г. Краснодар |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А32-1298/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Костиной Л.Л. (доверенность от 30.12.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ричмен" (ИНН 2312227699, ОГРН 1152312004613) - Кэдман И.В. (доверенность от 15.03.2018), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А32-1298/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, орган местного самоуправления) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Ричмен" (далее - общество, хозяйствующий субъект) с исковым заявлением, в котором просила взыскать:
- 96 677 рублей 54 копейки задолженности по договорам о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов от 01.08.2017;
- 19 324 рубля 04 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требования основаны на положениях статей 307, 309, 310, 330, 395, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивированы нарушением обществом обязательства по внесению платы по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019, в удовлетворении иска оказано.
Суды установили, что между администрацией и обществом 01.08.2017 заключен договор о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО478. Администрация в соответствии с решением конкурсной комиссии от 10.03.2016 (протокол N 45/3) предоставляет участнику право на размещение нестационарного объекта - павильона (площадью 15,16 кв. м) для осуществления торговой деятельности (реализация непродовольственных товаров) по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1). Срок размещения - с 01.08.2017 по 01.08.2020. Согласно пункту 2.4.6 договора хозяйствующий субъект обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 16 200 рублей по соответствующим реквизитам. Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за первый квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания. Договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае, если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям (пункт 4.1). Между администрацией и обществом 01.08.2017 также заключен договор о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366. Администрация в соответствии с решением конкурсной комиссии от 10.03.2016 (протокол N 45/3) предоставляет хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного объекта - павильона (площадью 16 кв. м) для осуществления торговой деятельности (реализация непродовольственных товаров) по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1). Срок размещения - с 01.08.2017 по 01.08.2020. Согласно пункту 2.4.6 договора хозяйствующий субъект обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 17 100 рублей по соответствующим реквизитам. Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за первой квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания. Договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае, если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям (пункт 4.1). Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2018 N ЦВО366 и N ЦВО478, администрация 20.04.2018 направила ему уведомление N 896/19-ур о необходимости в тридцатидневный срок разместить павильоны в соответствии с заключенными договорами. Хозяйствующему субъекту также предложено погасить задолженность за период с 01.02.2018 по 22.10.2018 в размере 96 677 рублей 54 копеек. Администрация повторно направила обществу уведомление от 19.07.2018 N 941/18-ур с аналогичными требованиями. Указывая на неисполнение хозяйствующим субъектом обязательств по договорам N ЦВО366 и N ЦВО478, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 309, 310, 421, 606, 614 Гражданского кодекса, статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Судами также учтены преюдициальные для данного спора обстоятельства, ранее установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-26372/2016. В рамках названного дела судами признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов с обществом, как несоответствующее положению о порядке проведения конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар. На администрацию возложена обязанность по направлению обществу проектов договоров на размещение нестационарных торговых объектов согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3. По делу N А32-26372/2016 судом установлено, что бездействие администрации в уклонении от заключения с обществом договоров обусловлено необходимостью реализации судебной процедуры сноса (демонтажа) торговых объектов, размещенных на испрашиваемых хозяйствующим субъектом местах. Договоры на право размещения нестационарных торговых объектов не заключались в связи с продолжением деятельности лиц, ранее занимавших спорные места размещения (ООО "Золотая Нива" и Крутько В.А.). В материалы настоящего дела администрацией представлены акты от 19.04.2019 и от 20.05.2019, согласно которым, при осмотре по ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) установлено, что площадка для размещения (установки) двух павильонов площадью 15,16 кв. м и 16 кв. м, право на размещение которых предоставлено обществу не является зеленой зоной, вымощена тротуарной плиткой, размер площадки (34,4 кв. м) позволяет разместить павильоны указанной площади, имеется техническая возможность возведения и эксплуатации торговых объектов. По состоянию на 19.04.2019 торговые объекты не установлены. Также в дело представлен акт осмотра территории от 20.05.2019, проведенный представителем общества, согласно которому предлагаемая администрацией площадка для размещения двух нестационарных торговых объектов имеет размеры 4 м на 7,55 м (то есть 30,2 кв. м). В непосредственной близости к площадке проходят инженерные коммуникации (теплотрасса, водопровод, ливневая канализация), в 2,2 м от границы площадки растет дерево, крона которого расположена над предложенной площадкой. Жильцы близлежащего дома выразили свое несогласие на размещение нестационарных торговых объектов ввиду близости окон жилых помещений и наличия зеленных насаждений. Таким образом, материалы дела достоверно не подтверждают, что предлагаемая к предоставлению хозяйствующему субъекту площадка для размещения нестационарных торговых объектов соответствует местам, в отношении которых проводился конкурс на предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов и победителем которых признано общество (выписка из протокола оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3). Администрацией не представлено доказательств передачи обществу мест под размещение нестационарных торговых объектов, акты приема-передачи мест для размещения таких объектов не составлялись и ответчиком не подписывались. Поэтому суды пришли к выводу о том, что общество, даже при наличии решения арбитражного суда о заключении договоров о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478, не смогло реализовать предусмотренные этими договорами права. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения исковых требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кассационная жалоба мотивирована следующим. В целях одновременного исполнения судебных актов по делам N А32-26372/2016 (об обязании заключить договоры с обществом) и N А32-32818/2014, N А32-20047/2015 (об отказе в сносе торговых объектов ООО "Золотая Нива", ООО "Сава"), администрацией были заключены с обществом договоры от 01.08.2017 N ЦВ0366 и N ЦВ0478. При этом департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) в целях заключения именно этих договоров были подготовлены графические планы размещения нестационарных торговых объектов, являющиеся неотъемлемыми приложениями к договорам и содержащие информацию о точном месте размещения объектов, основанной на топографической съемке. Договоры от 01.08.2017 N ЦВ0366 и N ЦВ0478 с указанием мест размещения согласно геодезическим координатам были подписаны обществом. Кроме того, комиссионным выходом на место (в составе сотрудника управления торговли администрации, департамента и сотрудника администрации Центрального внутригородского округа города Краснодар с участием представителя общества), состоявшемся 11.04.2018, были определены точные места размещения нестационарных торговых объектов с учетом геодезических координат по ул. Ставропольской - ул. Стасова (вблизи строения N 168/1), указанных в схемах к договорам от 01.08.2017 N ЦВОЗбб и N ЦВ0478, подписанным обществом. Таким образом, интересы хозяйствующего субъекта при предоставлении мест в торговом ряду не нарушены. Несмотря на установление фактических мест размещения торговых объектов общество их так и не разместило. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что администрация обязана была предоставить для размещения двух нестационарных торговых объектов непосредственно места, на которых на момент заключения договоров осуществляли деятельность ООО "Золотая Нива" и Крутько В.А., является ошибочным. Конкурс проводился на места в торговом ряду по ул. Ставропольской - ул. Стасова (вблизи строения N 168/1) согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, не содержащей точных координат размещения каждого объекта. Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденной постановлением администрации от 12.02.2013 N 1122, по адресу: ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) предусмотрено размещение торгового ряда, включающих два павильона (площадью 15,16 кв. м и 16 кв. м) по реализации непродовольственных товаров. Однако точные координаты размещения каждого нестационарного торгового объекта в составе торгового ряда, основанные на топографической съемке, схема размещения не содержит. Если принять во внимание представленный обществом в суд первой инстанции акт, то подтверждается возможность размещения хотя бы одного торгового объекта. При таких обстоятельствах судебные инстанции необоснованно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договорам от 01.08.2017 N ЦВ0366 и N ЦВ0478 в полном объеме.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению хозяйствующего субъекта, размещение торговых объектов в соответствии с графическими планами, предоставленными администрацией, не представляется возможным. Фактически на указанных местах расположена зеленая зона с насаждениями, два нестационарных торговых объекта общей площадью 31,15 кв. м физически невозможно разместить на свободной (прилегающей к торговому ряду) территории, в указанных администрацией границах. Иски администрации к ООО "Золотая Нива", ООО "Савва", ООО Фирма "Оскар" о сносе самовольно размещенных нестационарных торговых объектов были правомерно отклонены судом, поскольку на момент разрешения данных споров (2015 год) у названных организаций имелись действующие (вплоть до 2017 года) договоры на размещение нестационарных торговых объектов. Решения Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-32818/2014 и N А32-20047/2015 были вынесены и без обжалования администрацией вступили в законную силу задолго до организации конкурса, победителем которого стало общество. Судами были рассмотрены данные обстоятельства, но не приняты во внимание ввиду того, что приведенные администрацией доводы не имеют фактического отношения к рассматриваемому делу. Истец также указывает на ошибочность выводов судебных инстанций о том, что обществу полагалось предоставить места, на которых ранее осуществляли деятельность ООО "Золотая Нива" и Крутько В.А., при этом, администрация сама ранее ссылалась на данные обстоятельства, чему есть документальное подтверждение в материалах дела. Размещение нестационарных торговых объектов на основании сведений департамента, послуживших созданию приложений к договорам с обществом, было бы незаконным. Указанные сведения были созданы за неделю до подписания договоров с обществом (24.07.2017), то есть на момент заключения сделок правовых оснований для размещения нестационарных торговых объектов в местах, указанных в договорах, не было. Сведения не могли иметь отношения к местам размещения, разыгранным на конкурсе в марте 2016 года. Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что предоставленная ответчику площадка для размещения двух нестационарных торговых объектов соответствует местам, в отношении которых проводился конкурс на предоставление права на размещение, победителем которых признано общество. Из этого следует, что решение арбитражного суда по делу N А32-26372/2016 до настоящего времени не исполнено, места размещения, разыгранные в конкурсе, хозяйствующему субъекту (победителю конкурса) так и не предоставлены.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель общества возражал в судебном заседании против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, во исполнение судебных актов по делу N А32-26372/2016 администрация и общество 01.08.2017 заключили два договора о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар.
По договору N ЦВО478 администрация в соответствии с решением конкурсной комиссии от 10.03.2016 (протокол N 45/3) предоставляет хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного объекта - павильона (площадью 15,16 кв. м) для осуществления торговой деятельности (реализация непродовольственных товаров) по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1). Срок размещения - с 01.08.2017 по 01.08.2020. Согласно пункту 2.4.6 договора общество обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 16 200 рублей по соответствующим реквизитам. Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за первый квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания. Договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае, если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям (пункт 4.1).
По договору N ЦВО366 администрация в соответствии с решением конкурсной комиссии от 10.03.2016 (протокол N 45/3) предоставляет хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного объекта - павильона (площадью 16 кв. м) для осуществления торговой деятельности (реализация непродовольственных товаров) по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1). Срок размещения - с 01.08.2017 по 01.08.2020. Согласно пункту 2.4.6 договора общество обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 17 100 рублей по соответствующим реквизитам. Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за первой квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания. Договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае, если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям (пункт 4.1).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2018 N ЦВО366 и N ЦВО478, администрация 20.04.2018 направила ему уведомление N 896/19-ур о необходимости в тридцатидневный срок разместить павильоны в соответствии с заключенными договорами. Хозяйствующему субъекту также предложено погасить задолженность за период с 01.02.2018 по 22.10.2018 в размере 96 677 рублей 54 копеек. Администрация направила обществу повторное уведомление от 19.07.2018 N 941/18-ур с аналогичными требованиями.
Указывая на неисполнение хозяйствующим субъектом обязательства по внесению платы по договорам от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.1 Земельного кодекса "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а к полномочиям органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, возникшие между сторонами отношения не являются имущественными отношениями, основанными на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Спорные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении и исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства (статья 307 Гражданского кодекса).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (пункты 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса).
Встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (пункты 1, 2 статьи 328 Гражданского кодекса).
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса).
Администрация с обоснование искового заявления указывает на неисполнение обществом обязательств по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478.
Возражая против иска, хозяйствующий субъект ссылается на то, что органом местного самоуправления фактически места для размещения нестационарных торговых объектов не предоставлены, поскольку разместить торговые объекты общей площадью 31,15 кв. м на предложенных местах размещения невозможно. Кроме того, администрацией для размещения нестационарных торговых объектов обществу предложены места, отличные от тех, что были определены при проведении конкурса, по итогам которого заключены договоры N ЦВО366 и N ЦВО478.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Договоры о предоставлении права на размещение мелкорозничных (несезонных) нестационарных торговых объектов от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478 заключены во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 по делу N А32-26372/2016. Данным решением признано незаконным бездействие администрации, выраженное в уклонении от заключения с обществом договоров на размещение по итогам проведенного конкурса (протокол оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3). Бездействие администрация обосновывала тем, что соответствующие договоры могут быть заключены только по итогам разрешения споров по искам о сносе (демонтаже) торговых объектов, ранее размещенных на испрашиваемых обществом местах. Управление торговли и бытового обслуживания муниципального образования город Краснодар в письме 25.04.2016 N 1357/18 разъяснило обществу, что на указанных местах фактически размещены торговые объекты, в которых осуществляют деятельность Крутько В.А. и ООО "Золотая Нива". Суды в рамках дела N А32-26372/2016 пришли к выводу о наличии у администрации предусмотренной законом (но неисполненной) обязанности по предоставлению обществу мест для размещения нестационарных торговых объектов. Материалы настоящего дела не подтверждают, что предлагаемая к предоставлению обществу в настоящее время площадка для размещения торговых объектов соответствует местам, в отношении которых проводился конкурс на предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов и победителем которых признано общество (выписка из протокола оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3). Администрацией не представлено также доказательств передачи обществу мест под размещение торговых объектов (и позволяющих обществу надлежаще установить их в предложенных местах), акты приема-передачи мест для размещения таких объектов не составлялись и хозяйствующим субъектом не подписывались. Таким образом, общество, даже при наличии решения арбитражного суда о заключении договоров о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478, не реализовало предусмотренные этими договорами права. Поэтому у хозяйствующего субъекта отсутствует обязанность по внесению платы за размещение торговых объектов по названным договорам. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (о неисполнении обществом обязательства по внесению платы во исполнение договоров от 01.08.2017 N ЦВО366, N ЦВО478 и отсутствии у администрации обязанности по предоставлению конкретных мест для размещения нестационарных торговых объектов), судом округа отклоняются. При разрешении спора судами правомерно учтены обстоятельства, установленные ранее в рамках дела N А32-26372/2016. Судебные инстанции обоснованно признали, что невнесение обществом платы за размещение нестационарных торговых объектов обусловлено неисполнением администрацией обязанностей, возложенных на нее договорами от 01.08.2017 N ЦВО366 и N ЦВО478. Не обеспечив хозяйствующему субъекту реальную возможность размещения нестационарных торговых объектов, орган местного самоуправления не вправе требовать от него в судебном порядке взыскания платы за несостоявшееся размещение.
Иные доводы, приведенные в жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными. Администрация, в частности, ссылается на то, что места размещения нестационарных торговых объектов по ул. Ставропольской - ул. Стасова (вблизи строения N 168/1), указанные в схемах к договорам от 01.08.2017 N ЦВОЗбб и N ЦВ0478, надлежаще определены. Однако хозяйствующий субъект до настоящего времени не приступил к размещению (уклоняется от установки) торговых объектов в местах, предложенных администрацией. Между тем, материалы дела подтверждают, что места для размещения, в границах которых обществу предлагается разместить торговые объекты, обременены охранными зонами инженерных коммуникаций (теплотрасса, водопровод, ливневая канализация) и зелеными насаждениями (сведения департамента о возможности размещения торговых объектов от 24.07.2017 с приложенными чертежами планов земельных участков). В указанных документах отражено, что при размещении нестационарных объектов хозяйствующему субъекту необходимо обеспечить надлежащую работу инженерных сетей (или осуществить их вынос за пределы торговых объектов), а также не устанавливать объекты в радиусе 5 м от деревьев и кустарников. При несоблюдении предписанных департаментом требований нестационарные торговые объекты не будут вводиться в эксплуатацию (т. 1, л. д. 63 - 68). Исходя из иных представленных в материалы дела документов (актов осмотра, фотографических и иных материалов), размещение нестационарных торговых объектов общества в местах, предложенных к размещению с учетом выполнения требований департамента, действительно невозможно.
Суд округа также отмечает, что занятая органом местного самоуправления по данному спору правовая позиция не основана на части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу экономической деятельности. Не соответствует эта позиция и части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Доводы администрации не учитывают также содержание утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия). Целью данной Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (в том числе, субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста разнообразных форм предпринимательской активности. Под развитием торговой отрасли Стратегия понимает создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (в том числе, малых) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия. При этом в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер, обращено внимание на то, что малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство: в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности. Недостаточный уровень развития современной торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, сужению ассортимента, недостаточной прозрачности отрасли, низкой собираемости налогов. Минэкономразвития России поддержало формирование торговой политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для конкуренции и развития торговли. Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания. В рамках реализации Стратегии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направило для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08). В нем, в частности, отмечено, что целью совершенствования правового регулирования нестационарной торговли является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Незаконно бездействуя на протяжении длительного периода времени по вопросу о реализации итогов конкурса, победителем которого признано общество (не обеспечив хозяйствующему субъекту реальную возможность размещения нестационарных торговых объектов), администрация не вправе требовать от него в судебном порядке взыскания платы по договорам от 01.08.2017 N ЦВО366, N ЦВО478.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А32-1298/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.