г. Краснодар |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А32-26679/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" (ИНН 2309003018, ОГРН 1022301424408) - Ковалёвой О.В. (доверенность от 22.11.2019), от заинтересованного лица - отдела Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Динскому району отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - Катасонова А.. (доверенность от 27.01.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556), Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 41751 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 по делу N А32-26679/2019, установил следующее.
ПАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление) и отделу Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Динскому району отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - отдел) о признании недействительными и отмене предписаний от 08.03.2019 N 43 и 44.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 к участию в деле в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю. Признаны недействительными предписания отдела от 08.03.2019 N 43 и 44. С отдела в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственно пошлины.
Судебный акт мотивирован нарушением отделом порядка вынесения оспариваемых предписаний, поскольку перечисленные в них нарушения могли быть выявлены только по результатам проведения внеплановой проверки. В рассматриваемых правоотношениях законодательством не предусмотрена возможность вынесения органами Министерства внутренних дел в лице отдела предписания об устранении нарушений законодательства без проведения проверки в порядке Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2019 решение суда от 31.07.2019 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что нарушения выявлены при проведении надзора за дорожным движением государственным инспектором дорожного надзора.
Для осуществления повседневного надзора, целью которого является принятие оперативных мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, взаимодействие органов внутренних дел и юридических лиц не требуется, в связи с чем положения Закона N 294-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на правильность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, отдела - возражал против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что отдел при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения 18.02.2019 в 14 часов 30 минут на участке автомобильной дороги регионального значения (Краснодарский край, ст. Калининская - ст. Нововеличковская км 24+000 - км 24+063 слева (в населенном пункте)) при въезде и выезде с автозаправочной станции "Роснефть N 212, расположенной по адресу: Краснодарский край, ст. Нововеличковская, ул. Короткая, д. 13 (далее - АЗС N 212), выявил нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в виде поврежденных дорожных знаков и дефектов дорожного покрытия, о чем составил акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 18.02.2019 и 18.03.2019.
Обществу выдано предписание от 08.03.2019 N 43, которым предложено в течение 12 суток устранить имеющиеся дефекты дорожного полотна, превышающие предельно допустимые нормы, и привести в безопасное для движения состояние проезжей части при въезде и выезде с АЗС N 212, в соответствии с требованиями, указанными таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), а также предписание от 08.03.2019 N 44 о замене в течение трех суток по правилам таблицы 6.1 пункта 6.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 на участке дороги при выезде с АЗС N 212 дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", целостность лицевой поверхности которого нарушена (поверхность знака выцвела). Обществу также предписано в течение одних суток по правилам таблицы 6.1 пункта 6.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 на участке дороги при выезде с АЗС N 212 заменить поврежденный знак 2.4 "Уступите дорогу".
Общество обжаловало предписания в арбитражный суд.
Отношения, возникающие в области безопасности дорожного движения и в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) на полицию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на полицию.
Пунктом 21 части 1 статьи 13 Закон N 3-ФЗ для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право требовать от организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций, выдавать их должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положение) на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возложены функции осуществления федерального государственного надзора и предоставлены специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2 Положения).
Подпунктом "а" пункта 11 Положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 12 Положения).
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог определяет Административный регламент, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380 (далее - Административный регламент).
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МВД России и его территориальных подразделений при осуществлении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (пункт 81 Административного регламента).
При надзоре за дорожным движением осуществляется в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (пункт 82 Административного регламента).
При выявлении в ходе надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (пункт 86 Административного регламента), а также принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 Административного регламента (пункт 87 Административного регламента).
По результатам исполнения государственной функции принимается в том числе решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение N 2 к Административному регламенту) (пункт 17 Административного регламента).
Обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах (пункт 87.3 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 82 Административного регламента при надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
При надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе: наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункт 83 Административного регламента).
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции (пункт 2).
Исполнение государственной функции осуществляется подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям в пределах территории обслуживания (пункт 4 Административного регламента).
Исходя из подпункта 9.7 пункта 9 Административного регламента при осуществлении федерального государственного надзора сотрудники имеют право в том числе давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Кроме того, право на выдачу предписаний сотрудниками полиции закреплено в пунктах 1, 21 статьи 13 Закона N 3-ФЗ (требовать от должностных лиц прекращения противоправных действий; требовать от организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций, выдавать должностным лицам этих организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог).
Исходя из этих норм судебная коллегия сделала правильный вывод о наличии у отдела полномочий на выдачу предписаний.
Закон N 3-ФЗ, закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Законом N 196-ФЗ, задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с Законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
Пунктом 19 статьи 12 Закона N 3-ФЗ к полномочиям полиции отнесено осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В пункте 20 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ определено, что должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) вправе временно ограничивать или запрещать дорожное движение и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.
Ссылка общества на то, что срок, установленный в оспариваемом предписании недостаточен, в связи с чем предписания являются неисполнимыми, подлежит отклонению.
Исходя из части 4 статьи 13 Закона N 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
В рассматриваемом случае отделу для реализации возложенных на него обязанностей с учетом общественной опасности правонарушения предоставлен максимально возможный срок для исполнения предписания, установленный названной нормой.
В случае недостаточности установленного предписанием срока для его исполнения организация была вправе обратиться в уполномоченный орган в заявлением о продлении этого срока.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Более тог, суд установил и общество не оспаривает, что устранило все изложенные в обжалуемых предписаниях нарушения в целях безопасного дорожного движения.
Довод отдела о нарушении судом первой инстанции компетенции рассмотрения дела обосновано отклонен апелляционной инстанцией со ссылками на правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении от 23.07.2009 по жалобе N 8269/02 по делу "Сутяжник" (Sutyazhnik) против Российской Федерации".
Выводы суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах основаны на правильном применении норм права и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемого постановления апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 по делу N А32-26679/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 20 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ определено, что должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) вправе временно ограничивать или запрещать дорожное движение и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.
...
Исходя из части 4 статьи 13 Закона N 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2020 г. N Ф08-798/20 по делу N А32-26679/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-798/20
08.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16366/19
20.08.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15333/19
31.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26679/19