г. Краснодар |
|
15 февраля 2020 г. |
Дело N А32-16925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (ИНН 2321012499, ОГРН 1042312513980) - Жарковой А.Е. (доверенность от 17.01.2019), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филева Александра Федоровича (ИНН 232600887505, ОГРНИП 312236029100030) и заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филева Александра Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А32-16925/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филев Александр Федорович (далее - глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения инспекции от 10.10.2018 N 55142 и решения управления от 28.12.2018 N 24-13-2215; обязании инспекции и управления устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 25.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что из буквального толкования пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пятилетний срок применения налоговой льготы по НДФЛ следует исчислять с года регистрации крестьянского фермерского хозяйства (в данном случае - с 2012 по 2016 годы), а не со дня государственной регистрации указанного хозяйства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился глава КФХ с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли представленные в суд акт инспекции от 14.03.2013 N 32493 и решение от 24.04.2013 N 7118, составленные по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Черномаза Александра Васильевича, свидетельствуют о применении инспекцией статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете пятилетнего срока для применения льготы по НДФЛ. Суды не учли, что решения, принятые инспекцией в отношений аналогичных налогоплательщиков, противоположны и противоречивы. Суды не учли, что в 2012 году глава КФХ не использовал право на льготу, а с учетом регистрации главы КХФ 17.10.2012 льгота при исчислении НДФЛ должна применяться до 2017 года включительно.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной главой КФХ налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, по результатам которой составила акт от 08.08.2018 N 50660 и приняла решение от 10.10.2018 N 55142 о начислении 163 749 рублей НДФЛ и 1 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением управления от 28.12.2018 N 24-13-2215 апелляционная жалоба главы КФХ на решение инспекции от 10.10.2018 N 55142 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации глава КФХ обжаловал решения инспекции и управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды мотивированно отказали главе КФХ в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Если организация создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года (часть 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут ответственность, установленную пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Суды установили, что основанием начисления 163 749 рублей НДФЛ и 1 тыс. рублей штрафа послужил вывод инспекции о занижении главой КФХ налоговой базы по НДФЛ за 2017 год в связи с необоснованным применением льготы для граждан, впервые организующих фермерские хозяйства; в 2017 году по заявленному виду деятельности глава КФХ получил доход в размере 1 918 830 рублей, документально подтвердил 659 222 рубля расходов, соответственно, налоговая база для исчисления НДФЛ по доходам, полученным в 2017 году, по заявленному виду деятельности - 1 259 608 рублей.
Суды установили, что глава КФХ зарегистрирован 17.10.2012 и с момента регистрации до 2017 года применял общий режим налогообложения. Соответственно, при исчислении НДФЛ мог претендовать на предусмотренную пунктом 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации льготу с 2012 по 2016 годы (в течение пяти лет, считая с года регистрации).
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод, что с 01.01.2017 применение льготы при исчислении НДФЛ необоснованно, и мотивированно отказали главе КФХ в удовлетворении заявленных требований.
Суды правильно исходили из буквального толкования пункта 4 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому пятилетний срок применения налоговый льготы при исчислении НДФЛ следует исчислять с года регистрации главы КФХ, т. е. с 2012 по 2016 годы.
Суды обоснованно отклонили доводы главы КФХ о необходимости применения положений статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что положения пункта 14 статьи 217 Кодекса устанавливают специальные правила исчисления пятилетнего срока применения льготы и не связывают его истечение с календарной датой регистрации крестьянского фермерского хозяйства.
Суды критически оценили доводы главы КФХ о предоставлении инспекцией в аналогичной ситуации льгот по пункту 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации другим КФХ (состоящим на налоговом учете в той же инспекции, что и глава КФХ), сделав вывод о том, что данное обстоятельство не является основанием для признания недействительными решения инспекции от 10.10.2018 N 55142, а также решения управления от 28.12.2018 N 24-13-2215 (в т. ч. с учетом пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы главы КФХ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А32-16925/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили доводы главы КФХ о необходимости применения положений статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что положения пункта 14 статьи 217 Кодекса устанавливают специальные правила исчисления пятилетнего срока применения льготы и не связывают его истечение с календарной датой регистрации крестьянского фермерского хозяйства.
Суды критически оценили доводы главы КФХ о предоставлении инспекцией в аналогичной ситуации льгот по пункту 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации другим КФХ (состоящим на налоговом учете в той же инспекции, что и глава КФХ), сделав вывод о том, что данное обстоятельство не является основанием для признания недействительными решения инспекции от 10.10.2018 N 55142, а также решения управления от 28.12.2018 N 24-13-2215 (в т. ч. с учетом пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2020 г. N Ф08-207/20 по делу N А32-16925/2019