г. Ессентуки |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А25-2444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кипкеевым Р.Д., в отсутствие в судебном заседании государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747), Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" аула Кумыш (ОГРН 1020900774828, ИНН 0905007147), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.10.2019 по делу N А25-2444/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Березка" аула Кумыш (далее - заинтересованное лицо, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных, недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года.
Решением суда от 01.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что страхователем правомерно реализовано право на исправление изначально неполных сведений, вследствие чего оснований для взыскания штрафных санкций не имелось.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению пенсионного фонда, выводы суда первой инстанции о том, что страхователем в установленный пятидневный срок исправлены выявленные ошибки, основаны на неверном толковании и применении норм материального права. Полагает, что последним днем представления исправленных сведений является 18.01.2019.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес пенсионного фонда были представлены исходные отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года - 09.01.2019, т.е. с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята заявителем частично (л.д.15).
Страхователем в исходной форме сведений о застрахованных лицах в количестве 16 человек по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года неправильно был указан СНИЛС Хубиевой Джаухарат Сагитовны, "вместо 204-460-380 24" было указано "153 355-849 73" (л.д.13, 16).
Заявителем, в протоколе проверки отчетности - Уведомлении об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2019 указано, что "документ заявителем принят частично" (л.д.15, 45).
Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2019, направлено в адрес страхователя 11.01.2019.
В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года ошибок (неправильно был указан СНИЛС Хубиевой Джаухарат Сагитовны, "вместо 204-460-380 24" было указано "153 355-849 73"), заинтересованное лицо по телекоммуникационным каналам связи - 21.01.2019 представило заявителю дополняющую форму сведений в отношении Хубиевой Д.С. с исправлением ранее допущенной ошибки (л.д.16).
Сведения получены учреждением - 21.01.2019 в 11-34, в деле представлено извещение о доставке электронного документа (л.д.17).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, дополняющая форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята заявителем 21.01.2019 без разногласий (л.д.17-19).
Заявителем была проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2018 года по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
По результатам проверки заявителем выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2019 N 008S18190000659 (л.д.21).
Акт направлен по почте в адрес заинтересованного лица 12.03.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений со штампом органа почтовой связи (л.д.22-25).
В актах содержалось уведомление страхователя о том, что рассмотрение материалов и актов проверки состоится 09.04.2019.
По результатам рассмотрения актов проверки пенсионным фондом в отсутствие представителя страхователя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения материалов и актов проверки, было вынесено решение 09.04.2019 N 008S19190000645 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованных лица = 500 рублей).
Копия решения от 09.04.2019 N 008S19190000645 направлена в адрес заинтересованного лица 11.04.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений (л.д.27-29).
Учреждением в адрес страхователя было выставлено требование от 07.05.2019 N 008S01190000984 об уплате в срок до 27.05.2019 финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требование направлено в адрес заинтересованного лица 07.05.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений (л.д.31-34).
Поскольку заинтересованное лицо в добровольном порядке не исполнило требование об уплате финансовых санкций от 07.05.2019 N 008S01190000984, заявитель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзацем 3 пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату представления сведений) установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу части 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" страхователь выбирает один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, (далее по тексту - Инструкция) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Для представления корректирующих сведений страхователю Инструкцией установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Заинтересованным лицом по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Учреждения были представлены сведения о застрахованных лицах в количестве 16 человек по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года - 09.01.2019, т.е. с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (л.д.13).
Сведения получены учреждением - 09.01.2019 в 12-23, в деле представлено извещение о доставке электронного документа (л.д.14).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята заявителем частично (л.д.15).
Страхователем в исходной форме сведений о застрахованных лицах в количестве 16 человек по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года неправильно был указан СНИЛС Хубиевой Джаухарат Сагитовны, "вместо 204-460-380 24" было указано "153 355-849 73" (л.д.13, 16).
Заявителем, в протоколе проверки отчетности - Уведомлении об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2019, указано, что "документ заявителем принят частично" (л.д.15, 45).
Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2019, направлено в адрес страхователя 11.01.2019.
В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года ошибок (неправильно был указан СНИЛС Хубиевой Джаухарат Сагитовны, "вместо 204-460-380 24" было указано "153 355-849 73"), заинтересованное лицо по телекоммуникационным каналам связи - 21.01.2019 представило заявителю дополняющую форму сведений в отношении Хубиевой Д.С. с исправлением ранее допущенной ошибки (л.д.16).
Сведения получены учреждением - 21.01.2019 в 11-34, в деле представлено извещение о доставке электронного документа (л.д.17).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, дополняющая форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята заявителем - 21.01.2019 без разногласий (л.д.17-19).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (п.39 Инструкции с изменениями внесенными Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н).
Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2019 - пятница, страхователь исправил ошибки в течение пяти рабочих дней - 21.01.2019 - понедельник (л.д.16-45).
Следовательно, страхователь в данном случае в соответствии с Инструкцией устранил ранее допущенную при представлении исходных сведений по форме СЗВ-М ошибку в пятидневный срок со дня получения Уведомления.
При этом Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, сама по себе корректировка страхователем данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что правовые основания для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных сведений о застрахованных лицах в исходной форме сведений (в том числе, предоставление сведений не обо всех застрахованных в отчетном периоде лицах), отсутствуют в том случае, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в исходных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Следовательно, управление неправомерно привлекло страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вопреки доводам апеллянта, пятидневный срок, установленный Пенсионным фондом для устранения ошибок, страхователем не пропущен, поскольку вопреки статье 65 АПК РФ Фонд не представил доказательства вручения Уведомления Страхователю лично под расписку или направления Уведомления Страхователю по почте, как не представил и подтверждение получения Уведомления информационной системой Страхователя (представленный Управлением скриншот "АРМ Приема ПФР" такой информации не содержит, поскольку графа "время получения" Уведомления не заполнена).
В связи с этим Фонд не доказал, что дополнительные Сведения представлены страхователем с нарушением установленного пунктом 39 Инструкции пятидневного срока, который начинает течь со дня получения Уведомления.
Таким образом, учитывая, что Страхователь 21.01.2019 еще до составления Акта представил в Управление соответствующие дополнительные Сведения, основания для взыскания с него финансовых санкций отсутствуют, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 и от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
Поэтому, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.10.2019 по делу N А25-2444/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2444/2019
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "БЕРЕЗКА" АУЛА КУМЫШ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "БЕРЕЗКА" АУЛА КУМЫШ