город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А32-34378/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019А32-34378/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" (ИНН 2315100299, ОГРН 1032309091286)
к административной комиссии г. Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635), администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 12.07.2019 N 12-07-431 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельный участок, занятый кладбищем "Кабахаха-3" г. Новороссийска, с кадастровым номером 23:47:0118056:3468, не принадлежит ООО "Ритуал-Центр" на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве. Договор на благоустройство и содержание прилегающей к данному участку территории между ООО "Ритуал-Центр" и внутригородской администрацией не заключен. Нормы, установленные п. 9.3.1 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск (утр. Решением городской Думы МО г. Новороссийска от 26.09.2017 N 228), в данном случае на ООО "Ритуал-Центр" свое действие не распространяют и применению не подлежат. ООО "Ритуал-Центр" не может выступать субъектом правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края N 608-КЗ от 23.07.2019 "Об административных правонарушениях", следовательно, отсутствует событие и состав административного правонарушения. Подписанные со стороны заказчика - УГХ администрации МО г. Новороссийск акты выполненных работ по форме КС-2 за июнь 2019 года исключают возможность несоблюдения ООО "Ритуал-Центр" своих обязательств по муниципальному контракту в части очистки территории от мусора, а соответственно исключают и вину заявителя в непринятии мер к санитарной очистке территории. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО "Ритуал-Центр" представило на обозрение административной комиссии и в материалы дела письмо о том, что лимитов объемов работ на ежегодное содержание кладбищ, выделяемых администрацией муниципального образования город Новороссийск, недостаточно: скопление мусора на кладбищах происходит не по вине подрядчика, добросовестно исполняющего свои обязанности в рамках муниципального контракта (что подтверждается актами КС-2), а ввиду недостаточных лимитов на содержание кладбищ. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении не указано, какие конкретно меры к обеспечению надлежащего содержания кладбища "Кабахаха-3" не предприняты ООО "Ритуал-Центр" и какие загрязнения мест массового пребывания граждан произошли в результате непринятия таких мер.
В отзыве на апелляционную жалобу административная комиссия указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2019 в 10 часов 00 минут в результате проведенных мероприятий по мониторингу территорий общего пользования муниципального образования город Новороссийск в части внешнего благоустройства и санитарного содержания сотрудниками административной комиссии муниципального образования город Новороссийск установлено, что по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, на территории кладбища "Кабахаха-3", общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр" не приняло меры к обеспечению надлежащего содержания земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:3468 в установленных границах, в результате чего произошло загрязнение мест массового пребывания граждан, в нарушение пункта 9.3.1 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее - Правила благоустройства).
Выявленное нарушение зафиксировано сотрудниками контролирующего органа в фототаблицах.
По результатам проверки административный орган составил протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N К000375.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 12.07.2019 N 12-07-431, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Правилами организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденными решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее - Правила N 228), установлены единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определен перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установлен порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, установлены требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно пункту 9.3.1 Правил N 228 физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны обеспечить надлежащее содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве зданий, строений, сооружений, земельных участков в установленных границах, а также прилегающей территории в случае заключения ими с администрациями внутригородских районов и сельский округов муниципального образования город Новороссийск договоров на содержание и благоустройство прилегающих территорий.
Из материалов дела следует, что между управлением городского хозяйства муниципального образования город Новороссийск и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Центр заключен контракт на оказание услуг для муниципальных нужд от 07.03.2019 N 5/2019.
Согласно приложениям к указанному контракту на оказание услуг для муниципальных нужд по содержанию кладбища "Кабахаха-3" в состав таких услуг входит: очистка территории от случайного мусора, сбор, погрузка и вывоз мусора, размещение твердых бытовых отходов.
Исходя из содержания норм, установленных Правилами N 228, а также условий контракта от 07.03.2019 N 5/2019 обязанность по принятию мер к обеспечению надлежащего содержания земельного участка, на котором расположено кладбище, а также принятие мер к недопущению загрязнения мест массового пребывания граждан, лежит на обществе, поскольку оно производит работы по содержанию территории кладбища "Кабахаха-3", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118056:3468.
Материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от 08.06.2019 N К000375, письмом ООО "Ритуал-Центр" N 35 от 21.05.2019, письменными пояснениями представителя ООО "Ритуал-Центр" по доверенности Колесник Т.Н. N 1 и фототаблицами, подтверждается, что ООО "Ритуал-Центр" не приняло меры к обеспечению надлежащего содержания земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:3468 в установленных границах, по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, на территории кладбища "Кабахаха-3", в результате чего произошло загрязнение мест массового пребывания граждан, чем нарушило требования пункта 9.3.1 Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.09.2017 N 228.
Доводы жалобы о том, что согласно условиям муниципального контракта оказание услуги "Содержание кладбища "Кабахаха-3" на 2019 год" производится своевременно и в полном объеме, о чем свидетельствуют акты выполненных работ по форме КС-2 за июнь 2019 года, не имеют правового значения при решении вопроса о наличии в действиях общества события административного правонарушения. Сам факт загрязнения территории кладбища вне зависимости от того, в каких объемах вывозился мусор, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обществом обязанности по содержанию кладбища.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Из материалов дела следует, что в результате обнаружения признаков совершения обществом административного правонарушения сотрудник администрации муниципального образования г. Новороссийск зафиксировал выявленное нарушение на фототаблицах.
Уведомлением от 27.06.2019 N 03.2.17/147 общество уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении 08.07.2019 в 09.30 часов. Указанное уведомление направлено по юридическому адресу общества заказным письмом DIMEX. Согласно отчету об отслеживании накладной N 37431968 письмо доставлено 28.06.2019.
Административный орган составил протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N К000375 в присутствии представителя общества по доверенности Колесник Т.Г., о чем свидетельствует подпись.
Сведения о времени месте рассмотрения дела об административном правонарушении в 14.30 часов 12.06.2019 указаны в протоколе от 08.06.2019 N К000375.
Постановление N 12-07-431 о назначении наказания по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 12.07.2019 в присутствии представителя общества по доверенности Колесник Т.Г., о чем свидетельствует подпись.
Таким образом, административным органом соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
Административным органом назначено обществу наказание в пределах санкции статьи в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В пункте 18.1 вышеуказанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений (в том числе, формальным), предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства порядок общественных отношений в сфере обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности человека, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении к требованиям правил благоустройства при осуществлении своей деятельности. Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения. На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 по делу N А32-34378/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34378/2019
Истец: ООО "Ритуал-Центр"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при администрации муниципального образования города Новороссийск, Администрация муниципального образования г.Новороссийск
Третье лицо: ООО представитель "Ритуал--Центр" Колесник Татьяна Георгиевна