Торжество закона?
Письмом МАП России N АК/5599 "МАП России отзывает Письмо от 18.02.2002 N АК/2362 "О порядке получения согласия антимонопольных органов". Заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации А.Б. Кашеваров". Несколько скромных строк сухого ведомственного письма способны порадовать множество кредитных организаций в Российской Федерации. Но, к сожалению, основные проблемы в данной сфере не устранены.
МАП разъясняет...
Согласно Письму Центрального банка РФ от 05.04.2002 N 39-Т для использования в работе направлено Письмо Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) "О порядке получения согласия антимонопольных органов" от 18.02.2002 N АК/2362, которое предлагалось довести до сведения кредитных организаций:
"МАП России подтверждает, что кредитные организации вне зависимости от размера их уставного капитала должны обращаться в МАП России с ходатайствами о получении предварительного согласия на совершение следующих сделок:
- приобретение юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения или иным образом права, позволяющего определять условия осуществления кредитной организацией предпринимательской деятельности;
- создание кредитной организации;
- слияние и присоединение кредитных организаций;
- изменение величины уставного капитала, в том числе при выпуске ценных бумаг.
Для иных сделок, указанных в ст.16 Федерального закона от 29.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) (приобретение более 10 процентов активов или более 20 процентов акций (долей в уставном капитале), установлены требования к размеру уставного капитала кредитной организации, в зависимости от величины которого определен предварительный или уведомительный порядок дачи согласия на совершение таких сделок антимонопольными органами". Разъяснения могли влиять на совершение банками ряда действий, в том числе и на увеличение уставного капитала.
С банков с уставным капиталом менее 160 млн руб. на практике требовали получения предварительного согласия антимонопольных органов вне зависимости от размера их уставного капитала. В итоге банк тратил денежные средства на уплату сбора (15 тыс. рублей), много времени и сил уходило на подготовку огромного массива документов. В итоге решения антимонопольного органа приходилось ждать в течение целого месяца. Процесс увеличения уставного капитала и совершения ряда сделок мог затянуться.
В соответствии со ст.21 Закона государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом на рынке банковских услуг совместно с ЦБ РФ.
В июле 2002 г. были внесены изменения и дополнения в Инструкцию ЦБ РФ N 75-И, в том числе и в ее гл.17 "Особенности регистрации изменения величины уставного капитала кредитной организации". Согласно новой редакции п.17.4 кредитные организации вне зависимости от размера их уставного капитала должны представлять заключение антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил в случаях, установленных законодательством (абзац введен Указанием ЦБ РФ от 05.07.2002 N 1177-У).
В Инструкции ЦБ РФ N 75-И вопрос решен дипломатично: "вне зависимости от размера их уставного капитала", но "в случаях, установленных законодательством". Письмо МАП РФ было учтено, при этом добавлена фраза, избавлявшая Инструкцию N 75-И от противоречия закону.
На практике эти изменения могли укреплять практику истребования предварительного согласия антимонопольного органа с банков, уставный капитал которых не превышал 160 млн руб.
...Закон закрепляет
Вместе с тем согласно ст.16 Закона: "Государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:
- приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
- приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации;
- приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;
- создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;
- слияния, присоединения финансовых организаций".
Обратим внимание на то, что далее следует в Законе статья "Порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций", где разъяснено, что "в случаях, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, на совершение сделок, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона, требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа".
Следует уточнить, что согласно ст.19 Закона при условии, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, не превышает размера, установленного Правительством РФ, она должна уведомить о совершении сделок, указанных в ст.16 Закона, федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней (в этих случаях требуется не предварительное согласие, а последующее уведомление). Последующее уведомление не требует уплаты сбора 15 тыс. рублей, производится после заключения сделок и не затягивает их процесс.
Чтобы определить, что должна сделать кредитная организация в отношении антимонопольного органа (запросить предварительное согласие либо уведомить впоследствии об уже совершенных сделках), нужно принимать во внимание размер ее уставного капитала. Если он превышает размер, установленный Правительством РФ, то требуется предварительное согласие, уплата сбора в размере 15 тыс. рублей.
Пункт 4 постановления Правительства РФ от 07.03. 2000 N 194 гласит: "Установить, что юридические или физические лица обязаны получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению более 10 процентов активов или более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает 160 млн рублей - в отношении кредитной организации".
Как видим, речь в этом документе идет об определенных видах сделок: установлен размер уставного капитала банка, при котором требуется предварительное согласие антимонопольного органа - на приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов и более 20 процентов долей в уставном капитале. Если иного постановления Правительства РФ по вопросу определения размера уставного капитала кредитной организации, принятого на основе ст.17 Закона, обнаружить не удалось, то означает ли это, что в остальных случаях не требуется предварительного согласия?
Допустим, в упомянутом постановлении Правительства РФ N 194 определен размер уставного капитала только для двух видов сделок. Но тогда получается, что для других сделок размер не установлен.
Невозможно превысить то, чего нет, и, соответственно, в таких случаях нельзя попасть в категорию субъектов, которым требуется предварительное согласие с уплатой 15 тыс. рублей за рассмотрение документов при совершении ряда сделок.
Подзаконные акты и разъяснения не должны противоречить закону. Государственный контроль осуществляется в случаях, указанных в ст.16 Закона, при этом изменение уставного капитала отнесено к категории "приобретение активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций". То есть исходя из ст.16 Закона государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в том числе и в случае изменения уставного капитала.
В ст.17 Закона установлено, когда требуется не последующее уведомление, а именно предварительное согласие. Из Закона следует, что предварительное согласие обязательно только тогда, когда размер уставного капитала превышает размер, определенный Правительством РФ.
Чем руководствовался МАП России, давая разъяснения, процитированные в вышеуказанном документе ЦБ РФ N 39-Т?
При этом важно то, что ст.16 Закона выделяет в отдельные абзацы изменение уставного капитала и приобретение более 20 процентов долей. То есть государственному контролю подвергается не только приобретение более 20 процентов долей (акций), но и менее 20 процентов долей (акций), приводящее к изменению уставного капитала. При этом способ государственного контроля - предварительное согласие либо последующее уведомление - зависит от того, как правительство установит размер уставного капитала. Правительство в постановлении N 194 определило размер только для двух случаев.
Анализируй это!
Проводя комплексный анализ нормативных актов, обнаруживаем, что в соответствии со ст.32 Закона "О банках и банковской деятельности" приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (групп кредитных организаций), не должны противоречить антимонопольным правилам. На основе этой статьи издан Приказ МАП N 100, однако он определяет не основания предоставления ходатайств о согласовании, а порядок их предоставления.
Письмо МАП N АК/2362 проблематично отнести к нормативным правовым актам федерального антимонопольного органа. Приказы МАП N 210 и N 100 не говорят о необходимости предварительного согласия независимо от размера уставного капитала банка. Инструкция ЦБ РФ N 75-И отсылает к случаям, предусмотренным законодательством. И самое главное - формулировки норм ст.16, 17 Закона, проанализированные выше.
Приказ МАП N 210 предусматривает в п.2.3, что в случаях, когда финансовые организации обязаны направить последующее уведомление о совершении сделок в соответствии с п.5 ст.19 Закона, они вправе (но не обязаны) предварительно запросить согласие антимонопольных органов на совершение указанных сделок.
Вероятно, поступление сборов в размере 15 тыс. рублей за каждое ходатайство объяснялось добровольностью обращений, то есть тем, что банки использовали свое право на такое обращение. Хотя банки были бы, на наш взгляд, рады не пользоваться этим "правом".
Итак, данным "правом", похоже, уже "можно не пользоваться": издано Письмо МАП России N АК/5599 об отзыве Письма МАП России от 18.02.2002 "О порядке получения согласия антимонопольных органов" N АК/2362. Да здравствует закон - акт высшей юридической силы!
Е. Васильева,
магистр частного права
"эж-ЮРИСТ", N 39, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru