г. Краснодар |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А32-14303/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - крестьянского хозяйства "Нива" (ИНН 2303003090, ОГРН 1022300714182) - Савина Р.В. (доверенность от 04.09.2019), Подиевой Ж.Я.
(глава хозяйства), Подиева Ю.А. (член хозяйства), в отсутствие представителей ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район (ИНН 2303010026, ОГРН 1022300715480), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района (ИНН2303023681, ОГРН 1052301315880), администрации Рязанского сельского поселения Белореченского района (ИНН 2303023593, ОГРН 1052301315549), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского хозяйства "Нива" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А32-14303/2019, установил следующее.
Крестьянское хозяйство "Нива" (далее - хозяйство) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к администрации муниципального образования Белореченский район (далее - администрация района) о понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью 530 000 кв. м (53 га) с кадастровым номером 23:39:0000000:2202, расположенного относительно ориентира с адресом: Краснодарский край, Белореченский район, с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - земельный участок) в предложенной хозяйством редакции до 08.09.2024 на основании постановления главы города Белореченска Краснодарского края от 08.09.1999 N 2053.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Белореченского городского поселения Белореченского района (далее - администрация городского поселения), администрации Рязанского сельского поселения Белореченского района (далее - администрация сельского поселения).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020, в удовлетворении исковых требований отказано со следующей мотивировкой. Постановление главы города Белореченска Краснодарского края от 08.09.1999 N 2053 само по себе не свидетельствует о возникновении арендных правоотношений, объектом которых является земельный участок. Договор аренды сторонами не заключен. У хозяйства отсутствует преимущественное право на пролонгацию арендных отношений. Хозяйство не вправе требовать предоставления земельного участка без проведения торгов.
Хозяйство обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Постановление главы города Белореченска Краснодарского края от 08.09.1999 N 2053 является действующим. Договор аренды земельного участка, включенного в фонд перераспределения в связи с прекращением деятельности крестьянских хозяйств, должен был заключаться органом местного самоуправления на срок не менее 5 лет. Нормы действующего в настоящий момент земельного законодательства к возникшим в 1999 году правоотношениям неприменимы. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Хозяйство с момента издания муниципального ненормативного акта о предоставлении ему земельного участка использует последний и вносит арендные платежи. Администрация района обязана заключить с хозяйством договор аренды земельного участка. Инициирование и проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов хозяйства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 подлежащими отмене с принятием нового судебного акта.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что решением исполнительного комитета Белореченского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 04.12.1991 N 691/22 главе хозяйства для организации крестьянского хозяйства предоставлен в аренду на 25 лет земельный участок площадью 14 га. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам города Белореченска предписано обеспечить отвод земельного участка в натуре, изготовить договор аренды с планом и экспликацией земель.
Постановлением главы города Белореченска Краснодарского края от 17.12.1997 N 2385 хозяйству дополнительно предоставлен в аренду на 25 лет земельный участок площадью 20 га. Констатировано нахождение у хозяйства в аренде 34 га земли. Белореченскому объединенному комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.
Постановлением главы города Белореченска Краснодарского края от 08.09.1999 N 2053 хозяйству дополнительно предоставлен в аренду на 25 лет земельный участок площадью 19 га. Констатировано нахождение у хозяйства в аренде 53 га земли. Белореченскому объединенному комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.
Кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 23:39:0000000:2202 осуществлен 08.09.1999 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 26.03.2019 N 99/2019/252870378). В 2016 году хозяйство за свой счет обеспечило выполнение кадастровых работ и изготовление межевого плана земельного участка по заключенному с кадастровым инженером договору от 05.04.2016 N 39/16-м-64/1. В государственный реестр недвижимости внесены соответствующие уточнения.
Хозяйство, указывая на свое добросовестное использование земельного участка более 20 лет, ссылаясь на подлежащий по его мнению применению по аналогии подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, обратилось в администрацию района с заявлением от 18.02.2019 о понуждении к заключению договора аренды земельного участка, приложив проект соответствующего договора. Администрация письмом от 18.03.2019 N 435/01-43 известила главу хозяйства о принятом решении об отказе в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов. Решение мотивировано неприменимостью к хозяйству нормы подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса ввиду отсутствия у него статуса арендатора земельного участка.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По общему правилу, установленному положениями Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, заключается в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6). Возможность реализации предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса права не поставлена в зависимость от способа заключения первоначального договора аренды (на торгах или без их проведения).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого лица, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что хозяйство, с которым во исполнение муниципальных ненормативных правовых актов 1991-1999 годов не был заключен договор аренды, не может быть признано субъектом права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пунктов 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах законодателем названа защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в сфере такой деятельности (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса). Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса).
Действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П).
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Данная норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), практически не претерпела изменений с момента издания главой города Белореченска Краснодарского края актов о предоставлении хозяйству земельного участка в аренду на 25 лет.
Действовавшим до 17.06.2003 Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 348-1) определялись экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (преамбула). Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства основывалась на использовании имущества и находящихся в его пользовании, в том числе на праве аренды земельных участков (пункт 1 статьи 1). Создание крестьянского хозяйства неразрывно связывалось с реализацией гражданином права на получение земельного участка для этих целей (пункт 1 статьи 4). Регистрации крестьянского хозяйства районным (городским) Советом народных депутатов предшествовало, в том числе подписание договора аренды земельного участка (пункт 1 статьи 9).
Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставлялось право на использование земли в соответствии с условиями ее предоставления и вменялись в обязанности эффективное использование земли в соответствии с целевым назначением, повышение ее плодородия, осуществление комплекса мероприятий по охране земель, недопущение ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, своевременное внесение арендной платы за землю, а также своевременное представление в районный Совет народных депутатов сведений о состоянии и использовании земель, а также сведений, необходимых для ведения земельного кадастра (подпункт "а" пункта 2 статьи 10, статья 11 Закона N 348-1).
При этом, Советы народных депутатов, Государственный комитет по земельной реформе и его органы на местах должны были осуществлять государственный контроль за использованием крестьянским хозяйством предоставленных ему в пользование земель (статья 13 Закона N 348-1).
В настоящее время, в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", администрация района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса, обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Положениями Земельного кодекса определен принцип платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснил следующее. К договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, установленный уполномоченным органом, а изменения регулируемой арендной платы (формулы расчета, ее компонентов, ставок арендной платы) применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Стороны договора, заключенного до вступления в силу Земельного кодекса, могут связать изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям (пункт 16). Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без дополнительного изменения договора (пункт 19).
Судебная практика последовательно исходит из недопустимости создания судебным актом правовой неопределенности в спорных правоотношениях. Положение, при котором хозяйство фактически использует земельный участок на основании действующих ненормативных правовых актов органа местного самоуправления в отсутствие соответствующего договора, создает предпосылки для такой неопределенности.
Хозяйство на протяжении длительного периода (с 1999 года) использует земельный участок в строгом соответствии с условиями его предоставления в аренду. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в названный период со стороны контролирующих органов к хозяйству предъявлялись какие-либо претензии относительно неэффективного использования земельного участка, нарушения его целевого назначения, понижения плодородия, непроведения мероприятий по охране земель, ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, непредставления отчетных сведений. Хозяйство регулярно вносило и продолжает вносить соответствующие арендные платежи, а органы местного самоуправления принимают их.
Установленный актами главы города Белореченска Краснодарского края о предоставлении хозяйству земельного участка срок аренды на момент рассмотрения спора не истек. Сложившаяся ситуация явилась следствием длительного неисполнения органами местного самоуправления обязанностей по подготовке и направлению хозяйству проекта договора аренды земельного участка с необходимыми приложениями. Администрация района категорически не возражает против удовлетворения иска хозяйства. В этих условиях единственно возможным способом защиты нарушенного права хозяйства как добросовестного участника земельно-правовых отношений является понуждение в судебном порядке администрации района к заключению договора аренды земельного участка до окончания срока аренды, установленного в актах главы города Белореченска Краснодарского края 1991-1999 годов. Арендная плата с учетом фактически достигнутой сторонами договоренности должна определяться с учетом действующих нормативных актов.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса арбитражному суду кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы предоставлено право отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, либо законность постановления арбитражного апелляционной инстанции повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-14303/2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А32-14303/2019 отменить.
Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район (ИНН 2303010026, ОГРН 1022300715480) заключить с крестьянским хозяйством "Нива" (ИНН 2303003090, ОГРН 1022300714182) договор аренды земельного участка площадью 530 000 кв. м (53 га) с кадастровым номером 23:39:0000000:2202, расположенного относительно ориентира с адресом: Краснодарский край, Белореченский район, до 08.09.2024 для сельскохозяйственного производства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснил следующее. К договору аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, установленный уполномоченным органом, а изменения регулируемой арендной платы (формулы расчета, ее компонентов, ставок арендной платы) применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Стороны договора, заключенного до вступления в силу Земельного кодекса, могут связать изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям (пункт 16). Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без дополнительного изменения договора (пункт 19)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2020 г. N Ф08-3521/20 по делу N А32-14303/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3521/20
27.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20212/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14303/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14303/19