г. Краснодар |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А53-20549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании истца - товарищества собственников жилья "Строитель 2007" (ОГРН 1066100044944, ИНН 6161048808), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ОГРН 1073435002761, ИНН 3435085647), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Строитель 2007" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А53-20549/2019, установил следующее.
ТСЖ "Строитель 2007" (далее - истец, товарищество, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - ответчик, компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 22.01.2019 N 0102/00199 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в части пункта 17, приложения и расчета к договору (уточненные требования).
Решением от 18.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2019, в иске отказано. Суды сделали вывод о невозможности утверждения предложенных истцом условий договора.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает на то, что для реализации способа учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров достаточно фактически разделять ТКО по видам отходов в маркированные контейнеры, при этом знать о неисполнении региональным оператором действующих нормативных актов на территории Ростовской области истец не обязан. Пункт 17 раздела V договора в предложенной ответчиком редакции не соответствует типовой форме договора в связи с отсутствием возможности выбора потребителем альтернативного варианта способа учета ТКО (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров). Приложение к договору (раздел I, объем и место (площадка) сбора и накопления ТКО), в предложенной ответчиком редакции, содержит превышающий в 2,05 раза объем при способе учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, а именно 1278,2 куб. м вместо 624 куб. м. Выводы судов о незаконности учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО в отношении товарищества не основан на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, товарищество на основании протокола от 25.10.2006 N 1 общего собрания собственников МКД и Устава осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Королева, 1/2, (т. 1, л. д. 41 - 48).
С января 2019 года компания является региональным оператором по обращению с ТКО в г. Ростове-на-Дону.
Компания направила товариществу проект договора от 22.01.2019 N 0102/00199 на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением расчета стоимости услуг исходя из нормативов накопления ТКО (т. 1, л. д. 28 - 33).
Наличие разногласий по условиям договора привело к судебному спору.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии со статьей 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является публичным.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - постановление N 1156).
Между сторонами возникли разногласия относительно порядка учета объема и (или) массы ТКО. Товарищество полагает, что коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Истец указывает, что МКД оборудован мусоропроводами; контейнеры для сбора ТКО расположены в мусороприемных камерах; распределение отходов их общих контейнеров по дополнительным контейнерам в зависимости от вида отходов осуществляет мусоропроводчик. Условия пункта 17 договора, изложенные компанией, предполагают определение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО и количества лиц, проживающих в помещениях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области.
Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 (далее - постановление N 276). Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Суды установили, что в соответствии с постановлением N 276 раздельное накопление ТКО на территории Ростовской области внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством. Такой порядок в постановлении N 276 отражен только в части сроков его поэтапного внедрения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.7 постановления Правительства Ростовской области от 20.04.2017 N 295 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Ростовской области" внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора, каковым в г. Ростове-на-Дону является ответчик.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления либо по согласованию с ними самим заявителем.
Однако при осуществлении действий, направленных на создание площадки по раздельному накоплению сортированных ТКО, истец не согласовал данные действия с органами местного самоуправления.
Доказательств того, что территориальная схема по обращению с отходами по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Королева, 1/2 предусматривает раздельное накопление ТКО, в материалы дела не представлено.
Установив эти обстоятельства и отсутствие установленных законодательством условий для применения предлагаемого истцом порядка учета ТКО - при раздельном накоплении ТКО - судебные инстанции правомерно не приняли во внимание представленные товариществом доказательства, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии такой возможности.
Поскольку судебные инстанции полно и всесторонне исследовали все имеющие значения для правильного разрешения спора обстоятельства, оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства и правильно применили нормы права, устанавливающие порядок осуществления расчетов (в данном случае - по утвержденным нормативам), основания для изменения или отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А53-20549/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
...
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления либо по согласованию с ними самим заявителем."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 марта 2020 г. N Ф08-1602/20 по делу N А53-20549/2019