г. Краснодар |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А61-5969/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) - Серебряковой И.Е. (доверенность от 01.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Баграм" (ИНН 1509003662, ОГРН 1031500650290) - Тедеева Л.Х. (директор) и Шанаева В.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие третьего лица - администрации местного самоуправления муниципального образования Кировского района, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Баграм" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А61-5969/2017, установил следующее.
ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Баграм" (далее - компания) о возложении обязанности снести многотопливную АЗС N 1, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009 по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, с. Иран, 499 км федеральной автодороги "Кавказ", в зоне минимальных расстояний газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" в составе: операторная АЗС размером 19 х 6 м, автозаправочные колонки для бензина, автозаправочная колонка для дизельного топлива, емкость для сжиженного газа объемом 7 куб. м, операторная АЗС СУГ размером 6 х 2,5 м, туалет, забор из бетонных плит на ленточном фундаменте размером 30 х 20 м, емкость для бензина под землей (далее - спорные объекты); запретить компании осуществление любой хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009, несовместимой с охранным режимом зоны газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация местного самоуправления муниципального образования Кировского района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.05.2018 исковые требования удовлетворены.
Определением от 17.10.2018 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Судебная коллегия пришла к выводу о ненадлежащем извещении ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Постановлением от 18.11.2019 апелляционный суд отменил решение суда и удовлетворил исковые требования, обязал компанию в течение двух месяцев с даты вынесения постановления снести за счет собственных средств спорные объекты, запретил компании осуществление любой хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009, несовместимой с охранным режимом зоны газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление апелляционной инстанции. Заявитель ссылается на то, что апелляционный суд не учел новую редакцию СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утвержден постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, далее - СНиП 2.05.06-85), которая не содержит условия об отнесении газопровода к более высоким категориям для сокращения минимальных расстояний, в связи с чем возможно сокращения расстояния от спорных объектов до газопровода общества более чем на 30% при соблюдении соответствующих условий, наличие которых суд не проверил. Ошибочное нанесение обществом расположения газопровода на схеме, доведенной до администрации, привело к тому, что при согласовании места строительства спорных объектов общество не было включено в перечень заинтересованных организаций, поскольку расстояние от газопровода до места возведения спорного объекта согласно схеме общества составляло 300 м.
Администрация в отзыве поддерживает доводы жалобы и также указывает, что при выдаче компании разрешения на строительство автозаправочной станции (далее - АЗС) администрация руководствовалась схемой расположения газопроводов, согласно которой газопровод "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" проходит на другой стороне федеральной дороги М-29, за пределами 100 м от строящегося объекта, в связи с чем при выдаче разрешения согласование с газотранспортной организацией не требовалось.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.03.2020 до 14 часов 25 минут 18.03.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, ПАО "Газпром" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.11.2016 N 01/1600-Д-8/17 аренды имущества, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т.д.), согласно прилагаемым перечням (приложение N 1) для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
Общество в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии принятых объектов магистрального газопровода на территории Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия, Ставропольского края и Республики Южная Осетия.
По территории Республики Северная Осетия-Алания проходит газопровод - отвод "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" диаметром 400 мм (0-7,6 км), диаметром 200 мм (7,6 - 82,9 км), рабочее давление Рпр=5,4 Мпа, который введен в эксплуатацию в 1980 году.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.03.2007 серии 15 АЕ 757573 собственником газопровода является ОАО "Газпром" (с 17.07.2015 - ПАО "Газпром").
Согласно уставу общества и договору аренды от 30.11.2016 на общество возложена обязанность по эксплуатации арендованных объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с правилами технической эксплуатации, промышленной безопасности, по осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества ЕСГ, которое согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта от 12.12.2013 N А35-01214, выданному Ростехнадзором, относится к опасным производственным объектам (выкопировка из лицензии).
В целях недопущения нарушений минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения, общество регулярно предоставляло сведения о расположении газопроводов в органы местного самоуправления Кировского района, о чем свидетельствуют схема расположения газопровода с отметкой администрации Кировского района; реестры за 1999, 2004, 2005, 2006, 2008, 2012 и 2015 годы о вручении землепользователям уведомлений о прохождении магистрального газопровода; акты от 13.01.2004, 15.06.2006, 11.11.2008, 29.02.2012 о нанесении на карту Кировского района расположения газопроводов Моздокского ЛПУГМ, средств ЭХЗ, кабелей связи Газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 15.02.2014 N 3 выявлены нарушения зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов, а именно: на 61,2 км трассы магистрального газопровода - отвода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" слева от автомобильной дороги М-29 Ростов-Баку на повороте на с. Иран по направлению на запад в зоне минимальных расстояний газопровода (на расстоянии от 50 м до 94 м) построены спорные объекты.
Изложенные обстоятельства указывают на нарушение требований Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о гасоснабжении) и СНиП 2.05.06-85, согласно которым минимальное расстояние от оси газопровода до автозаправочной станции должно составлять не менее 100 м.
За компанией в ЕГРН зарегистрировано право собственности на спорные объекты недвижимости, основанием регистрации права собственности указан акт приемки законченного строительством потенциально опасного объекта и объекта повышенной опасности государственной приемочной комиссией от 13.09.2005 N 1 (свидетельства от 08.05.2007 серии 15 АЕ 761096, 15 АЕ 761097, 15 АЕ 761098).
Земельный участок с кадастровым номером 15:02:020301:0009, на котором расположен спорные объекты, также принадлежит компании; данный факт подтвержден свидетельством о регистрации права от 26.02.2008 серии 15 АЕ 761098.
Ссылаясь на допущенные при строительстве спорных объектов нарушения, общество обратилось с иском в суд.
Разрешая спор, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац 2 статьи 1 Закона о промышленной безопасности).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны), других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Соответствующие требования установлены в СНиП 2.05.06-85.
В пункте 3.16 СНиП 2.05.06-85 закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
СНиП 2.05.06-85 составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса предусмотрено, что права, определенные статьями 301-- 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Суд апелляционной инстанции назначил по делу судебную экспертизу, согласно заключению которой спорный газопровод, исходя из значений диаметра и рабочего давления, относится к I классу, категория - IV.
Применив при рассмотрении спора приведенные нормы права, Правила охраны, СНиП 2.05.06-85, а также результаты экспертного исследования, апелляционный суд установил, что с учетом технических характеристик газопровода спорные объекты возведены с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, без согласования с обществом - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией, расположены в зоне минимальных расстояний от газопровода на расстоянии 50 м до 94 м, то есть менее предельно допустимого - 100 м; данный факт подтвержден актом обследования от 15.02.2014 N 3 и планом-схемой расположения шурфов 61,2 км газопровода - отвода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" (стр. 18 заключения экспертов).
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Таким образом, суды апелляционной инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих нарушение закона и строительных норм и правил при возведении спорных объектов, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на компанию обязанности по его сносу.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующего.
Возражая против самовольности строительства, ответчик ссылался на то, что спорные объекты возведены на выделенном ему для этих целей земельном участке и приняты в эксплуатацию как объект повышенной опасности государственной комиссией по акту приемки от 13.09.2005 N 1; место строительства согласовано со всеми заинтересованными организациями, перечень которых указан в соответствующей форме акта согласования, в котором общество не значилось. Проект строительства прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение от 08.09.2004 N 211-2004. Отсутствие согласования места строительства АЗС с газотранспортной организацией явилось следствием ошибочных действий самого истца при уведомлении им администрации о месте расположения газопровода. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, в том числе копиями актов и реестров о нанесении на карты землепользования расположения газопровода с отметками представителя администрации о вручении, а также пояснениями администрации, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица.
Суды не оценили и не исследовали эти обстоятельства и доводы ответчика об отсутствии с его стороны недобросовестного поведения, осуществления им строительства спорных объектов без заведомого нарушения градостроительных, земельных норм и правил безопасности; о возникновение сложившейся ситуации в результате нарушений, допущенных самим истцом при составлении схемы расположения газопровода.
Суды также не учли, что приказом Минстроя России от 29.04.2019 N 246/пр "Об утверждении Изменения N 2 к СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы"" (введены в действие с 30.10.2019) внесены изменения в пункт 4 примечаний к таблице 4 раздела 7 (введены в действие с 30.10.2019; далее - СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы), согласно которым при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в гр. 3 - 9 таблицы (за исключением поз. 5, 8, 10, 13 - 16) и в гр. 2 (только для поз. 1 - 6) расстояний при условии оснащения трубопровода средствами автоматизированного отключения при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года проведения их диагностирования неразрушающими методами контроля.
Таким образом, на момент вынесения постановления действовала измененная редакция пункта 4 названных СНиП, которая не содержит условия об отнесении газопровода к определенной категории для сокращения минимального расстояния более чем на 30% при соблюдении соответствующих условий (наличия технико-экономического обоснования и оснащения трубопровода средствами автоматизированного отключения при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года проведения их диагностирования неразрушающими методами контроля).
Апелляционный суд не принял во внимание указанные обстоятельства и не установил соответствие размещения спорных объектов этим требованиям, а также наличие либо отсутствие возможности приведения спорного объекта в соответствие с установленными правилами землепользования и застройки, требованиями безопасности (возможно ли устранение ответчиком допущенного нарушения, в том числе путем переноса отдельных объектов для обеспечения эксплуатационной надежности и экологической безопасности действующего газопровода).
В связи с тем, что суд неполно установил обстоятельства по рассматриваемому делу, постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, для выяснения вопроса о возможности сокращения минимального расстояния от газопровода до спорных объектов с учетом требований, содержащихся в пункте 4 примечаний к таблице 4 раздела 7 СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А61-5969/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также не учли, что приказом Минстроя России от 29.04.2019 N 246/пр "Об утверждении Изменения N 2 к СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы"" (введены в действие с 30.10.2019) внесены изменения в пункт 4 примечаний к таблице 4 раздела 7 (введены в действие с 30.10.2019; далее - СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы), согласно которым при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в гр. 3 - 9 таблицы (за исключением поз. 5, 8, 10, 13 - 16) и в гр. 2 (только для поз. 1 - 6) расстояний при условии оснащения трубопровода средствами автоматизированного отключения при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года проведения их диагностирования неразрушающими методами контроля.
...
В связи с тем, что суд неполно установил обстоятельства по рассматриваемому делу, постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, для выяснения вопроса о возможности сокращения минимального расстояния от газопровода до спорных объектов с учетом требований, содержащихся в пункте 4 примечаний к таблице 4 раздела 7 СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2020 г. N Ф08-568/20 по делу N А61-5969/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-568/20
13.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2854/18
23.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-568/20
18.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2854/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5969/17