г. Краснодар |
|
12 февраля 2020 г. |
Дело N А53-31331/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лагойда И.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Пахальян А.И. (доверенность от 27.06.2019), от третьих лиц: Министерства транспорта Ростовской области - Киселевой К.Ю. (доверенность от 15.01.2019), общества с ограниченной ответственностью "ИПОПАТ-Юг" (ИНН 1833045960) - Шульгина С.А. (доверенность от 24.10.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (ИНН 6168099255, ОГРН 1026103740937), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт" (ИНН 6102068986, ОГРН 1176196052669), общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания ??Авто-Лайн??" (ИНН 6168054670, ОГРН 1036168015784), иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А53-31331/2019, установил следующее.
ООО "Автоколонна N 1559" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019, 061/01/18.1-1350/2019 от 16.08.2019 в части пунктов 1, 4 и 5, признании недействительным предписания N 606/04 от 16.08.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (уточненные требования).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство транспорта Ростовской области (далее - министерство), ООО "ИПОПАТ-Юг", ООО ТрансЭкспорт
, ООО
Транспортная компания
Авто-Лайн
.
Решением суда от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы отсутствием у антимонопольного органа правовых оснований для признания жалобы ООО "ИПОПАТ-Юг" правомерной, комиссии организатора торгов нарушившей пункты 5.7 и 5.8 конкурсной документации и выдачи предписания. Суды отметили, что заявка ООО "ИПОПАТ-Юг" на участие в открытом конкурсе содержала недостоверные сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) по вине работников общества, в результате которых пассажирам причинен вред здоровью.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что постановлениями о прекращении производства по делу об административном правонарушении не установлена вина водителей ООО "ИПОПАТ-ЮГ" по фактам ДТП, что свидетельствует об отсутствиии ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине ООО "ИПОПАТ-ЮГ" или его работников.
В судебном заседании представитель управление повторил доводы кассационной жалобы. Представитель ООО ""ИПОПАТ-Юг" высказался в поддержку жалобы; представитель министерства просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Министерство транспорта Ростовской области на своем официальном сайте www.mindortrans.donland.ru 27.06.2019 разместило извещение N 15 о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию. Дата окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 29.07.2019, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса - 31.07.2019. На участие в открытом конкурсе поданы заявки от ООО "ИПОПАТЮГ", ООО "ВПАТП-2", ИП Хопхоян Владимир Степанович, ООО "Янтарь 1", ООО "ТрансЭкспорт", ООО "Автоколонна 1559", ООО ТК "Авто-Лайн". Заявка ООО "ВПАТП-2" конкурсной комиссией отклонена в соответствии с пунктом 4.17 конкурсной документации ввиду отсутствия справки, подтверждающей отсутствие у претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 15 от 29.07.2019). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведении итогов от 31.07.2019 N 15 претенденты ООО "ИПОПАТ-ЮГ", ИП Хопхоян Владимир Степанович, ООО "Янтарь 1", ООО "ТрансЭкспорт", ООО ТК "Авто-Лайн" не признаны участниками открытого конкурса, так как представленные ими заявки содержали недостоверные сведения. Победителем открытого конкурса определено ООО "Автоколонна N1559".
В антимонопольный орган 02.08.2019 (вх. N N 12422, 12436) и 06.08.2019 (вх. N 12653) поступили жалобы ООО "ИПОПАТ-Юг", ООО "ТрансЭкспорт" и ООО ТК "Авто-Лайн" на неправомерные действия организатора торгов, допущенные при организации и проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (извещение N 15 от 27.06.2019, лот N 1). По мнению обществ, комиссия организатора торгов неправомерно отказала им в допуске к участию в торгах.
16 августа 2019 года по результатам рассмотрения указанных жалоб антимонопольный орган принял решение по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019 и 061/01/18.1-1350/2019 о признании жалобы ООО "ИПОПАТ-Юг" обоснованной, жалоб ООО "ТрансЭкспорт" и ООО ТК "АвтоЛайн" необоснованными, признании комиссии организатора торгов нарушившей пункты 5.7 и 5.8 конкурсной документации. Организатору торгов выдано обязательное для исполнения предписание N 606/04 от 16.08.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Считая незаконными предписание и решение антимонопольного органа в части признания жалобы обоснованной, ООО "Автоколонна N 1559" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. В соответствии с правилами указанной статьи Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения (часть 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ). В части 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ определен предмет открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок - это право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Статьей 19 Закона N 220-ФЗ закреплена обязательность проведения конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок. Свидетельство может быть выдано без проведения конкурса только в особо оговоренных указанной статьей случаях.
Статьей 23 Закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам конкурса, а статьей 24 - критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества. Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений данного Федерального закона.
Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Заявка на участие в открытом конкурсе в силу части 4.1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ должна, в том числе содержать следующие сведения: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
В соответствии с конкурсной документацией к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, указанным в статье 23 Закона N 220-ФЗ и Приложения N 1 к Приказу министерства транспорта Ростовской области от 27.06.2019 N 248 "Об утверждении конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса": 5.1.1. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. 5.1.2. Принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. 5.1.3. Непроведение ликвидации претендента - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом претендента - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства. 5.1.4. Отсутствие у претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период. 5.1.5. Наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества). 5.1.6. Отсутствие в отношении претендента обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона. 5.2. Требования, предусмотренные пунктами 5.1.1, 5.1.3 и 5.1.4 применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
В соответствии с пунктом 5.3 конкурсной документации не допускаются к участию в открытом конкурсе претенденты, не представившие хотя бы один из документов или копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 конкурсной документации или представившие документы или их копии, содержащие недостоверные сведения.
Суды установили, что претендентом ООО "ИПОПАТ-ЮГ" в составе заявки были представлены документы, подтверждающие соответствие требованиям, указанным в пунктах 5.1.1 - 5.1.6 конкурсной документации. В заявке ООО "ИПОПАТ-ЮГ" в разделе "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения" указано 0 единиц.
В целях проверки достоверности сведений, предоставленных претендентом, конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 4.36 конкурсной документации запросила у территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения сведения о количестве ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки за 2018 год и за 7 месяцев 2019 года (исх. 15/3152 от 29.07.2019).
В соответствии с информацией, предоставленной врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (исх. N 30/117-3145 от 31.07.2019, вх. N 15/2177 от 31.07.2019), в течение года, предшествующего дате размещения извещения, по ООО "ИПОПАТ-ЮГ" зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан.
На основании полученной информации конкурсной комиссией в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона 220-ФЗ и пунктом 5.3 конкурсной документации принято решение о не признании участником открытого конкурса ООО "ИПОПАТ-ЮГ", так как представленная заявка на участие в открытом конкурсе содержит недостоверные сведения. Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при наличии указанной недостоверной информации организатор торгов правомерно отказал ООО "ИПОПАТ-ЮГ" в допуске к участию в конкурсе, учитывая недостоверность представленных сведений.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы судов, указывает на то, что постановлениями о прекращении производства по делу об административном правонарушении не установлена вина водителей ООО "ИПОПАТ-ЮГ" по фактам ДТП. Это, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствиии ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине ООО "ИПОПАТ-ЮГ" или его работников.
Исходя из предмета заявленных требований, суды признали, что из указанных постановлений не усматривается, по какой конкретно статье КоАП РФ прекращены производства по делам об административных правонарушениях. Между тем, несмотря на факт прекращения производства по делам об административных правонарушениях, в описательных и мотивировочных частях постановлений указано, что ДТП произошли по вине водителей автобусов ООО "ИПОПАТ-ЮГ" - Кочергина В.Л., Турбаба Е.Г. Из содержания постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2019 следует, что водитель Кочергин В.Л. 15.11.2018 совершил виновное ДТП, нарушив требования пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, обязывающего водителя при выборе скорости движения учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метереологические условия, видимость и направление движения, вследствие чего потерял контроль над управлением автобуса; в результате данного ДТП пассажир Серова Е.К. получила телесные повреждения и была доставлена в медучреждение г. Ростова-на-Дону.
Приведенные обстоятельства не опровергнуты ни антимонопольным органом, ни ООО "ИПОПАТ-ЮГ". При таких обстоятельствах суды с учетом безопасности пассажирских перевозок правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение и апелляционное постановление в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А53-31331/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.