участка под водным объектом препятствующего вовлечению в оборот земельного участка сельскохозяйственного назначения.
После проведения кадастровых работ в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 25.04.2018 N 851 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4", утверждено образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 земельных участков площадью 486 450 кв.м., 1 615 898 кв.м. и 3 902 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, которым после постановки на государственный кадастровый учет 31.05.2018 присвоены кадастровые номера, соответственно, 23:18:1101001:168, 23:18:0000000:976, 23:18:1101001:169.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:169 площадью 3 902 кв.м. образован в результате раздела под водным объектом.
Вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 фактически используются заявителями в процессе ведения сельского хозяйства по договору аренды земельного участка от 30.05.2008 N 88460000135.
24.05.2018 заявители повторно обратились к заинтересованному лицу о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов используемых земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4.
Решением заинтересованного лица, изложенным в письме от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12 в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов было отказано ввиду того, что вновь образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168, 23:18:0000000:976, 23:18:1101001:169 поставлены на кадастровый учет 31.05.2018, в то время как с заявлением о заключении новых договоров аренды заявители обратились 24.05.2018.
Также департамент сослался на сведения департамента по архитектуре и, градостроительству Краснодарского края о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:169 водной территории.
В соответствии с правилами землепользования и застройки Упорненского сельского поселения Лабинского района земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:169 расположен в территориальной зоне - водные объекты.
Посчитав данный отказ департамента не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы в приобретении в аренду на новый срок без проведения торгов вновь образованных в результате раздела используемых земельных участков, заявители обратились в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд уполномочен на проверку законности отказа такого органа в предоставлении земельного участка в установленной гл. 24 АПК РФ процедуре судопроизводства и на обязание органа на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ принять меры по устранению нарушенных незаконным отказом прав заявителя по делу.
Следовательно, законность обжалованного в арбитражный суд в порядке гл. 24 АПК РФ ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия данного акта, в том числе на основании документов, которыми располагал принявший данный акт орган на дату принятия данного ненормативного правового акта. Позднее созданные документы, обоснования не могут явиться основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, так как принявший его орган объективно не мог учесть их при принятии им решения. Новые документы, дополнения могут явиться основанием для повторного обращения к органу за принятием решения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На основании положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
1) организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
2) принятие сведений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном:
а) ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
б) ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
3) заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением;
4) заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка;
5) ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
6) осуществление юридических действий по защите имущественных прав да законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Суд пришел к выводу о том, что департамент имущественных отношений Краснодарского края является надлежащим заинтересованным лицом, представляя интересы собственника земельных участков.
Заявители обратились в суд с требованием о признании незаконным решения от 23.07.2018 N 52-32172/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976, 23:18:1101001:168.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.
Согласно п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона N 101 гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Арендатор земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности следующих условий: заявление подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; исключительным правом на приобретение земельного участка не обладает иное лицо; ранее заключенный договор не был расторгнут с этим арендатором по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. ЗК РФ; на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.17 ЗК РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанного рассмотрения принимает соответствующее решение.
В ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статьей 11.2 ЗК РФ определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка в порядке ст. 11.4 ЗК РФ образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течении одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Положения п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ определяют, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 11.09.2018 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:1101001:168 и 23:18:0000000:976 установлено обременение в виде аренды в отношении Козюриной Светланы Александровны и ООО "Инфотехнология", земельные участки являются собственностью Краснодарского края.
Как установлено судом первой инстанции, раздел земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4, используемый заявителями на праве аренды по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 30.05.2008 N 88460000135, был обусловлен необходимостью исключения из общей площади арендуемой земли земельного участка с расположенным на нем водным объектом.
С учетом произведенного и утвержденного департаментом имущественных отношений Краснодарского края раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4 и образования новых земельных участков заявителями были предоставлены соглашения об определении права пользования земельными участками от 25.04.2018 и 06.06.2018, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 23:18:0000000:976 и земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101001:168 находятся в аренде у индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козюриной Светланы Александровны и ООО "Инфотехнология".
Актами обследования земельного участка от 16.08.2017 N 318, от 04.04.2018 N 163, от 22.06.2018 NN 281, 284 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" подтверждается факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4, общей площадью 210,6250 га, местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, на праве аренды заявителями.
Таким образом, заявители являются арендаторами по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 30.05.2008 N 88460000135, испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:976, площадью 1 615 898 кв.м., 23:18:1101001:168, площадью 486 450 кв.м. образованные в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:4, из владения и пользования заявителей не выбывали, информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендаторами земельного участка отсутствует.
Раздел земельного участка был осуществлен в целях устранения препятствий по дальнейшему землепользованию с учетом размещения в его границах водного объекта. При образовании земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-39746/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39746/2018
Истец: Козюрина С А, ООО "Инфотехнология"
Ответчик: Департамент Имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края