г. Краснодар |
|
22 марта 2020 г. |
Дело N А32-34378/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" (ИНН 2315100299, ОГРН 1032309091286) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-34378/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635; далее - комиссия) от 12.07.2019 N 12-07-431 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ) в виде 15 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635; далее - администрация).
Решением суда от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2019, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ, соблюдением срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118056:3468, занятый кладбищем "Кабахаха-3" г. Новороссийска, находится в ведении администрации, не принадлежит обществу на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве; договор на благоустройство и содержание прилегающей к данному участку территории между обществом и администрацией не заключен. В данном случае пункт 9.3.1 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее - Правила N 228), не распространяет свое действие на общество и не подлежит применению. Таким образом, общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ. Согласно пункту 1.5 Правил N 228 организация работ по уборке, благоустройству, санитарному содержанию территорий, поддержанию чистоты и порядка возложена на Управление городского хозяйства муниципального образования город Новороссийск (далее - УГХ) и муниципальные учреждения в соответствии с их полномочиями, а также организации, управляющие жилищным фондом, собственников, пользователей и арендаторов земельных участков. Общество оказывало услуги по уборке кладбища "Кабахаха-3" г. Новороссийска в пределах объемов, предусмотренных контрактом от 07.03.2019 N 5/2019. Представленные в материалы дела документы (акты выполненных работ по форме КС-2) подтверждают выполнение обществом работ по контракту от 07.03.2019 N 5/2019 в июне 2019 года в полном объеме. УГХ не может в одностороннем порядке изменить объемы, предусмотренные контрактом, и принудить общество осуществлять уборку территории кладбища "Кабахаха-3" г. Новороссийска сверх лимитов, предусмотренных муниципальным контрактом. При этом согласно представленным в материалы дела доказательствам выделяемых администрацией лимитов объемов работ на ежегодное содержание кладбищ недостаточно: скопление мусора на кладбищах происходит не по вине подрядчика. Таким образом, суды не учли нормы законодательства о закупочной деятельности, прямо устанавливающие запрет на изменение в одностороннем порядке объемов работ по муниципальному контракту. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: в протоколе не указано, какие конкретные меры к обеспечению надлежащего состояния кладбища "Кабахаха-3" г. Новороссийска не предприняло общество и какие загрязнения мест массового пребывания граждан произошли в результате непринятия таких мер.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.06.2019 в результате проверочных мероприятий территорий общего пользования муниципального образования город Новороссийск в части внешнего благоустройства и санитарного содержания комиссия установила, что в нарушение пункта 9.3.1 Правил N 228 общество не приняло меры к обеспечению надлежащего содержания земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:3468 в установленных границах, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, на территории кладбища "Кабахаха-3", в результате чего произошло загрязнение мест массового пребывания граждан. Выявленные нарушения зафиксированы в т. ч. в фототаблицах.
По данному факту комиссия составила протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N К000375 и вынесла постановление от 12.07.2019 N 12-07-431 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ в виде 15 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление комиссии в арбитражный суд.
Определением суда от 29.07.2019 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правила N 228 и сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ, которой предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Суды указали, что в нарушение пункта 9.3.1 Правил N 228 общество не приняло меры к обеспечению надлежащего содержания земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:3468 в установленных границах, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, на территории кладбища "Кабахаха-3", в результате чего произошло загрязнение мест массового пребывания граждан. Данное обстоятельство подтверждено материалами административного дела, в т. ч. протоколом об административном правонарушении от 08.06.2019 N К000375, письмом общества от 21.05.2019 N 35, пояснениями представителя общества Колесник Т.Н. и фототаблицами.
Выводы судов общество документально не опровергло.
Суды мотивированно отклонили доводы общества о том, что оно не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ, исходя из следующего.
Согласно пункту 9.3.1 Правил N 228 физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица всех организационно- правовых форм обязаны обеспечить надлежащее содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве зданий, строений, сооружений, земельных участков в установленных границах, а также прилегающей территории в случае заключения ими с администрациями внутригородских районов и сельский округов муниципального образования город Новороссийск договоров на содержание и благоустройство прилегающих территорий.
Суды установили, что между УГХ (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен контракт на оказание услуг для муниципальных нужд от 07.03.2019 N 5/2019. Согласно приложениям к указанному контракту на оказание услуг для муниципальных нужд по содержанию кладбища "Кабахаха-3" в состав таких услуг входит: очистка территории от случайного мусора, сбор, погрузка и вывоз мусора, размещение твердых бытовых отходов.
Суды верно указали, что по смыслу содержания Правил N 228 и условий контракта от 07.03.2019 N 5/2019, обязанность по принятию мер к обеспечению надлежащего содержания земельного участка, на котором расположено кладбище "Кабахаха-3", а также принятие мер к недопущению загрязнения мест массового пребывания граждан, лежит на обществе, поскольку оно производит работы по содержанию территории кладбища "Кабахаха-3", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118056:3468.
Доводы кассационной жалобы общества о том, что согласно условиям муниципального контракта от 07.03.2019 N 5/2019 оказание услуги "Содержание кладбища "Кабахаха-3" на 2019 год" производится своевременно и в полном объеме, о чем свидетельствуют акты выполненных работ по форме КС-2 за июнь 2019 года, не имеют правового значения при решении вопроса о наличии в действиях общества события административного правонарушения. Сам факт загрязнения территории кладбища вне зависимости от того, в каких объемах вывозился мусор, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обществом обязанности по содержанию кладбища "Кабахаха-3".
Суды верно указали, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ.
Вывод судов о соблюдении процедуры и установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не установили основания ни для замены штрафа на предупреждение, ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, имеющие существенное значение для его рассмотрения, суды установили на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств, которым дана правильная оценка, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-34378/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.Н. Драбо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.