г. Краснодар |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А32-22658/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Гаврилова Ивана Михайловича (ОГРНИП 308230414400048, ИНН 230400014002) - Быховой Н.И. (доверенность от 15.01.2019), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Волкова Р.В. (доверенность от 26.12.2019), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Ивана Михайловича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу N А32-22658/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Гаврилов Иван Михайлович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги от 14.02.2019 N 202-06.3-27-4006/19; возложении на министерство обязанности принять решение о заключении с предпринимателем без проведения торгов договора аренды лесного участка общей площадью 5 га, местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 38А, часть выдела 33, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-01-08-00205, кадастровый номер 23:40:0502000:51; направить в адрес предпринимателя решение о заключении без проведения торгов нового договора аренды указанного лесного участка (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс, т. 3, л. д. 159).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет).
Решением от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием совокупности условий, подтверждающих право заявителя на заключение договора аренды на новый срок (статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пункт 2.10 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов), утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018 (далее -регламент)). В оспариваемом отказе министерство указало на неоднократное привлечение арендатора к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 N 1081 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств" срок действия лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества установлен до 2019 года. Для осуществления рекреационной деятельности проект освоения лесов разрабатывается на срок, не превышающий срока действия лесохозяйственного регламента. Приказом министерства от 01.02.2018 N 181 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств" утвержден лесохозяйственный регламент Геленджикского лесничества со сроком действия до 2029 года. На момент рассмотрения заявления арендатора проект освоения лесов на государственную экспертизу в министерство не представлен, чем нарушен пункт 3.4.3 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 241/12-08.
Кроме того, в нарушение пунктов 3.4.4, 8.6 данного договора заявитель не обеспечил ежегодную подачу лесных деклараций, отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об использовании лесов. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 17.04.2009, то есть по истечении 4 месяцев от даты подписания, чем нарушен пункт 3.4.20 договора.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 15.10.2019 и апелляционное постановление от 19.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что административная ответственность за правонарушения уже понесена, повторное претерпевание негативных последствий в виде отказа министерства в заключении договора аренды на новый срок противоречит конституционному принципу однократности наказания. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", приказ министерства от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" не предусматривают конкретные сроки предоставления соответствующего проекта на государственную экспертизу. Отсутствие лесных деклараций обусловлено неиспользованием исследуемого лесного участка в период с 2010 - 2011 гг., тогда как по действующему лесному законодательству Российской Федерации декларации подают лица, непосредственно занимающиеся воспроизводством лесов.
В отзыве министерство поддержало выводы, изложенные в судебных актах, сославшись на отсутствие совокупности условий, необходимых для использования преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Третье лицо явку представителя не обеспечило, извещено на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Определением от 26.03.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 14.05.2020 до 16 часов 00 минут на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 "О приостановлении личного приема граждан в судах", о чем информация заблаговременно размещена в сети Интернет. В назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель и государственное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" заключили договор аренды лесного участка от 10.12.2008 N 241/12-08, согласно которому арендатору предоставлен лесной участок площадью 0,5 га, местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал N 38А, часть выдела N 33, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00205, сроком на 10 лет (т. 1, л. д. 33 - 38).
21 февраля 2019 года предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении указанного лесного участка в аренду без проведения торгов.
Решением министерства от 14.02.2019 N 202-06.3-27-4006/19 заявителю отказано в оказании государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду без проведения торгов по мотиву ненадлежащего исполнения арендатором условий договора аренды лесного участка.
Считая данный отказ противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
На основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 данного Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018 утвержден регламент по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов).
Согласно подпункту 3 подпункта 2 пункта 2.10 регламента одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов, является несоблюдение условия об отсутствии случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом.
Пунктом 3.4.4 договора аренды на арендатора возложена обязанность ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Разрешая данный спор, суды исходили из отсутствия доказательств представления арендатором лесных деклараций с 2010 по 2014 годы, за 2018 год. При этом в силу пункта 8.6 договора аренды существенными условиями являются представление отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно пункту 2 приложения N 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме" отчет должен представляться ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не представляется.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не представил доказательств осуществления арендатором в заявленный период мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, поэтому условия для указания о нарушении арендатором пункта 3.4.4 договора аренды у судов отсутствовали. Нарушение срока обращения за регистрацией договора аренды (пункт 3.4.20) с учетом его последующей государственной регистрации также не может служить достаточным основанием для вывода о существенном нарушении арендатором условий договора.
Однако данные ошибочные выводы не привели к принятию неправильных судебных актов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды предыдущих судебных инстанций установили, что арендатор неоднократно привлекался к административной ответственности (постановления от 01.06.2015 N 175-Л, 09.07.2018 N 293-Л/2018, 09.07.2018 N 294-Л/2018 - т. 87 - 96).
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии у заявителя права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, надлежит признать верным, поскольку предприниматель допустил неоднократное нарушение условий заключенного ранее договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, и нормы права применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (чек от 30.01.2020 N 8456196).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу А32-22658/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 данного Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
...
Согласно пункту 2 приложения N 3 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме" отчет должен представляться ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не представляется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2020 г. N Ф08-1757/20 по делу N А32-22658/2019