г. Краснодар |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А63-11838/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (ИНН 2635037744, ОГРН 1022601949831) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А63-11838/2019, установил следующее.
Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (ИНН 2635118217, ОГРН 1082635017310; далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (ИНН 2635037744, ОГРН 1022601949831; далее - фонд) от 09.04.2019 N 036S19190005974.
Решением суда от 28.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2019, заявление министерства удовлетворено. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для привлечения министерства к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку министерство самостоятельно выявило и скорректировало ошибки в отчетности по форме СЗВ-М до их обнаружения фондом.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, дополнительное представление информации о сотрудниках, сведения о которых не указаны в первичном (исходном) отчете, не может быть квалифицировано в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766), поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованного лица впервые и с нарушением срока. Фонд не может самостоятельно выявить тех застрахованных лиц, на которых страхователь не подал сведения; дополняющие сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представлены в фонд с нарушением срока (11.01.2019). Необоснованна ссылка судов на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ".
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в установленный законом срок министерство представило в фонд исходные формы СЗВ-М на застрахованных лиц за октябрь 2018 года.
11 января 2019 года министерство представило в фонд дополняющую форму СЗВ-М за октябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица, которое отсутствовало в первоначальных сведениях исходной формы СЗВ-М.
Фонд провел проверку министерства по вопросу достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и установил, что министерство представило в фонд сведения исходной формы СЗВ-М за октябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица 11.01.2019, т. е. с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока (в данном случае - 15.11.2018).
По результатам проверки фонд составил акт от 28.02.2019 N 036S18190003503 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принял решение от 09.04.2019 N 036S19190005974 о привлечении министерства к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде 500 рублей штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство обжаловало решение фонда в арбитражный суд.
Определением суда от 24.06.2019 заявление министерства принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования министерства, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых страхователь уплачивает страховые взносы.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные Законом N 27-ФЗ и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766 установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и применения в отношении него финансовых санкций недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Суды установили, что исходные формы СЗВ-М министерство представило в фонд в установленный законом срок. Дополняющая форма СЗВ-М представлена министерством в фонд 11.01.2019, т. е. до момента обнаружения фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и, соответственно, до результатов проверки и вынесения оспариваемого решения фонда от 09.04.2019. В материалы дела не представлены доказательства уведомления фондом министерства о выявленных ошибках.
Суды правильно исходили из того, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, министерство реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за указанный период, что исключает применение к министерству финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суды верно указали, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным оспариваемое министерством решение фонда.
Довод фонда о том, что в дополняющей форме СЗВ-М министерство не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новом застрахованном лице, подлежит отклонению как не имеющий правового значения ввиду примененного судами правового подхода о праве страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы фонда не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов фонда.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А63-11838/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.Н. Драбо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
...
Суды правильно исходили из того, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, министерство реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за указанный период, что исключает применение к министерству финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф08-12886/19 по делу N А63-11838/2019