Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение НП "Национальный совет финансового рынка" от 26.08.2020 N НСФР-02/1-474 и сообщает следующее.
Федеральный закон N 115-ФЗ 1 не наделяет Банк России и его структурные подразделения полномочиями давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным высказать мнение Департамента, которое не является официальным толкованием Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросу 1.
Согласно пункту 1 статьи 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты - бенефициару (пункт 1 статьи 860.7 ГК РФ). В случае если иное не предусмотрено договором, ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу, за исключением случая возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару (пункт 1 статьи 860.8 ГК РФ).
Согласно статье 860.10 ГК РФ закрытие счета эскроу осуществляется банком по истечении срока действия или прекращения по иным основаниям договора эскроу, а денежные средства со счета возвращаются депоненту либо при возникновении оснований перечисляются бенефициару.
Учитывая изложенное, полагаем, что открытие счета эскроу и зачисление на него денежных средств не является операцией, подлежащий обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 208-ФЗ 2. В случае если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному выше основанию.
По вопросам 2 и 3.
При отсутствии у кредитной организации сведений, необходимых для квалификации операций с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделкам с недвижимым имуществом либо по договору финансовой аренды (лизинга), в качестве подлежащих обязательному контролю, она вправе (но не обязана) запросить у клиента недостающую информацию.
Методология выявления таких операций определяется кредитными организациями самостоятельно в рамках включаемой в правила внутреннего контроля программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Заместитель директора |
Е.В. Шакина |
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 30 сентября 2020 г. N 12-4-4/4177 "О применении Федерального закона N 208-ФЗ"
Опубликование:
-