г. Краснодар |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А63-10432/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация" (ИНН 7816653688, ОГРН 1177847372933), заинтересованного лица - Прокуратуры города Ставрополя, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуры Промышленного района города Ставрополя, акционерного общества "Ставропольгоргаз", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2019 по делу N А63-10432/2019, установил следующее.
ООО "Газ эксплуатация" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к прокуратуре Ставропольского края (далее - прокуратура края) о признании недействительным представления прокуратуры Промышленного района города Ставрополя (далее - прокуратура района) от 26.04.2019 N 7-90-2019 об устранении нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; возложении на заместителя прокурора Промышленного района города Ставрополя Докуто Е.Е. обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов общества (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 26.06.2019 суд заменил заинтересованное лицо по делу - прокуратуру района на прокуратуру края. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуру района.
Определением от 20.08.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Ставропольгоргаз" (далее - АО "Ставропольгоргаз").
Решением суда от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.12.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебные акты мотивированы тем, что вынесенное прокуратурой района представление является законным и обоснованным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.10.2019 и постановление апелляционной инстанции от 31.12.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что представление выдано с нарушением норм материального права, поскольку общество не является газоснабжающей организацией, а только осуществляет деятельность по установке в квартирах приборов учета газа на основании заявок физических лиц. Первичная установка прибора учета не является заменой газового оборудования. Несостоятельна ссылка суда на Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 (далее - Правила N 542), Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), поскольку в рассматриваемом случае указанные правила свое действие не распространяют на заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура района считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании поручения прокуратуры от 11.04.2019 N 7/2-217-2019 прокуратурой района с привлечением специалистов АО "Ставропольгоргаз" 23.04.2019 проведена проверка обособленного подразделения общества по вопросу соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности газового оборудования, в ходе которой установлено, что по состоянию на 23.04.2019 общество не соответствует требованиям Правил N 410 и 542, предъявляемым к специализированной организации:
- отсутствуют средства контроля и измерений, контрольно-измерительное оборудование, прошедшее метрологический контроль, сертифицированные материалы, комплектующие изделия, инструменты, приспособления, обеспечивающие возможность выполнения газоопасных работ (пункт 95 Правил N 410);
- отсутствует аварийно-диспетчерская служба, отсутствует соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования с газораспределительной организацией Ставрополя (пункт 46, пункт 7 раздела 2 Правил N 410);
- отсутствуют договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования между обществом (исполнитель) и гражданами (заказчиками) (пункты 4, 10 раздела 2 Правил N 410);
- в составе общества отсутствует штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники) (пункт 91 Правил N 410);
- отсутствуют должностные инструкции, устанавливающие обязанности, права и ответственность аттестованных сотрудников, а также производственные инструкции, устанавливающие последовательность выполнения технологических операций при производстве работ и условия обеспечения их безопасного проведения (пункт 92 Правил N 410);
- отсутствует журнал учета выдачи производственных инструкций сотрудникам общества; отсутствуют документы о прохождении переаттестации аттестованными сотрудниками по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, не реже 1 раза в 5 лет в объеме, соответствующем должностным обязанностям (абзац 1 пункт 93 Правил N 410);
- переаттестации сотрудников по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должна предшествовать их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утвержденных руководителями образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. Однако у общества отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт такой подготовки (абзац 2 пункт 93 Правил N 410);
- перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на объекте, аттестованный сотрудник специализированной организации должен пройти инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте в соответствии с установленным специализированной организацией регламентом. Однако у общества отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие наличие у организации такого регламента, а также факт прохождения инструктажа по техничке безопасности и стажировки на рабочем месте (пункт 94 Правил N 410);
- у общества отсутствуют программы технического обслуживания и проверки технического состояния используемого оборудования и средств испытаний, а также график поверки средств измерений, утвержденные техническим руководителем организации (пункт 96 Правил N 410);
- у общества отсутствует распорядительный документ руководителя организации о назначении лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ (пункт 142 Правил N 542);
- отсутствуют наряды-допуски на выполнение работ, а также журнал учета нарядов-допусков у общества;
- на проверку не представлены уведомления в газораспределительную организацию города Ставрополя о выполнении обществом газоопасных работ (пункт 142 Правил N 542).
По результатам проведенной проверки прокуратура района внесла представление от 26.04.2019 N 7-90-2019 об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Полагая, что названное представление является незаконным, нарушает права и интересы общества в сфере экономической деятельности, общество оспорило его в суде.
Судебные инстанции учли, что пунктом 1.2 ГОСТ Р 54961-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация (далее - ГОСТ Р 54961-2012) предусмотрено, что требования данного стандарта распространяются: на внутридомовое газовое оборудование многоквартирных и жилых домов, включая газопроводы и газоиспользующее оборудование помещений общественного назначения; газопроводы и газоиспользующее оборудование общественных и административных зданий.
К работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся: установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа (пункт 7.4.2 ГОСТ Р 54961-2012).
Согласно пункту 7.4.4 вышеназванного ГОСТа работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа.
К газоопасным работам, выполняемым в процессе эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, относятся: технологическое присоединение газопроводов сетей газопотребления к газопроводу сети газораспределения или групповой баллонной установке СУГ; первичный пуск газа в сети газопотребления при вводе ее в эксплуатацию, подключение индивидуальной баллонной установки к бытовому газоиспользующему оборудованию; первый розжиг горелок газоиспользующего оборудования (в том числе бытового) при вводе в эксплуатацию сетей газопотребления; отключение и возобновление подачи газа в сети газопотребления; отключение и подключение газоиспользующего оборудования к газопроводу сети газопотребления в процессе эксплуатации; техническое обслуживание газопроводов и газоиспользующего оборудования (в том числе бытового); техническое диагностирование газопроводов и техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования в жилых и многоквартирных домах; техническое обслуживание групповых и баллонных установок СУГ, замена в них баллонов; ремонт и переустройство сетей газопотребления с прекращением и последующим возобновлением подачи газа, установкой и снятием заглушек на газопроводах, выполнением сварки и газовой резки; локализация и ликвидация аварий; вывод из эксплуатации газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил N 410 и 542, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, ГОСТ Р 54961-2012, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 N 308-КГ14-6110, исходили из того, что установка (монтаж) приборов учета газа может осуществляться только специализированной организацией, под которой понимается не только газораспределительная организация.
Законодательство не ограничивает установку приборов учета только газораспределительными организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий, с учетом опасного характера проводимого вида работ.
Поскольку общество оказывает услуги по установке внутриквартирного и внутридомового газового оборудования (газовых счетчиков), которые относятся к категории газоопасных, оно должно соответствовать требованиям, предъявляемым к специализированной организации, оказывающей данные услуги.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2020 N 307-ЭС20-1535.
Между тем обществом нарушены пункты 3, 4, 6, 7, 10, 46, 91 - 94, 95 Правил N 410 и пункты 140, 142, 148, 149 Правил N 542, ГОСТ Р 54961-2012, в связи с чем не подтверждено право общества осуществлять действия по установке приборов учета газа, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Отклоняя довод общества о том, что первичная установка приборов учета газа не является заменой, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что из анализа положений пунктов 3, 6, 7 Правил N 410 и пункта 5.2.9 ГОСТ Р 54961-2012 следует, что такие действия в отношении газового оборудования относятся к опасному виду работ, проводимых специализированными организациями, а не любыми лицами. Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 17.01.2019 N 612/18-ВС общество имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Следовательно, в соответствии с информацией, имеющейся в выписке из реестра членов СРО, опасные работы не предусмотрены для выполнения обществом.
Доказательств отсутствия нарушений требований, предъявляемых к специализированной организации, общество в материалы дела не представило.
Судебные инстанции учли, что 11.01.2019 обществом в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору направлено уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (внесено в реестр 18.01.2019).
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции правомерно отклонили довод общества о том, что положения Правил N 410 и 542 и ГОСТа Р 54961-2012 в данном случае не применимы.
Поскольку представление прокуратуры не направлено на ограничение обществом рассматриваемого вида деятельности, в нем лишь содержится требование о необходимости принятия мер по устранению допущенных нарушений в области безопасности при установке внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, суды признали его законным, не нарушающим прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно указали на наличие в действиях общества нарушений требований Закона N 294-ФЗ, Правил N 410, Правил N 542, и о законности представления прокурора от 05.02.2019 N 7-90-2019.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2019 по делу N А63-10432/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку общество оказывает услуги по установке внутриквартирного и внутридомового газового оборудования (газовых счетчиков), которые относятся к категории газоопасных, оно должно соответствовать требованиям, предъявляемым к специализированной организации, оказывающей данные услуги.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2020 N 307-ЭС20-1535.
Между тем обществом нарушены пункты 3, 4, 6, 7, 10, 46, 91 - 94, 95 Правил N 410 и пункты 140, 142, 148, 149 Правил N 542, ГОСТ Р 54961-2012, в связи с чем не подтверждено право общества осуществлять действия по установке приборов учета газа, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Отклоняя довод общества о том, что первичная установка приборов учета газа не является заменой, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что из анализа положений пунктов 3, 6, 7 Правил N 410 и пункта 5.2.9 ГОСТ Р 54961-2012 следует, что такие действия в отношении газового оборудования относятся к опасному виду работ, проводимых специализированными организациями, а не любыми лицами. Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 17.01.2019 N 612/18-ВС общество имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Следовательно, в соответствии с информацией, имеющейся в выписке из реестра членов СРО, опасные работы не предусмотрены для выполнения обществом.
...
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции правомерно отклонили довод общества о том, что положения Правил N 410 и 542 и ГОСТа Р 54961-2012 в данном случае не применимы.
Поскольку представление прокуратуры не направлено на ограничение обществом рассматриваемого вида деятельности, в нем лишь содержится требование о необходимости принятия мер по устранению допущенных нарушений в области безопасности при установке внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, суды признали его законным, не нарушающим прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно указали на наличие в действиях общества нарушений требований Закона N 294-ФЗ, Правил N 410, Правил N 542, и о законности представления прокурора от 05.02.2019 N 7-90-2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2020 г. N Ф08-1777/20 по делу N А63-10432/2019