г. Краснодар |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А61-3190/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания - Бацазовой З.Р. (доверенность от 20.02.2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890), общества с ограниченной ответственностью "Диабаз" (ИНН 1516615602, ОГРН 1081516000785), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А61-3190/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании недействительным решения от 10.04.2019.
Решением от 08.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение обществом части 1 статьи 10 статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В судебном заседании представить управления повторил доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и ООО "Диабаз" (далее - предприятие, покупатель) заключили договор поставки газа от 20.10.2017.
В результате проверки узла учета 28.08.2018 общество выявило отсутствие отметки об очередной поверке в паспорте на измерительный комплекс (предыдущая дата - 29.04.2011, межповерочный интервал 4 года), а также указало на иные нарушения требований к прибору учета газа, о чем составило акт. По результатам проверки общество составило акт расчета объема газа по мощности газопотребляющего оборудования ООО "Диабаз".
В пунктах 4.10, 4.12 договора от 20.10.2017 определен порядок действий сторон при разногласиях в оценке качества и количества газа.
Представитель ООО "Диабаз" от подписания акта проверки от 28.08.2018 отказался, замечания по проверке в акте не указал; акт поданного - принятого газа за август 2018 года ООО "Диабаз" не подписало, указав, что не согласно с объемом газа; акт поданного - принятого газа за сентябрь 2018 года ООО "Диабаз" не подписало без указания замечаний.
ООО "Диабаз" обратилось к обществу с претензией от 12.09.2018, указав на несогласие с расчетом объема газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования, и в управление с жалобой от 12.10.2018 на действия общества. При этом, как следует из письма от 27.06.2019, ООО "Диабаз" производило оплату за газ в августе, сентябре 2018 года согласно показаниям прибора учета. В заявлении о нарушении антимонопольного законодательства от 14.01.2019 прокуратура Иристонского района г. Владикавказа указала, что ООО "Диабаз" получило свидетельство о поверке комплекса для измерения количества газа 04.09.2018.
Управление приняло решение от 10.04.2019, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в применении расчетного метода при определении объема поставленного газа и выставлении счетов-фактур от 31.08.2018, 30.09.2018. Сведения о прекращении подачи газа в материалах дела отсутствуют, нарушение в виде необоснованного направления предупреждения о прекращении подачи газа либо прекращения подачи газа обществу в оспариваемом решении не вменялось.
Общество, полагая, что решение управления является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов и вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке, хотя при этом стороной спора и является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что в данном случае антимонопольный орган при принятии оспариваемого решения фактически разрешил гражданско-правовой спор между поставщиком газа и потребителем. Указанный вывод сделан с правильным применением норм материального права и соответствует установленным судами обстоятельства дела. Спорные правоотношения возникли в связи с применением способа расчета объема газа, потребленного ООО "Диабаз" в августе - сентябре 2018 года, то есть в связи с исполнением условий договора поставки в части объема и стоимости поставленного газа, имеют гражданско-правовой характер и подлежали разрешению в установленном договором порядке по соглашению сторон либо в судебном порядке при рассмотрении спора, связанного с исполнением договора поставки газа. Управление фактически проверило состояние расчетов за поставленный ресурс за определенный период, то есть вмешалось в гражданско-правовые отношения между хозяйствующим субъектом и абонентом.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны общества не допущено действий, которые могли быть сочтены в качестве недобросовестного и антиконкурентного поведения по отношению к ООО "Диабаз"; антимонопольный орган, принимая решение о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в виде применения расчетного способа определения объема газа и выставления счета-фактуры от 31.08.2018, 30.09.2018, вышел за пределы своих полномочий, и обоснованно удовлетворили заявление общества.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А61-3190/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что в данном случае антимонопольный орган при принятии оспариваемого решения фактически разрешил гражданско-правовой спор между поставщиком газа и потребителем. Указанный вывод сделан с правильным применением норм материального права и соответствует установленным судами обстоятельства дела. Спорные правоотношения возникли в связи с применением способа расчета объема газа, потребленного ООО "Диабаз" в августе - сентябре 2018 года, то есть в связи с исполнением условий договора поставки в части объема и стоимости поставленного газа, имеют гражданско-правовой характер и подлежали разрешению в установленном договором порядке по соглашению сторон либо в судебном порядке при рассмотрении спора, связанного с исполнением договора поставки газа. Управление фактически проверило состояние расчетов за поставленный ресурс за определенный период, то есть вмешалось в гражданско-правовые отношения между хозяйствующим субъектом и абонентом.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны общества не допущено действий, которые могли быть сочтены в качестве недобросовестного и антиконкурентного поведения по отношению к ООО "Диабаз"; антимонопольный орган, принимая решение о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в виде применения расчетного способа определения объема газа и выставления счета-фактуры от 31.08.2018, 30.09.2018, вышел за пределы своих полномочий, и обоснованно удовлетворили заявление общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2020 г. N Ф08-777/20 по делу N А61-3190/2019