Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы некоммерческой организации "Некоммерческая межрегиональная ассоциация "Содружество" по сотрудничеству в сфере развития производства, менеджмента, маркетинга" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Некоммерческая организация "Некоммерческая межрегиональная ассоциация "Содружество" по сотрудничеству в сфере развития производства, менеджмента, маркетинга" (далее также - ассоциация) оспаривает конституционность следующих законоположений:
подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве общего правила продажу юридическим лицам без торгов земельных участков, закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также исключения из этого правила;
пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего среди прочего случаи, при которых продажа до 1 июля 2012 года земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялась собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков, в том числе при переоформлении юридическими лицами - собственниками зданий, строений и сооружений права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
пункта 2 статьи 3 того же Федерального закона, закрепляющего в том числе обязанность юридических лиц (за рядом исключений) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года.
Как следует из представленных материалов, ассоциация, владеющая земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилась в орган местного самоуправления за его предоставлением в собственность без проведения торгов с определением выкупной цены в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, но получила отказ, признанный правомерным решением арбитражного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций. Суды пришли к выводам, что подобное определение цены договора купли-продажи могло иметь место лишь в случае переоформления собственниками зданий, строений или сооружений ранее предоставленного им права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до 1 июля 2012 года; в данном случае такого переоформления не было, ассоциация до этой даты не являлась собственником зданий, строений и сооружений, расположенных в границах соответствующего участка (право собственности на объекты незавершенного строительства возникло у нее в силу приобретательной давности на основании судебных актов, принятых в 2015 и 2020 годах). Также суды отклонили как недоказанный довод ассоциации о злоупотреблении органом местного самоуправления своим правом, выразившемся в отказе предоставить земельный участок в собственность по заявлению, поданному ею в 2008 году.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 8, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют отказывать в приобретении в собственность земельного участка по льготной цене собственникам зданий, строений и сооружений, которые неоднократно обращались с просьбой о переоформлении своего права постоянного (бессрочного) пользования, в том числе до 1 июля 2012 года, но не реализовали такую возможность в связи со злоупотреблениями со стороны органа местного самоуправления, а также поскольку они лишают таких собственников самого права на приватизацию земельного участка.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отмечал, что, устанавливая для юридических лиц предельный срок, в течение которого они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков либо приобрести земельные участки в собственность, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц (определения от 25 декабря 2003 года N 512-О, от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, от 30 июня 2020 года N 1483-О и от 25 ноября 2020 года N 2803-О). В свою очередь, установление пунктом 1 статьи 2 этого же Федерального закона льготного порядка расчета выкупной цены за земельный участок, приобретаемый до 1 июля 2012 года в порядке реализации данной обязанности землепользователями - собственниками зданий, строений и сооружений, отвечает природе складывающихся имущественных правоотношений и является дополнительным экономическим стимулом для своевременного исполнения данной обязанности.
С учетом изложенного оспариваемые законоположения, включая подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятый в развитие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (предусмотрен подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса), сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, согласно представленным судебным актам, не обладал правом собственности на здания, строения и сооружения до 1 июля 2012 года, а уполномоченный орган предложил ему выкупить земельный участок по цене, равной пятидесяти процентам от кадастровой стоимости. В компетенцию же Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, включая оценку действий (бездействия) муниципальных органов с позиции злоупотребления правом, не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации "Некоммерческая межрегиональная ассоциация "Содружество" по сотрудничеству в сфере развития производства, менеджмента, маркетинга", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 2079-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации "Некоммерческая межрегиональная ассоциация "Содружество" по сотрудничеству в сфере развития производства, менеджмента, маркетинга" на нарушение ее конституционных прав подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-