г. Краснодар |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А61-5969/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Баграм" (ИНН 1509003662, ОГРН 1031500650290) - Тедеева Л.Х. (директор), Шанаева В.А. (доверенность от 03.07.2021) и Халлаева Т.Р. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613), третьего лица - администрации местного самоуправления муниципального образования Кировского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А61-5969/2017, установил следующее.
ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Баграм" (далее - компания) о возложении обязанности снести многотопливную АЗС N 1, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009 по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, с. Иран, 499 км федеральной автодороги "Кавказ", в зоне минимальных расстояний газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" в составе: операторная АЗС размером 19 х 6 м, автозаправочные колонки для бензина, автозаправочная колонка для дизельного топлива, емкость для сжиженного газа объемом 7 куб. м, операторная АЗС СУГ размером 6 х 2,5 м, туалет, забор из бетонных плит на ленточном фундаменте размером 30 х 20 м, емкость для бензина под землей (далее - спорные объекты); запретить компании осуществление любой хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009, несовместимой с охранным режимом зоны газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация местного самоуправления муниципального образования Кировского района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.05.2018 исковые требования удовлетворены.
Определением от 17.10.2018 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Судебная коллегия пришла к выводу о ненадлежащем извещении ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 решение от 25.05.2018 отменено, исковые требования удовлетворены; на компанию возложена обязанность в течение двух месяцев с даты вынесения постановления снести за счет собственных средств спорные объекты, суд запретил компании осуществление любой хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009, несовместимой с охранным режимом зоны газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2020 постановление от 18.11.2019 отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Постановлением апелляционного суда от 13.04.2021 решение от 25.05.2018 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что апелляционный суд необоснованно принял в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение, которым не учтены положения актуальной редакции СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утвержден постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, далее - СНиП 2.05.06-85). Апелляционный суд не рассмотрел требование общества о запрете компании осуществлять любую хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером 15:02:020301:0009.
В отзыве на кассационную жалобу компания просит оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители компании возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, ПАО "Газпром" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.11.2016 N 01/1600-Д-8/17 аренды имущества, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т.д.), согласно прилагаемым перечням (приложение N 1) для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
Общество в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии принятых объектов магистрального газопровода на территории Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия, Ставропольского края и Республики Южная Осетия.
По территории Республики Северная Осетия-Алания проходит газопровод - отвод "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" диаметром 400 мм (0-7,6 км), диаметром 200 мм (7,6 - 82,9 км), рабочее давление Рпр=5,4 Мпа, который введен в эксплуатацию в 1980 году.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.03.2007 серии 15 АЕ 757573 собственником газопровода является ОАО "Газпром" (с 17.07.2015 - ПАО "Газпром").
Согласно уставу общества и договору аренды от 30.11.2016 на общество возложена обязанность по эксплуатации арендованных объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с правилами технической эксплуатации, промышленной безопасности, по осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества ЕСГ, которое согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта от 12.12.2013 N А35-01214, выданному Ростехнадзором, относится к опасным производственным объектам (выкопировка из лицензии).
В целях недопущения нарушений минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения, общество регулярно предоставляло сведения о расположении газопроводов в органы местного самоуправления Кировского района, о чем свидетельствуют схема расположения газопровода с отметкой администрации Кировского района; реестры за 1999, 2004, 2005, 2006, 2008, 2012 и 2015 годы о вручении землепользователям уведомлений о прохождении магистрального газопровода; акты от 13.01.2004, 15.06.2006, 11.11.2008, 29.02.2012 о нанесении на карту Кировского района расположения газопроводов Моздокского ЛПУГМ, средств ЭХЗ, кабелей связи Газопровода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола".
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 15.02.2014 N 3 выявлены нарушения зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов, а именно: на 61,2 км трассы магистрального газопровода - отвода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" слева от автомобильной дороги М-29 Ростов-Баку на повороте на с. Иран по направлению на запад в зоне минимальных расстояний газопровода (на расстоянии от 50 м до 94 м) построены спорные объекты.
Изложенные обстоятельства указывают на нарушение требований Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о гасоснабжении) и СНиП 2.05.06-85, согласно которым минимальное расстояние от оси газопровода до автозаправочной станции должно составлять не менее 100 м.
За компанией в ЕГРН зарегистрировано право собственности на спорные объекты недвижимости, основанием регистрации права собственности указан акт приемки законченного строительством потенциально опасного объекта и объекта повышенной опасности государственной приемочной комиссией от 13.09.2005 N 1 (свидетельства от 08.05.2007 серии 15 АЕ 761096, 15 АЕ 761097, 15 АЕ 761098).
Земельный участок с кадастровым номером 15:02:020301:0009, на котором расположены спорные объекты, также принадлежит компании; данный факт подтвержден свидетельством о регистрации права от 26.02.2008 серии 15 АЕ 761098.
Ссылаясь на допущенные при строительстве спорных объектов нарушения, общество обратилось с иском в суд.
Разрешая спор, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац 2 статьи 1 Закона о промышленной безопасности).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны), других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Соответствующие требования установлены в СНиП 2.05.06-85.
В пункте 3.16 СНиП 2.05.06-85 закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
СНиП 2.05.06-85 составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса предусмотрено, что права, определенные статьями 301-- 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Суд апелляционной инстанции назначил по делу судебную экспертизу, согласно заключению которой спорный газопровод, исходя из значений диаметра и рабочего давления, относится к I классу, категория - IV. Зона минимальных расстояний для такого типа газопровода до автозаправочных станций в соответствии со значениями, установленными в таблице 4 СниП 2.05.06-85*, составляет не менее 100 м.
Спорные объекты расположены в зоне минимальных расстояний от газопровода на расстоянии 50 м до 94 м, то есть менее предельно допустимого - 100 м; данный факт подтвержден актом обследования от 15.02.2014 N 3 и планом-схемой расположения шурфов 61,2 км газопровода - отвода "Ольгинское-Эльхотово-Чикола" (стр. 18 заключения экспертов).
Заключение содержит вывод о том, что имеется возможность сокращения нормируемого расстояния до 70 м от оси газопровода до автозаправочной станции в соответствии с пунктом 4 примечаний таблицы 4 СниП 2.05.06-85*.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции назначил повторную экспертизу, в результате которой установлено, что спорный газопровод относится к I классу, категория - IV. Зона минимальных расстояний для такого типа газопровода до автозаправочных станций в соответствии со значениями, установленными в таблице 4 СниП 2.05.06-85*, составляет не менее 100 м. Эксперт указал, что технико-экономическое обоснование разрабатывается с тем, чтобы подтвердить необходимость и экономическую целесообразность строительства. Поскольку газопровод построен и эксплуатируется с 1985 года, данное требование применимо к нему только в случае реконструкции.
Эксперт пришел к выводу, что имеется возможность обеспечения эксплуатационной надежности и экологической безопасности подземного газопровода при сокращении минимального допустимого расстояния от оси газопровода до объектов АЗС с соблюдением требования актуальной редакции СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06- 8 85. Магистральные трубопроводы". Для этого необходимо провести межевание земельного участка, осуществить его раздел на два смежных участка с различным назначением - для отдельно стоящих нежилых и подсобных строений (нормативное расстояние - 30 м, фактическое - 50 м) и непосредственно для автозаправочной станции (нормативное расстояние - 100 м, допустимое сокращение - до 71 м, фактическое - 75 м).
Апелляционный суд указал, что с 04.08.2018 вступили в силу введенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ изменения статьи 222 Гражданского кодекса. Новая редакция закрепляет презумпцию защиты добросовестного создателя самовольного объекта и не относит к самовольным постройкам здание (сооружение), возведенные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В этой связи по делам о сносе построек, расположенных в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, с 04.08.2018 необходимо устанавливать, знал и мог ли знать собственник постройки о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Если он не знал и не мог знать о действии таких ограничений, постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с возмещением убытков ее собственнику. Данный правовой подход приведен в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2020 N 88-КГ20-4.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о том, являются ли хозяйственные постройки самовольными постройками в смысле статьи 222 Гражданского кодекса, является осведомленность застройщика о наличии соответствующих ограничений в отношении его земельного участка.
Как видно из материалов дела, спорные объекты возведены на выделенном компании для этих целей земельном участке и приняты в эксплуатацию как объект повышенной опасности государственной комиссией по акту приемки от 13.09.2005 N 1; место строительства согласовано со всеми заинтересованными организациями, перечень которых указан в соответствующей форме акта согласования, в котором общество не значилось. Проект строительства прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение от 08.09.2004 N 211-2004.
Отсутствие согласования места строительства АЗС с газотранспортной организацией явилось следствием ошибочных действий самого истца при уведомлении им администрации о месте расположения газопровода. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, в том числе копиями актов и реестров о нанесении на карты землепользования расположения газопровода с отметками представителя администрации о вручении, а также пояснениями администрации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что строительство спорных объектов осуществлялось компанией без заведомого нарушения градостроительных, земельных норм и правил безопасности (отсутствует недобросовестное поведение), а сложившаяся ситуация возникла в результате нарушений, допущенных самим обществом при составлении схемы расположения газопровода.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, а также приложению 1 к названному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса и частью 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На основании статьи 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Исходя из положений части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 04.08.2018. Правила охраны магистральных газопроводов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названных Правил охраны магистральных газопроводов охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
Согласно пункту 3.15 Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденного приказом федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС под охранной зоной магистрального трубопровода понимается территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (пункт 5.6 СНиП 2.05.06-85*).
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1).
Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 20 статьи 106 Земельного кодекса указано, что орган государственной власти, орган местного самоуправления муниципального района не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, орган государственной власти, орган местного самоуправления, подготовившие сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории в случаях, предусмотренных пунктом 19 данной статьи, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию указанного решения или сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых, установлена зона с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 21 статьи 106 Земельного кодекса правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Границы зоны с особыми условиями использования территории в случае, если это предусмотрено положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, и (или) местоположение объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, должны быть обозначены на местности специальными знаками, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения таких знаков. Обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах зоны с особыми условиями использования территории не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Согласно части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.06.2019 собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.09.2019.
Согласно части 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), указанных в части 19 данной статьи, решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 01.01.2022.
В соответствии с частью 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
При этом в соответствии с частью 39 статьи 26 Закона N 342-ФЗ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков. Из материалов дела не следует, что в отношении спорного газопровода установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Апелляционный суд установил, что в выписке из ЕГРН в отношении принадлежащего компании земельного участка с кадастровым номером 15:02:020301:0009, указанные сведения отсутствуют. Выписка не содержит сведений о наличии каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка, принадлежащего компании.
Из пунктов 5, 7 и 9 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, следует, что не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны; объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат; не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание изложенное, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя о том, что апелляционный суд не рассмотрел требование общества о запрете компании осуществлять хозяйственную деятельность, надлежит отклонить, поскольку суд отказал в иске полностью. Режимы охранных зон магистральных газопроводов и зон минимальных расстояний различны. Запрещение определенных видов хозяйственной деятельности предусмотрено Правилами охраны магистральных газопроводов для охранных зон (25 метров по обе стороны от оси газопровода). В данном случае спорные объекты не находятся в охранной зоне и какая-либо деятельность ответчиком в этой зоне не ведется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств. Переоценка доказательств и выводов судебных инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А61-5969/2017 ставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
При этом в соответствии с частью 39 статьи 26 Закона N 342-ФЗ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков. Из материалов дела не следует, что в отношении спорного газопровода установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2021 г. N Ф08-568/20 по делу N А61-5969/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-568/20
13.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2854/18
23.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-568/20
18.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2854/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5969/17