город Ростов-на-Дону |
|
20 сентября 2019 г. |
дело N А32-1298/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Кэдман И.В., доверенность от 22.04.2019 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 по делу N А32-1298/2019 по иску администрации муниципального образования город Краснодар к обществу с ограниченной ответственностью "Ричмен" (ИНН 2312227699, ОГРН 1152312004613) о взыскании, принятое в составе судьи Шепель А.А.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ричмен" (далее - ответчик, ООО "Ричмен", общество) о взыскании задолженности в размере 96 677,54 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 19 324,04 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец настаивает на обоснованности исковых требований, указывая на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что администрацией места для размещения НТО обществу не предоставлены.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ответчика поступили дополнительные пояснения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 произведена замена судьи Мисника Н.Н. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Фахретдинова Т.Р.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 16.09.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.09.2019 до 16 час. 00 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией муниципального образования город Краснодар (администрация) и ООО "Ричмен" (участник) 01.08.2017 заключен договор о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО478, согласно которому, в соответствии с решением конкурсной комиссии по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 10.03.2016, протокол N 45/3 администрация предоставляет участнику право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта: павильон, площадью 15,16 кв.м для осуществления торговой деятельности: реализация непродовольственных товаров адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) в срок с 01.08.2017 по 01.08.2020.
Согласно п. 2.4.6 участник обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 16 200 руб. по соответствующим реквизитам.
Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за 1 квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания.
Согласно п. 4.1 договора о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО478 от 01.08.2017, договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям.
Между администрацией муниципального образования город Краснодар (администрация) и ООО "Ричмен" (участник) 01.08.2017 также заключен договор о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, согласно которому, в соответствии с решением конкурсной комиссии по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 10.03.2016, протокол N 45/3 администрация предоставляет участнику право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта: павильон, площадью 16 кв. м для осуществления торговой деятельности: реализация непродовольственных товаров адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская-ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) в срок с 01.08.2017 по 01.08.2020.
Согласно п. 2.4.6 участник обязуется ежеквартально, в срок не позднее 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому кварталу, перечислять в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) предложенную сумму за право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 17 100 руб. по соответствующим реквизитам.
Сумма за право на размещение объекта на территории муниципального образования город Краснодар за 1 квартал срока действия договора подлежит перечислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) в течение 3 банковских дней с момента его подписания.
Согласно п. 4.1 договора о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366 от 01.08.2017, договор вступает в силу со дня подключения объекта к инженерным коммуникациям, но не позднее шести месяцев со дня заключения договора (без изменения периода размещения объекта, определенного конкурсной документацией) в случае если функционирование объекта невозможно без подключения к инженерным коммуникациям.
Как указывает истец, ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017 за ответчиком образовалась задолженность за период с 01.02.2018 по 22.10.2018 в размере 96 677,54 руб.
Администрацией муниципального образования город Краснодар 20.04.2018 в адрес ООО "Ричмэн" направлено уведомление N 896/19-ур о необходимости разместить НТО (павильоны) в соответствии с заключенными договорами о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017 в тридцатидневный срок с момента получения уведомления, а также погасить имеющуюся задолженность по указанным договорам в течение пяти дней.
Администрацией муниципального образования город Краснодар в адрес ООО "Ричмэн" повторно направлено уведомление от 19.07.2018 N 941/18-ур.
Неисполнение ответчиком обязательств по договорам о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017 послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ следует, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".
В части 1 статьи 10 указанного закона N 381-ФЗ предусмотрено аналогичное правило о размещении НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В соответствии с постановлением N 182 право на размещение НТО на территории города Краснодара получает победитель конкурса. Установленный порядок размещения НТО на территории муниципального образования обеспечивает возможность получения права торговли в определенном месте города на конкурсной основе, что соответствует положениям антимонопольного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, законам субъекта Российской Федерации (Краснодарского края).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Проанализировав условия договоров о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между сторонами сложились отношения, регулируемые параграфом 1 (общие положения об аренде) главы 34 (аренда) Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что администрацией муниципального образования город Краснодар фактически не предоставлены места для размещения нестационарных торговых объектов, поскольку разместить торговые объекты общей площадью 31,15 кв.м на представленных администрацией местах невозможно. Администрацией муниципального образования город Краснодар представлены иные места для размещения нестационарных торговых объектов, чем были определены при проведении конкурса, на основании результатов которого заключены спорные договоры.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-26372/2016 от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2017, удовлетворены исковые требования ООО "Ричмен" к администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар о заключении с ООО "Ричмен" договора на аренду места под размещение нестационарных торговых объектов, по итогам конкурса (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебными актами по делу N А32-26372/2016 признаны незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов с ООО "Ричмен", как несоответствующее положению о порядке проведения конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар - приложению N 1 к постановлению главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар". Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар в недельный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу направить ООО "Ричмен" проекты договоров на размещение нестационарных торговых объектов согласно протоколу оценки и сопоставления заявок N 45/3 от 10.03.2016.
Ответчиком в материалы дела представлено письмо управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар от 25.04.2016 N 1357/18 по вопросу разъяснения порядка заключения договоров по предоставлению права на размещение НТО по ул. Ставропольской - ул. им. Стасова (вблизи строения 168/1) площадью 16 кв.м и 15,16 кв.м.
Как следует из указанного письма, управлением торговли и бытового обслуживания муниципального образования город Краснодар ООО "Ричмен" разъяснено, что в связи с тем, что фактически на указанных местах торговые объекты, и в них осуществляет деятельность ООО "Золотая ива" и ИП Крутько В.А., имевшие раннее договоры аренды земельных участков по ул. Ставропольской - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1), размещение объектов ООО "Ричмен" в настоящее время не представляется возможным. С ООО "Ричмен" будут заключены договоры о предоставлении права на размещение НТО после того, как судебным постановлением будут удовлетворены требования администрации муниципального образования город Краснодар о сносе объектов ООО "Золотая Нива" и Крутько В.А. по ул. Ставропольской - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1), и данные объекты будут снесены.
В материалы дела представлены сведения от 24.07.2017 N 29/7843 о возможности размещения нестационарного торгового объекта площадью 16 кв.м, по ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) в Центральном внутригородском округе город Краснодара, согласно которым при размещении НТО по данному адресу и включения с схему размещения НТО в соответствии с федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" необходимо провести согласование с владельцами инженерных сетей, предусматривающие мероприятия по обеспечению надежной работы инженерных коммуникаций в условиях размещения существующего объекта и предусмотреть вынос инженерных сетей за пределы объекта; согласовать эскизный проект с условием соблюдения единого архитектурного облика; установить декоративную подвеску; выполнить благоустройство и обеспечить содержание территории в радиусе 25 м, в соответствии с утвержденными стандартами п. 61 - 64 правил благоустройства, утвержденных Думой Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6; выполнить требования п. 9 СП 42.13330.2011, табл. NN 3 (расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников в радиусе 5 м); при не соответствии с условий эскизному проекту - нестационарный торговый объект не будет вводиться в эксплуатацию.
В материалы дела также представлены сведения от 24.07.2017 N 25/7844 о возможности размещения нестационарного торгового объекта площадью 15,16 кв.м, по ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) в Центральном внутригородском округе город Краснодара, согласно которым при размещении НТО по данному адресу и включения с схему размещения НТО в соответствии с федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" необходимо провести согласование с владельцами инженерных сетей, предусматривающие мероприятия по обеспечению надежной работы инженерных коммуникаций в условиях размещения существующего объекта и предусмотреть вынос инженерных сетей за пределы объекта; согласовать эскизный проект с условием соблюдения единого архитектурного облика; установить декоративную подвеску; выполнить благоустройство и обеспечить содержание территории в радиусе 25 м, в соответствии с утвержденными стандартами п. 61 - 64 правил благоустройства, утвержденных Думой Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6; выполнить требования п. 9 СП 42.13330.2011, табл. N 3 (расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников в радиусе 5 м); при не соответствии с условий эскизному проекту - нестационарный торговый объект не будет вводиться в эксплуатацию.
Согласно актам от 19.04.2019 и от 20.05.2019 при осмотре по ул. Ставропольская - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1) установлено, что площадка для размещения (установки) двух павильонов площадью 15,16 кв.м и 16 кв.м, право на размещение которых предоставлено ООО "Ричмен" не является зеленой зоной, вымощена тротуарной плиткой, размер площади (длина 8 м ширина 4,30 м, площадь площадки 34,4 кв.м) позволяет разместить павильоны указанной площади, имеется техническая возможность возведения и эксплуатации торговых объектов. По состоянию на 19.04.2019 торговые объекты не установлены.
Из акта осмотра территории от 20.05.2019, проведенного представителем ответчика, следует, что предлагаемая администрацией площадка для размещения двух нестационарных торговых объектов имеет размеры 4 м на 7,55 м, что равно 30,2 кв.м, вплотную к площадке проходят инженерные коммуникации (теплотрасса, водопровод, ливневая канализация; в 2,2 м от границы площадки растет дерево, корона которой расположен над предложенной площадкой; жильцы близлежащего дома выразили свое несогласие на размещение НТО ввиду близости окон жилых помещений и наличия зеленных насаждений.
Спорные договоры о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017 были заключены во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 по делу N А32-26372/2016.
В рамках указанного дела судом было установлено, что бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в уклонении от заключения с ответчиком - ООО "Ричмен" договоров согласно протоколу оценки и сопоставления заявок N 45/3 от 10.03.2016 явилось то, что договоры о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов будут заключены после реализации судебной процедуры о сносе торговых объектов, размещенных на испрашиваемых заявителем местах.
Как было указано, письмом управления торговли и бытового обслуживания муниципального образования город Краснодар 25.04.2016 N 1357/18 ООО "Ричмен" разъяснено, что в связи с тем, что фактически на указанных местах торговые объекты, и в них осуществляет деятельность ООО "Золотая ива" и ИП Крутько В.А., имевшие раннее договоры аренды земельных участков по ул. Ставропольской - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1), размещение объектов ООО "Ричмен" в настоящее время не представляется возможным. С ООО "Ричмен" будут заключены договоры о предоставлении права на размещение НТО после того, как судебным постановлением будут удовлетворены требования администрации муниципального образования город Краснодар о сносе объектов ООО "Золотая Нива" и Крутько В.А. по ул. Ставропольской - ул. им. Стасова (вблизи строения N 168/1), и данные объекты будут снесены.
Администрация муниципального образования города Краснодар обязана была предоставить ООО "Ричмен" места для размещения двух нестационарных торговых объектов, на которых осуществляли деятельность ООО "Золотая нива" и ИП Крутько В.А. после завершения судебных процессов по сносу данных объектов.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что предоставленная ответчику площадка для размещения двух нестационарных торговых объектов соответствует местам, в отношении которых проводился конкурс на предоставление права на размещение НТО, победителем которых признано ООО "Ричмен" в соответствии с представленной в материалы дела выпиской из протокола оценки и сопоставления заявок N 45/3 от 10.03.2016.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик, даже при наличии договоров о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар N ЦВО366, N ЦВО478 от 01.08.2017, лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными договорами.
Истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств передачи обществу мест под размещение объекта, акт приема-передачи места под размещение нестационарного торгового объекта не составлялся и ответчиком не подписывался.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 по делу N А32-1298/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1298/2019
Истец: Администрация муниципального образования город Краснодар, АМО г.Краснодар
Ответчик: ООО "Ричмен"