г. Краснодар |
|
21 марта 2020 г. |
Дело N А25-2444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833) и заинтересованного лица - муниципального дошкольного казенного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" аула Кумыш" - (ИНН 0905007147, ОГРН 1020900774828), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А25-2444/2019, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного казенного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" аула Кумыш" (далее - учреждение) финансовых санкций за представление неполных, недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года.
Решением суда от 01.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2019, в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции указал, что учреждение реализовало право на исправление изначально недостоверных сведений, представив уточненные (исправленные) сведения 21.01.2019, т. е. в пятидневный срок со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий. Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку учреждение самостоятельно выявило и скорректировало ошибки в отчетности по форме СЗВ-М и в материалах дела отсутствуют доказательства получения учреждением уведомления фонда об устранении ошибок.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) учреждение представило уточненные (исправленные) сведения 21.01.2019, т. е. с нарушением пятидневного срока, установленного в уведомлении об устранении ошибок и несоответствий. Суд апелляционной инстанции не учел, что программный комплекс "АРМ Приема ПФР" не предусматривает фиксацию графы "время получения", при этом в нижней графе уведомления зафиксировано время открытия протокола учреждением, а информация о времени получения протокола провайдером видна из протокола работы ПК VipNet Client "Деловая почта", скриншот из которой приложен к служебной записке. Ответственность по своевременному открытию протокола лежит на страхователе, а отправка по телекоммуникационным каналам связи подразумевает мгновенную доставку на электронный адрес провайдера.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в установленный Закон N 27-ФЗ срок (09.01.2019) учреждение представило в фонд исходные формы СЗВ-М на 16 застрахованных лиц за декабрь 2018 года. Согласно протоколу проверки отчетности исходная форма сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М принята частично, в связи с предоставлением неверного номера СНИЛС об одном застрахованном лице.
Уведомлением от 11.01.2019 учреждению предложено в установленный статьей 17 Закона N 27-ФЗ срок устранить выявленную ошибку. Указанное уведомление направлено учреждению 11.01.2019 по телекоммуникационным каналам связи.
Дополняющую форму СЗВ-М за декабрь 2018 года с исправлением допущенной ошибки в отношении одного застрахованного лица учреждение представило в фонд 21.01.2019.
По данному факту фонд составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2019 N 008S18190000659, принял решение от 09.04.2019 N 008S19190000645 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 500 рублей штрафа и выставил требование об уплате финансовых санкций от 07.05.2019 N 008S01190000984.
Учреждение не исполнило требование фонда от 07.05.2019 N 008S01190000984.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения 500 рублей финансовых санкций в принудительном порядке.
Суды отказали фонду в удовлетворении заявления.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данным нормам корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, определенных Законом N 27-ФЗ и предоставленных работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременное и правильное представление указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н страхователю предоставлено право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и применения в отношении него финансовых санкций является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Суд апелляционной инстанции установил, что исходные формы СЗВ-М учреждение представило в фонд в установленный законом срок. Дополняющая форма СЗВ-М представлена учреждением в фонд до составления акта от 12.03.2019 N 008S18190000659 и вынесения решения фонда от 09.04.2019 N 008S19190000645. Доказательства получения учреждением уведомления фонда об устранении ошибок и несоответствий в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод фонда о том, что учреждение пропустило пятидневной срок, установленный в уведомлении об устранении ошибок и несоответствий, отметив, что в материалы дела не представлены доказательства получения учреждением указанного уведомления.
Самостоятельно выявив и исправив ошибку, учреждение реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за указанный период, что исключает применение к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд верно указал, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А25-2444/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
...
Самостоятельно выявив и исправив ошибку, учреждение реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за указанный период, что исключает применение к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2020 г. N Ф08-2042/20 по делу N А25-2444/2019