г. Краснодар |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А63-2879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Арго+" (ИНН 2626033609, ОГРН 1052600113830) - Акопджанова Д.Ю. (доверенность от 18.12.2018), от ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) - Лысенко С.А. (доверенность от 05.03.2019) и Мироновой Ю.С. (доверенность от 16.01.2020), от третьего лица - государственного казенного учреждения Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения" - Владимировой О.В. (доверенность от 12.08.2019) и Терентьева М.В. (доверенность от 27.06.2019), в отсутствие третьего лица - федерального автономного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро+" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А63-2879/2016, установил следующее.
ООО "Арго+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании 198 997 188 рублей, составляющих разницу стоимости выполненных в 2013 и 2014 годах работ, с применением общефедеральных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости СМР по государственному контракту от 30.06.2005 N 19/1 на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (далее - учреждение) и ГКУ Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения".
Решением суда от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.11.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением кассационного суда от 16.02.2017 решение от 07.06.2016 и постановление от 07.11.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением кассационного суда от 28.02.2019 решение от 13.07.2018 и постановление от 20.11.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Решением суда от 30.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.11.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, применение правового регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) о размещении заказов в рассматриваемом случае не требуется, поскольку после вступления в силу названного Закона у сторон контракта новые права и обязанности, связанные с размещением заказа не возникли.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители министерства и ГКУ Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения" возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что министерство (государственный заказчик), ГУП Ставропольского края "Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов" (заказчик-застройщик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 30.06.2005 N 19/1 на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с согласованной заказчиком-застройщиком документацией по объекту "Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки", обеспечить поставку всех необходимых материалов и оборудования и сдать заказчику-застройщику объект в гарантийную эксплуатацию (пункт 1.1 контракта), а заказчик-застройщик обязался принять выполненные работы и своевременно оплатить их в порядке и на условиях, определенных контрактом (пункт 1.2 контракта).
Оплата за выполненные подрядные работы, согласно пункту 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 N 25, установлена в базовых ценах 2001 года в сумме 141 994 600 рублей (включая 18% НДС), что предполагает при определении стоимости выполненных работ в целях их оплаты применение текущих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.
Стоимость строительства может быть изменена сторонами путем составления дополнительного соглашения в случае изменения действующих цен и тарифов, законодательства или выхода новых нормативных документов в процессе действия контракта (пункт 2.2 контракта).
Оплата выполненных работ производится на основании счетов-фактур, актов приемки выполненных работ формы N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы N КС-3 (пункт 7.2 контракта).
В обязанности заказчика-застройщика входит приемка выполненных работ и предоставление государственному заказчику до 25 числа отчетного месяца подписанных заказчиком-застройщиком и подрядчиком актов приемки выполненных работ формы N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы N КС-3 (пункт 5.6 контракта).
В пунктах 3.3 и 3.4 контракта предусмотрены сроки строительства, согласно которым срок начала работ установлен с момента подписания государственного контракта, срок окончания работ определен 30.12.2009.
В IV квартале 2013 года и II и IV кварталах 2014 года общество выполнило строительные работы, которые приняты министерством и оплачены в сумме 150 005 700 рублей с применением общефедеральных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.
Письмом от 11.03.2016 общество обратилось к государственному заказчику и заказчику-застройщику с просьбой оплатить разницу стоимости выполненных в IV квартале 2013 года, II и IV кварталах 2014 года работ с применением индивидуальных индексов, в сумме 198 997 188 рублей: за IV квартал 2013 года - 147 959 182 рубля 92 копейки, за II квартал 2014 года - 20 424 997 рублей, за IV квартал 2014 года - 30 613 007 рублей 27 копеек, представив в обоснование заявления акты приемки выполненных работ формы N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы N КС-3, содержащие расчет подлежащей оплате суммы, а также заключения о расчете индивидуального индекса и стоимости выполненных работ.
В связи с неоплатой разницы между стоимостью выполненных работ, рассчитанной с применением общефедеральных и индивидуальных индексов в досудебном порядке, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 данного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 711 Гражданского кодекса заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
С 01.01.2006 начал действовать Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 94-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Схожие положения содержит и вступивший в действие с 01.01.2014 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 указанного Закона.
Дополнительными соглашениями от 22.09.2005 N 1, 28.04.2016 N 2, 29.04.2006 N 3, 04.09.2006 N 4, 21.03.2007 N 5, 20.06.2007 N 6, 11.07.2008 N 7, 03.09.2008 N 8, 28.10.2008 N 9, 19.12.2008 N 10, 11.08.2008 N 11, 29.09.2009 N 11, 29.09.2009 N 12, 21.12.2009 N 13, 25.06.2010 N 14, 12.10.2010 N 15, 23.11.2012 N 19, 27.12.2012 N 20, 11.04.2013 N 21, 30.11.2013 N 22, 31.12.2013 N 23, 03.04.2014 N 24, от 01.09.2014 N 25, 15.12.2014 N 26 - стороны неоднократно увеличивали стоимость и сроки выполнения работ по контракту.
Спорные отношения по взысканию задолженности охватывают IV квартал 2013 года и II и IV кварталы 2014 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
В случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (пункт 6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, необходимо обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в том числе возможность перенести срок исполнения контракта.
Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 30.03.2010 N Д22-325, бюджетное учреждение вправе изменить сроки и другие условия государственного (муниципального) контракта только в случае сокращения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Продление срока действия контракта и увеличение стоимости при отсутствии возражений сторон неограниченное количество раз, позволяет осуществить выполнение контракта единственным подрядчиком, что ведет к ограничению конкуренции.
Материалы дела не содержат доказательств наличия недофинансирования или сокращения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, так с учетом того что в дополнительных соглашениях от 30.11.2013 N 22 и от 03.04.2014 N 24 указано, что 248 785 500 рублей предусмотренные на 2013 год и 150 005 700 рублей предусмотренные на 2014 год, выделяются из Федеральной программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах". При этом указание на конкретные источники финансирования исключает их планирование к использованию в годы заключения и действия контракта (2005 - 2009 годы).
Кроме того согласно пункту 3 статьи 743 Гражданского кодекса, подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 Гражданского кодекса).
Выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, и их оплата заказчиком, увеличение цены контракта, независимо от того, что указанные действия осуществлялись по соглашению сторон, противоречат требованиям законодательства о государственных закупках (Закон N 94-ФЗ, а с 01.01.2014 - Закон N 44-ФЗ), предусматривающих в таких случаях заключение новых контрактов (с соблюдением установленной процедуры - на конкурентной основе путем проведения торгов), в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А63-2879/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, и их оплата заказчиком, увеличение цены контракта, независимо от того, что указанные действия осуществлялись по соглашению сторон, противоречат требованиям законодательства о государственных закупках (Закон N 94-ФЗ, а с 01.01.2014 - Закон N 44-ФЗ), предусматривающих в таких случаях заключение новых контрактов (с соблюдением установленной процедуры - на конкурентной основе путем проведения торгов), в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2020 г. N Ф08-11896/18 по делу N А63-2879/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11896/18
12.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3054/16
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2879/16
18.03.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2879/16
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11896/18
20.11.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3054/16
13.07.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2879/16
16.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-485/17
07.11.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3054/16
07.06.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2879/16