город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2019 г. |
дело N А53-31331/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от ООО "Автоколонна N 1559": представитель Гавриленко М.А. по доверенности от 20.05.2019,
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Киселева К.Ю. по доверенности от 15.01.2019,
от ООО "Ипопат-Юг": представитель Шульгин А.А. по доверенности от 24.10.2018,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Пахальян А.И. по доверенности от 28.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 по делу N А53-31331/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N1559" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: Министерство транспорта Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг", общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт", общество с ограниченной ответственностью ТК "Авто-Лайн"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (далее - ООО "Автоколонна N 1559", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительным решения по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019, 061/01/18.1-1350/2019 от 16.08.2019 в части пунктов 1,4,5 и признании недействительным предписания N 606/04 от 16.08.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство транспорта Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг", общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт", общество с ограниченной ответственностью ТК "Авто-Лайн".
Решением от 09.10.2019 суд признал незаконным решение по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019, 061/01/18.1-1350/2019 от 16.08.2019 в части пунктов 1,4,5 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. Суд также признал недействительным предписание N 606/04 от 16.08.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ГУ МВД России по Ростовской области представлены сведения (N 30/117-3145 от 31.07.2019) о статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях на территории Ростовской области, совершенных по вине водителей автобусов, согласно АИУС ГИБДД Ростовской области в виде табличной формы, из которой не следует, что зарегистрированные ДТП, повлекшие за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошли по вине водителей ООО "ИПОПАТ-Юг". В ответ на запрос Ростовского УФАС России ГУ МВД России по Ростовской области представлен ответ (N 30/26-3414 от14.08.2019) с приложением постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, из которых следует, что 2 административных дела в отношении водителей ООО "ИПОПАТ-Юг" по фактам ДТП с потерпевшими прекращены по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения). Постановлениями о прекращении производства по делу об административном правонарушении не установлена вина водителей ООО "ИПОПАТ-Юг" по фактам ДТП, что свидетельствует об отсутствии дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине ООО "ИПОПАТ-Юг" или его работников.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг" поддержал доводы апелляционной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг" заявил ходатайство о приобщении пояснений к отзыву, а также справки о ДТП к материалам дела.
Суд протокольным определением приобщил документы к материалам дела.
Представитель Министерства транспорта Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС 02.08.2019 (вх. N N 12422, 12436), 06.08.2019 (вх. N 12653) поступили жалобы ООО "ИПОПАТ-Юг", ООО "ТрансЭкспорт", ООО ТК "Авто-Лайн" на неправомерные действия организатора торгов - Министерство транспорта Ростовской области, допущенные при организации и проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, извещение N 15 от 27.06.2019, лот N 1 (далее - Торги).
По мнению обществ, комиссия организатора торгов неправомерно отказала в допуске к участию в Торгах.
16.08.2019 по результатам рассмотрения указанных жалоб в установленном статьей 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" порядке комиссия УФАС по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приняла решение по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019, 061/01/18.1-1350/2019 о признании жалобы ООО "ИПОПАТ-Юг" обоснованной, жалоб ООО "ТрансЭкспорт" и ООО ТК "Авто-Лайн" необоснованными, признании комиссии организатора торгов нарушившей пункты 5.7, 5.8 конкурсной документации.
Организатору торгов выдано обязательное для исполнения предписание N 606/04 от 16.08.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Считая незаконными предписание и решение в части признания жалобы обоснованной, ООО "Автоколонна N 1559" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), постановлением Правительства Ростовской области от 27.01.2016 N 25 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области".
В силу частей 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - N 220-ФЗ) заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.
Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений N 220-ФЗ. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Согласно части 3 статьи 24 N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующим критериям: безопасность пассажирских перевозок; опыт пассажирских перевозок; влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств; максимальный срок эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 24 N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
В силу требований части 4.1 ст. 24 N 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Министерство транспорта региона на своем официальном сайте www.mindortrans.donland.ru 27.06.2019 разместило извещение N 15 о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию.
Дата окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 29.07.2019, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса - 31.07.2019.
На участие в открытом конкурсе были поданы заявки от ООО "ИПОПАТ-ЮГ", ООО "ВПАТП-2", ИП Хопхоян Владимир Степанович, ООО "Янтарь 1", ООО "ТрансЭкспорт", ООО "Автоколонна 1559", ООО ТК "Авто-Лайн".
Заявка ООО "ВПАТП-2" конкурсной комиссией отклонена в соответствии с пунктом 4.17. конкурсной документации ввиду отсутствия справки, подтверждающей отсутствие у Претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 15 от 29.07.2019).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведении итогов от 31.07.2019 N 15 претенденты ООО "ИПОПАТ-ЮГ", ИП Хопхоян Владимир Степанович, ООО "Янтарь 1", ООО "ТрансЭкспорт", ООО ТК "Авто-Лайн" не признаны участниками открытого конкурса, так как представленные ими заявки содержат недостоверные сведения.
Победителем открытого конкурса определено ООО "Автоколонна 1559".
В соответствии с Конкурсной документацией к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, указанным в статье 23 Закона и Приложения N 1 к приказу министерства транспорта Ростовской области от 27.06.2019 N 248 "Об утверждении конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса" (далее - Конкурсная документация):
5.1.1. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
5.1.2. Принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
5.1.3. Непроведение ликвидации Претендента - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом Претендента - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства.
5.1.4. Отсутствие у Претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
5.1.5. Наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
5.1.6. Отсутствие в отношении Претендента обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона.
5.2. Требования, предусмотренные пунктами 5.1.1, 5.1.3 и 5.1.4 применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
В соответствии с пунктом 5.3 Конкурсной документации не допускаются к участию в открытом конкурсе Претенденты, не представившие хотя бы один из документов или копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 конкурсной документации или представившие документы или их копии, содержащие недостоверные сведения.
Претендентом ООО "ИПОПАТ-ЮГ" в составе заявки были представлены документы, подтверждающие соответствие требованиям, указанным в пунктах 5.1.1-5.1.6 Конкурсной документации.
Из материалов дела следует, что в заявке на участие в открытом конкурсе Претендента ООО "ИПОПАТ-ЮГ" в разделе "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения" указано 0 единиц.
В целях проверки сведений, предоставленных Претендентом, конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 4.36. Конкурсной документации запросила у территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки за 2018 год и за 7 месяцев 2019 года (исх. 15/3152 от 29.07.2019).
В соответствии с информацией, предоставленной врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (исх. N 30/117-3145 от 31.07.2019, вх. N15/2177 от 31.07.2019), в течение года, предшествующего дате размещения извещения по ООО "ИПОПАТ-ЮГ" зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан.
На основании полученной информации, конкурсной комиссией в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона и пунктом 5.3 конкурсной документации было принято решение о не признании участником открытого конкурса ООО "ИПОПАТ-ЮГ", так как представленная заявка на участие в открытом конкурсе содержит недостоверные сведения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что организатор торгов действовал в соответствии с законом и конкурсной документацией, а также поступившими от уполномоченного органа сведениями, на основании которых был сделан о заявлении обществом "ИПОПАТ-ЮГ" недостоверных сведений.
В апелляционной жалобе указано, что ГУ МВД России по Ростовской области представлены сведения (N 30/117-3145 от 31.07.2019) о статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях на территории Ростовской области, совершенных по вине водителей автобусов, согласно АИУС ГИБДД Ростовской области в виде табличной формы, из которой не следует, что зарегистрированные ДТП, повлекшие за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошли по вине водителей ООО "ИПОПАТ-Юг". При этом, в ответ на запрос Ростовского УФАС России ГУ МВД России по Ростовской области представлен ответ (N 30/26-3414 от14.08.2019) с приложением постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, из которых следует, что 2 административных дела в отношении водителей ООО "ИПОПАТ-Юг" по фактам ДТП с потерпевшими прекращены по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что из указанных постановлений не усматривается, по какой конкретно статье КоАП РФ прекращены производства по делам об административных правонарушениях.
Несмотря на факт прекращения производства по делам об административных правонарушениях, в описательно-мотивировочных частях постановлений указывается, что дорожно-транспортные происшествия произошли по вине водителей автобусов ООО "ИПОПАТ-ЮГ" - Кочергина В.Л., Турбаба Е.Г.
Из содержания постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2019 следует, что водитель Кочергин В.Л. 15.11.2018 совершил виновно ДТП, нарушив требования п.10.1 Правил дорожного движения РФ, обязывающего водителя при выборе скорости движения учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метереологические условия, видимость и направление движения, вследствие чего потерял контроль над управлением автобуса; в результате данного ДТП пассажир Серова Е.К. получила телесные повреждения и была доставлена в медучреждение г.Ростова-на-Дону.
Приведенные обстоятельства не опровергнуты антимонопольным органом и обществом "ИПОПАТ-Юг".
Таким образом, Министерством правомерно было принято решение о не признании участником открытого конкурса ООО "ИПОПАТ-ЮГ".
В период времени со дня публикации извещения о проведении открытого конкурса N 15 (27.06.2019) до даты окончания приема заявок (29.07.2019) ООО "ИПОПАТ-Юг" не воспользовалось правом, закрепленным в разделе 7 конкурсной документации, предусматривающем возможность подачи не более трех раз в письменной форме организатору открытого конкурса запроса о разъяснении положений Конкурсной документации по форме согласно приложению N 9 к Конкурсной документации, также не воспользовалось правом, предусмотренным пунктом 4.34 раздела 4 конкурсной документации в отношении протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведении итогов открытого конкурса.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, с учетом полученной из УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области информации (исх. N 30/117-3145 от 31.07.2019, вх. N15/2177 от 31.07.2019) о том, что в течение года, предшествующего дате размещения извещения по ООО "ИПОПАТ-ЮГ" зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, Министерство транспорта действовало в соответствии законом и не признало ООО "ИПОПАТ-ЮГ" участником конкурса в связи с заявлением недостоверных сведений.
При этом, по существу сведения о приведенных ДТП, их совершении по вине водителя ООО "ИПОПАТ-ЮГ", не опровергнуты, в том числе при рассмотрении настоящего арбитражного дела.
Судом не принимаются во внимание ссылки общества на то, что при проведении иных торгов указанные ДТП не учитывались комиссией. Обстоятельства проведения иных торгов не относятся к предмету настоящего спора и не могут быть оценены судом при рассмотрении настоящего судебного дела.
Таким образом, у Ростовского УФАС отсутствовали основания для признания жалобы ООО "ИПОПАТ-ЮГ" правомерной, признания комиссии организатора торгов нарушившей пункты 5.7, 5.8 конкурсной документации и выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в связи с тем, что заявка ООО "ИПОПАТ-ЮГ" на участие в открытом конкурсе содержала недостоверные сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий.
Решение Ростовского УФАС по уведомлениям N N 061/01/18.1-1336/2019, 061/01/18.1-1339/2019, 061/01/18.1-1350/2019 от 16.08.2019 в части пунктов 1,4,5 и предписание N 606/04 от 16.08.2019 является незаконными на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 09.10.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 по делу N А53-31331/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31331/2019
Истец: ООО "Автоколонна N1559", ООО "АВТОКОЛОННАN1559"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство транспорта Ростовская область, ООО "ИПОПАТ-ЮГ", ООО "ТРАНСЭКСПОРТ", ООО ТК "Авто-Лайн", ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "АВТО-ЛАЙН"