город Ростов-на-Дону |
|
27 ноября 2019 г. |
дело N А53-20549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель Галета М.Н., доверенность от 07.06.2019; представитель Нигматуллин Б.Р., доверенность от 11.06.2019;
от ответчика: представитель Христич-Филатов Д.С., доверенность от 06.05.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Строитель 2007" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 по делу N А53-20549/2019 по иску товарищества собственников жилья "Строитель 2007" (ОГРН 1066100044944, ИНН 6161048808) к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ОГРН 1073435002761, ИНН 3435085647) об урегулировании разногласий, принятое в составе судьи Штыренко М.Е.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Строитель 2007" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.01.2019 N 0102/00199, принятии пунктов 1, 2, 4, 12, 15 д), 15 з), 16 раздела V, пунктов 17, 17, 35, 48 договора, расчет (Приложение 1) в редакции ТСЖ "Строитель 2007", изложенной в протоколе разногласий.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.01.2019 N 0102/00199, изложив пункт 17 раздела V, приложение и расчет к договору в следующей редакции: Пункт 17 раздела V договора: "Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления". Приложение к договору (раздел I, объем и место (площадка) сбора и накопления твердых коммунальных отходов): "объем принимаемых твердых коммунальных отходов - 624 м3". Расчет к договору принять в редакции ТСЖ "Строитель 2007" (т.1, л.д. 149-152).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья "Строитель 2007" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить исковые требования ТСЖ "Строитель 2007".
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Вывод суда первой инстанции об отсутствии на территории Ростовской области ведения и существования системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов не может быть положен в основу решения ввиду неправильного толкования нормативных актов. На территории Ростовской области Постановлением Правительства Ростовской области N 276 от 12.04.2017 утвержден порядок "Об утверждении порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области". Каких-либо доказательств отсутствия ведения и существования на территории Ростовской области системы раздельного накопления ТКО ответчиком не представлено, вывод суда не обоснован. Из жалобы следует, что истцу для реализации способа учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров достаточно фактически разделять ТКО по видам отходов в маркированные контейнеры. Знать о неисполнении региональным оператором действующих нормативных актов на территории Ростовской области истец не обязан. Пункт 17 Раздела V договора в предложенной ответчиком редакции не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, поскольку отсутствие возможности выбора потребителем альтернативного варианта способа учета - расчетным путем исходя из количества и объема Контейнеров, не соответствует императивной норме типового договора, предусмотренного пунктом 5 раздела 5 Постановления N 1156. Приложение к договору (раздел I, объем и место (площадка) сбора и накопления твердых коммунальных отходов) в предложенной ответчиком редакции указан объем, превышающий в 2,05 раза объем при способе учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, а именно 1 278,2 м3 вместо 624 м3. Вывод суда о незаконности учета объема твердых коммунальных отходов, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов в отношении ТСЖ не основан на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ГК Чистый город" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, органом исполнительной власти Ростовской области приняты нормативно-правовые акты об установлении нормативов накопления, в именно, Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области", Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 3 от 10.04.2018 "О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 N 2". Исходя из приложения N 1 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 расчетной единицей нормирования накопления ТКО для жилых домов является проживающий. В силу прямого императивного закрепления законодательством РФ способа осуществления расчета в отношении собственников и пользователей помещений в жилых домах в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов истец был проинформирован ответчиком о невозможности применения способа расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Из отзыва следует, что в настоящий момент порядок внедрения и требования к организации раздельного накопления сортированных ТКО на данный момент не завершен и находится в процессе внедрения. При отсутствии утвержденного ОГВ субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО любые действия по его самовольной организации не имеют правовых оснований и не порождают юридически значимых последствий. Кроме того, при осуществлении действий, направленных на создание площадки по раздельному накоплению сортированных ТКО истцом не были осуществлены согласовательные процедуры с органами местного самоуправления, то есть данная площадка функционирует нелегально.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Строитель 2007" управляет многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, п-кт Королева, 1/2, на основании протокола N 1 от 25.10.2006 общего собрания собственников многоквартирного дома и Устава (т.1, л.д. 41-48).
ТСЖ "Строитель 2007" в силу ст. 138 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Согласно территориальной схеме Ростовской области ООО "ГК "Чистый город" выбран региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Ростове-на-Дону с января 2019 года.
12.02.2019 ТСЖ "Строитель 2007" от ООО "ГК "Чистый город" получен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.01.2019 N 0102/00199 с расчетом оплаты стоимости услуг, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (т.1, л.д. 28-33).
Согласно пункту 17 проекта договора: "Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема накопления контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления".
Истец с указанной редакцией пункта 17 проекта договора не согласен, полагая, что размер оплаты оказанных услуг должен определяться расчетным способом, исходя из количества и объема контейнеров для твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО), установленных в местах накопления ТКО.
В обоснование своей позиции истец указывает, что членами правления ТСЖ "Строитель" на заседании 27.12.2018 было принято решение об организации раздельного сбора мусора, определении мест сбора, сортировки и хранения бытовых отходов, что подтверждено протоколом заседания правления от 27.12.2018. В результате принятого решения в многоквартирном доме по адресу:
г. Ростов-на-Дону, п-кт Королева, 1/2, установлен порядок сбора мусора. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме не осуществляют сортировку отходов самостоятельно. Для сбора мусора используются мусоропроводы, из которых бытовые отходы попадают в мусороприемные камеры, размещенные в каждом подъезде. Распределение отходов их общих контейнеров по дополнительным контейнерам в зависимости от вида отходов осуществляет мусоропроводчик. В подтверждение данных обстоятельств, истцом представлены в материалы дела приказ от 28.12.2018 о назначении ответственным за сортировку и распределение мусора по контейнерам, видеоматериалы, акт осмотра с выходом на место от 16.08.2019 с приложенными к акту фотоматериалами (т.1, л.д. 104-112).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исходя из которых коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем учитывая нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема; количество и объем контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 8 Правил коммерческого учета, при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищных кооперативом или иных специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств того, что территориальная схема накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых бытовых отходов в г. Ростове-на-Дону, предусматривает раздельное накопление твердых коммунальных отходов по адресу: г. Ростов-на-Дону, п-кт Королева, 1/ 2, в материалы дела не представлено. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, регламентирован ППРФ 1039 и предусматривает либо создание контейнерной площадки органами местного самоуправления, либо по согласованию с ними, самим заявителем. При осуществлении действий, направленных на создание площадки по раздельному накоплению сортированных ТКО истцом не были осуществлены согласовательные процедуры с органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.2.7 Постановления Правительства ростовской области от 20.04.2017 N 295 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" относится к полномочиям регионального оператора.
Несостоятельна ссылка апеллянта на необоснованное указание судом первой инстанции на отсутствие на настоящий момент на территории Ростовской области нормативных актов, устанавливающих порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в Постановлении Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области", на которое ссылается заявитель, и которое также указано в обжалуемом судебном акте, указано, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством. Такой порядок отражен только в части сроков его поэтапного внедрения в постановлении N 276.
Первый этап - с 1 января 2019 года - разделение твердых коммунальных отходов по следующим видам:
- органические (пищевые) отходы;
- прочие виды отходов.
Второй этап - с 1 января 2020 года - разделение твердых коммунальных отходов по следующим видам:
- органические (пищевые) отходы;
- ртутьсодержащие отходы;
- отходы источников малого тока (за исключением автомобильных аккумуляторов);
- стекло;
- пластик;
- бумага;
- прочие виды отходов.
Кроме того, в соответствии с п. 2.2.7 постановления Правительства Ростовской области от 20.04.2017 N 295 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области" внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора, каковым в г. Ростове-на-Дону, как указано выше является ООО "ГК "Чистый город".
При указанных обстоятельствах, направленный ООО "ГК "Чистый город" истцу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.01.2019 N 0102/00199 составлен в соответствии с типовым договоров на оказание услуг о обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 641".
Пункт 17 договора, определяющий порядок учета объема твердых коммунальных отходов, соответствует ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2019 по делу N А53-20549/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20549/2019
Истец: ТСЖ "СТРОИТЕЛЬ 2007", ТСЖ Представитель по доверенности "Строитель 2007" Галета Марина Николаевна
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"